"Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
материал по теме
"Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность»
(региональный компонент в образовании)
Воспитатель: Лазарева. Н. И.
Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира. Дети любят играть и действовать с разнообразными предметами, рассматривают, знакомятся с их свойствами и качествами. На мой взгляд, чем разнообразнее игровая деятельность, тем быстрее у ребенка формируется речевая активность. Для детей младшего дошкольного возраста познавательно-речевое развитие- это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Учитывая тот факт, что у детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие окружающего мира, стараюсь создать в группе такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно, радостно, интересно. Предметно- пространственная развивающая среда, группы полностью соответствует требованиям программы в условиях реализации ФГОС ДО, является содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Таким образом в группе созданы все условия для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка и прежде всего для формирования коммуникативно- речевой активности детей. «В пустых стенах ребенок не заговорит»- заметила в свое время Е.И.Тихеева. В группе оформлена зона для познавательно- речевого развития детей , имеющая разнообразное содержание и охватывающая разные виды детской активности. Главный принцип ее оформления - доступность. Все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей: дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, мини- библиотека. В образовательную программу нашего ДОУ входит региональный компонент образования, который используется во всех видах непосредственной образовательной деятельности, в том числе и с целью формирования коммуникативных способностей детей через познавательно- исследовательскую деятельность дошкольников. Региональный компонент образования предполагает обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей, являющейся комфортным по отношению к воспитанникам. Именно эти принципы лежат в основе формирования у дошкольников познавательно- речевой активности.
Эффективным средством развития детей в условиях реализации регионального компонента образования в нашем ДОУ стала музейная педагогика. Чтобы достичь желаемого эффекта, возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В.Г.Белинский. Общими усилиями воспитателей и родителей, бабушек и дедушек был создан мини- музей, в котором собраны подлинные экспонаты, представляющие культурно- историческую ценность нашего села
Все экспонаты, представленные в музее, располагаются не под стеклом, а вполне доступны детям. Такая обстановка мини- музея помогает достичь эффекта достоверности и стимулирует детскую любознательность. Здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать. Мини- музей позволяет детям приблизится к сокровищам народной культуры. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как: крынка, сундук, коромысло, лапти, чугун, ухват, самовар, тканые дорожки, берестяной туесок, кочерга, крынка, веретено и т.д. Музей располагает постоянным экспонатом «Русская вышивка». Только увиденные своими глазами и обыгранные в процессе игры- занятия, эти вещи становятся знакомыми и узнаваемыми. В рамках мини- музея провожу интересные беседы, увлекательные экскурсии, народные обрядовые праздники, развлечения, посиделки, при этом уровень восприятия фольклорных произведений становиться намного выше. Дети любят русские народные сказки, но запоминают и самостоятельно пересказывают лучше, если воспользоваться подлинными экспонатами мини- музея. Малыши одновременно радуются и удивляются, когда я им показываю как бабка: «По коробу поскребла, по сусекам помела, замесила тесто, испекла в печке колобок». Девочки любят укачивать тряпичную куколку и напевать колыбельную песенку:
Ой ты, котенька- коток,
Котик- серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Мою деточку качать.
В ходе доступных младшему возрасту бесед, стараюсь всегда связать, народные обрядовые праздники с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Наиболее любимыми играми стали: «Жмурки» «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Карусели» и т.д. Разученные прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Формировать у детей коммуникативные способности через познавательно- исследовательскую деятельность можно и по средствам календарного детского фольклора. Пословицы и поговорки, загадки и колядки позволяют мне, как воспитателю, грамотно и творчески организовать непосредственную образовательную деятельность, а также расширяют знания детей о сезонных изменениях в природе, способствуют приобщению к истокам русской народной культуры.
Старшие дошкольники с интересом слушают мой рассказ о том , из чего и как в старину люди изготавливали глиняную или деревянную посуду. По ходу беседы у детей появляется желание обследовать предметы кухонной утвари, узнать о них больше. Вследствие чего, они активно задают вопросы, соответственно, активизируется речь, обогащается словарь. При рассматривании старинной одежды показываю дошкольникам ткацкий станок и рассказываю о технологии изготовления холста из льна.
Музейная педагогика, основанная на творчестве, поиске новых методов, приемов и средств вызывает у детей истинный интерес, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения гордости к истории своего села.
Может быть, иногда не все получается, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Таким образом, уверенно использую региональный компонент образования, целенаправленно и систематически формирую у дошкольников коммуникативные способности через познавательно исследовательскую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...
Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...
ОПЫТ Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Опыт работы....
Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...