«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pozn.razv_._-_14.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. У.Эмерсон
Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
« Расскажи - и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Задачи исследовательской деятельности. Старший возраст. 1 . Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 2.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно. 3.Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. 4.Развитие желания пользоваться терминологией.
5-6 лет Период любознательности. Привычка задавать вопросы, самостоятельно искать на них ответы. Осваивают приемы классификации. Формулируют задачи самостоятельно. Воспринимают инструкции по технике безопасности. Устанавливают причинно-следственные связи. Делают выводы. Образно-символический материал. Опыты. Эксперименты. Собирание коллекций. Все типы материалов с более сложным материалом. Геометрические эталоны. Человек. 6-7 лет Детям доступны сложные умственные операции. Выдвигают гипотезы, проверяют их истинность. Делают выводы о скрытых свойствах предметов. Хорошо дифференцируют, самостоятельно придумывают методику проведения исследования. Могут работать самостоятельно. Выполняют правила безопасности. Владеют графическими и практическими способами фиксации результатов. Опыты. Длительные эксперименты. Собирание коллекций. Собирание гербариев. Экспериментальные задачи. Все типы материалов с более сложным материалом. Агрегатные состояния воды. Особенности исследовательской деятельности дошкольников.
Алгоритм проведения исследования 1.Выявление проблемы, которую хотелось бы исследовать. 2.Выбор темы исследования. 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, зачем проводится исследование), (выявить, изучить, определить). 4.Определение задач исследования (основных шагов ) . 5.Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза- это попытка предвидения событий . 6.Составление предварительного плана исследования. 7. Проверка гипотезы (проведение эксперимента, опыта, наблюдения). Вывод. 8.Возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей. Поддержание повышенного интереса детей к деятельности. 2. Создание в группе благоприятного микроклимата. 3. Создание в группе условий для детского экспериментирования в совместной и самостоятельной творческой деятельности детей. 4. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов. 5.Обучение детей: ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки. 6. Обучение детей наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. 7. Разработка методов стимулирования и поощрения детей. 8. Привлечение родителей к исследовательской деятельности.
1. Детей необходимо обучать постановке опытов; 2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: 3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности: -действие показывает педагог; -действие повторяет или показывает кто-либо из детей; -действие повторяет ребенок, -действие осуществляют все вместе . 4. Педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение . 5. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики. 6. Педагог должен видеть весь коллектив детей и, также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта. 7. Во время исследований должна быть спокойная обстановка. Правила безопасности при проведении исследовательской деятельности.
Памятка воспитателю. 1.Учить детей действовать самостоятельно . 2.Не сдерживать инициативы детей . 3.Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно . 4.Не спешить с вынесением оценочных суждений . 5.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: -прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями . -формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования 6.Учить анализу, синтезу, классификации, информации .
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.
Литература: А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». О.В.Дыбина «Неизведанное рядом». И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование». Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром». Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л.Н.Прохоровой . А.И.Савенков «Путь к одаренности . Исследовательское поведение дошкольников». Н.Рыжова «Игры с водой и песком»Обруч 1997.№2 . Т.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»- Дошкольное воспитание2003 №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию "Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию...
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»...
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи &nda...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»
Данная разработка мастер- класса может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...
Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Методическая рекомендация«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...
Тема самообразования: «Развитие познавательного интереса детей среднего возраста через исследовательскую деятельность» 21-22
Тема самообразования: «Развитие познавательного интереса детей среднего возраста через исследовательскую деятельность» 21-22...