Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
учебно-методический материал по окружающему миру
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребёнка, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы по экологии. | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 98 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Ладушки» г. Орска»
Обобщение опыта работы.
Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Подготовила:
Коршикова Галина Викторовна воспитатель первой квалификационной категории.
Орск-2020
Воспитание экологической культуры – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: «Не делай того, не делай этого...» Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: «не рви!», «не шуми!», «не ломай!». Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит». Итак, «правила поведения» чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.
Поэтому, ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Нами была поставлена цель: воспитание экологически грамотного, социально активного ребёнка, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение поставленной цели осуществляли через решение следующих задач экологического воспитания.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам.
2. Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы.
3. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
4. Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач, были разработаны:
- Перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Комплекс познавательных интегрированных занятий.
- Экологические проекты, игры.
Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. В группе, центр науки и природы, который включает в себя:
- «зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;
- «огород» на окне;
- уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься зона библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;
- зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.);
- выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности;
- собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
- подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
-созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе); фильмов, мультфильмов.
- летом был создан огород на участке детского сада, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника;
В работе по экологическому воспитанию мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Формы работы:
- детское экспериментирование;
- экологические игры;
- экологические проекты;
- Икт;
- природоохранные акции;
- работа с родителями.
Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников, путь к познанию окружающего мира.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.
Основным содержанием исследований является:
- о человеке;
- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);
- о природных явлениях ( ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);
- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- о предметном мире.
Была разработана картотека опытов и экспериментов, подобраны материалы и научная литература. Дети с удовольствием проводят свои исследования в научной лаборатории.
Экологические игры - способ познания окружающего мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Содержанию игр придаем экологический характер: «Путешествие в лес», «Приготовим обед из полезных продуктов». Мы практикуем игры-ребусы, игры- медитации(« Я- Солнце», «Я- Дождь»), игры-исследования. Мы с детьми изготовили сенсорные коробки, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
На просторах интернета я нашла очень интересное пособие под названием «Круги Луллия». Заинтриговало название. Что такое «Круги Луллия». В XIII веке французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи, мышления, творчества у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»).
Ознакомившись более подробно и с дидактическим пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него.
Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».
Проекты: «Вода – что это такое?», «Дерево», «Апельсин», «Планета Земля в опасности», «Мусор Земле не к лицу!».
Инициаторами многих проектов были сами дети. Например, посадили косточку апельсина и в процессе наблюдений и интереса детей к росту апельсина, был разработан проект.
Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда девают старые вещи? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить « проблему ненужных вещей», мы разработали проект «Апсайклинг - это здорово!», «Мусор Земле не к лицу!». Проводили беседы и занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему защиты окружающей среды от влияния мусора. На занятии «Спасем реку Урал», дети средней группы изготовили фильтры для очистки воды. Разработали игры «Мусорзнайка», «Вредно - полезно», «Хорошо - плохо». Проводили конкурс рисунков на темы: «Не мусори в лесу», «О чем мечтает мусор», изготовили игры из бросового материала.
В своей работе мы использую кейс - технологии— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
У нас в группе есть «Жалобная книга природы», она рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь ее дарами, не заботятся о ней. Есть еще и Красная книга природы. Красный цвет ее оболочки – тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, птиц и растений. «Жалобная книга природы» - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Автор – сама природа.
Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, используем ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют нам более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, звукозаписи, видеофильмы.
Природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Виды акций:
Осень:
«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
Зима:
«Повесь кормушку».
«Досочка еловая - птичья столовая».
«Ёлочка – зелёная иголочка».
«Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,
наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).
«Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).
«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).
«Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
Совместно с родителями мы участвовали в городской акции «Повесь кормушку» в парке «Строителей». Родители совместно с детьми изготовили кормушки для птиц и белочек. Провели экскурсию по парку. Дети
неоднократно ездили в парк пополнять кормушки.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Работу с родителями ведется непрерывно, большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых (развлечениям, выставкам, совместным проектам). Родители участвовали в изготовлении игр для развития мелкой моторики, развития внимания и речи, с экологической направленностью..
Вывод.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста
Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...
Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №118» Сафоновой Анны Сергеевны. На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ "Детский сад №118" Сафоновой Анны Сергеевны на тему: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельно...
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность» Мастер – класс для педагогов.
laquo;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»Мастер – класс для педагогов....
Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...