Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по русской народной сказке «Кот, лиса и петух»
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, разработан на основе экологической сказки, написанной по мотивам русской народной сказки "Кот, лиса и петух" в рамках городского конкурса "Эко-педагог - 2023"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.37 КБ |
![]() | 399.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс методических разработок «ЭКО-педагог - 2023»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
по русской народной сказке «Кот, лиса и петух»
Шишкова Юлия Сергеевна
воспитатель без
квалификационной категории
МБДОУ «ДСОВ №41»
Программное содержание
Цель: расширять представление детей об экологически грамотном поведении в лесу посредством народного фольклора.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, лиса и петух», содержащей экологический компонент;
- пополнить словарь: береста, лыко, деготь, пожурить, подвох, хворост, бурелом;
- активизировать познавательный интерес к миру природы;
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- продолжать формировать умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать предпосылки ответственного и бережного отношения
к природе;
- воспитывать экологическую грамотность дошкольников;
- вызывать интерес у народному фольклору;
- воспитывать у детей нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми: «Друзья природы», «Прогулка в лесу», «Кто живет в лесах родного края»; «Зеленая аптека»;
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение за животными и птицами;
- Подвижные игры «У медведя во бору», «Через ручеек».
Материалы и оборудование:
- Декорации - деревья и цветы;
- Аудио-запись звуков природы;
- Магнитная доска и фигурки на магнитах для дидактической игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы сегодня оказались?
Дети: В лесу!
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Здесь много деревьев, кустов, поют птички.
Воспитатель: Ребята, вы правы. Мы с вами находимся в лесу, где свежий воздух, много разных растений и деревьев. Здесь же живут лесные обитатели - животные, птицы, земноводные - змеи, лягушки… Лес их дом! Уютный и такой родной. Но, так бывает не всегда, иногда человек вмешивается в природу и наносит ей серьезный вред. Например, так произошло в одной известной сказке и очень повлияло на жизнь лесных обитателей. Присаживайтесь, сейчас я вам ее расскажу.
Рассказ сказки «Кот, лиса и петух»
Воспитатель: Ну как, ребята, понравилась Вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Во скажите, кто из героев оказался самым непослушным?
Дети: Петушок!
Воспитатель: Кто за ним охотился?
Дети: Лиса!
Воспитатель: А как вы думаете, чем навредили люди героям сказки - петушку и котику?
Дети: Они вырубили, испортили лес и котику приходилось уходить работать далеко от дома, оставляя петушка. Лиса этим и воспользовалась.
Воспитатель: Да, так оно и есть. А сейчас я вам предлагаю немного размяться и погулять по лесной полянке.
Физминутка «Мы в лесу»
По тропинке мы идем (шагают по кругу)
Нам преграды нипочем (прыжки вперед- назад)
Руки вверх мы поднимаем (руки тянут вверх)
с веток ягоды срываем (тянутся, кисти сжимают и разжимаю)
Рядом зайчик пробежал, лапкой нам он помахал
Мы ему ответим тоже (машем руками поочередно)
Быть невежливым негоже (грозят пальцем).
Воспитатель: Ребята, лес приносит пользу не только животным и птицам, он важен для человека. Он дает людям материалы для строительства, для здоровья - мед, целебные растения и травы, много ценных продуктов - ягоды, грибы, орехи. Поэтому, важно заботиться о нем и сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра : «Поможем лесным жителям»
Воспитатель: Перед нами целый лес, в котором и происходили события сказки. Но, смотрите внимательнее, что-то в нем не так!
Дети: Там мусор!
Воспитатель: Конечно, мусору в лесу не место. Давайте вы по очереди будете подходить и убирать лишние предметы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Поглядите, какой чистый стал лес! Но, все же какой-то он пустой, неуютный, чего то в нем не хватает…
Дети: Мало деревьев, нет ягод-грибов..
Воспитатель: Правильно, и это мы с вами можем исправить.
Дети размещают на магнитной доске оставшиеся детали - кустики, деревья, грибочки, ягодки.
Воспитатель: Вы прекрасно справились с задачей! Ребята, скажите, а что нельзя забывать нам - людям, чтобы с лесом не случилось такой беды?
Дети: Нужно соблюдать правила поведения в лесу (если дети затрудняются, педагог помогает).
Воспитатель: Конечно, мы приходим в лес, как в гости и важно знать, как тут себя вести. Предлагайте свои варианты правил.
Давайте все вместе озвучим три главных правила (делаем совместные выводы):
- Мусор забирать всегда с собой
- Не ломать деревья, не вырывать растения с корнем.
- Не оставлять непотушенный костер!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку, благодаря которой мы узнали много нового о лесе и правилах поведения в нем.
Предварительный просмотр:
Экологическая сказка, созданная на основе
русско-народной сказки
«Кот, петух и лиса»
Автор: воспитатель Шишкова
Юлия Сергеевна
Кот да петух в лесочке жили, жили- не тужили, с соседями дружили. Котик был большой мастак - бересту, лыко драл, лапти плел, мед собирал, да в бочки катал. В лес ходил, петушку наказ оставлял: «Я пока в лесу тружусь, ты по дому хлопочи, ешь калачи, да меня жди. Только дверь не отпирай и лисичку не пускай!»
Только котик за порог, а плутовка к дому скок. Сладким голосом поет, петушка к себе зовет:
«Петушочек-петушок!
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Принесла тебе горошку,
Погляди скорей в окошко!»
Петушок выдержать соблазн не смог, глянул в окошко, кто принес горошка? А лиса его и хвать, да к себе домой бежать. Раскричался петушок, чтобы спас его коток:
«Котик-братик, помогай!
У лисички отбивай!
Унесет меня лиса
За темные лесаааа!»
Недалёко кот трудился, услыхал он друга зов и примчался со всех ног. Отобрал кот петушка, пожурил его слегка и наказ ему дает:
«Петя, рядом лес пустой, нету лыка, нету дров…
Люди все повырубали, одни пни пооставляли…
Эх, чтобы промышлять, мне придется поискать.
Поискать в глуши лесной мед, смолу и бересту…
А ты дома сиди и к окну не подходи,
А то съест тебя лиса, не оставит и хвоста.»
Только котик за порог, к домику лисичка скок. Сладким голоском поет, петушка к себе зовет:
«Петушочек-петушок!
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Принесла тебе горошку,
Погляди скорей в окошко!»
Тихо петушок сидит и в окошко не глядит… Помнит котика наказ и лисичку ту боясь. А плутовка разошлась, снова петь тут принялась:
«Петушочек, петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Тут бояре проезжали,
Мешок с пшеном потеряли!
И лежит кругом пшено,
Очень вкусное оно!»
Где стерпеть тут петушку, не поддаться голоску? Посмотреть одним глазком, двор засыпанный пшеном… Глянул он всего разок, а лиса к нему и скок, цепко лапой захватила, в лес дремучий потащила. Закричал тут петушок, громко-громко, сколько мог:
«Котик-братик, помогай!
У лисички отбивай!
Унесет меня она
За темные лесаааа!
Котик, котик, спасай,
Из беды выручай…»
Далеко был кот-коток, но услышал голосок, слабый голос дружка, глупенького петушка. Побросал он бересту, да вязку хворосту и пустился бежать, Петю-друга выручать. Кот догнал плутовку, рыжую воровку, отобрал петушка и журил уж не слегка:
«Любопытный мой дружок!
Неужели невдомек, что с лисою шутки плохи
И не чуешь ты подвохи?
Больше ты не выходи и в окошко не гляди!
Лес все хуже и все реже, и вокруг одни лишь плеши.
Не найти ни хворостинки, ни березки для корзинки…
Люди выжгли, засорили, дом наш весь разворошили..
Завтра утром, спозаранку ухожу я на полянку,
Далеко она от дома, там вдали, за буреломом.
Если попадешь в беду, я на помощь не приду».
Только котик за порог, к домику лисичка скок. Сладким голоском поет, петушка к себе зовет:
«Петушочек, петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Тут такие чудеса!
Поукатана гора!
Под горой той сани,
Сани-самокаты!
Они сами катят,
Сами ехать хотят!»
Где тут, где тут утерпеть, и на сани не глядеть? Но, наш Петя уж умен, не глядит в окошко он -«Не обманешь ты меня, не утащишь во леса!». А сам думает: «Уберешься восвояси, вот тогда и погляжу!»
А лиса то та хитра, отвечает неспроста: « А какая мне судьба так обманывать тебя? Как захочешь, поглядишь, нет, так дома посидишь! Ну а мне к себе пора, ждут меня уж там дела». А сама за дом забилась и тихонько схоронилась.
Так, не слышно тут лису, стало скучно петушку. Все же глянул он в окошко, где там сани с чудесами, что и в горку едут сами? А лиса не растерялась, хвать добычу и бежать.
Воротился наш коток и ступил он на порог. Глядь, пуста его изба, нету дома петушка. Сразу понял, тут беда, унесла его лиса. Чтобы время не терять, кот отправился искать. Вышел к домику плутовки и позвал ее, воровку: «Лиса, выходи!»
У плиты лиса хлопочет, к гостю выходить не хочет. Попросила петушка: «Петя, выйди, погляди, и обратно заходи». А коту того и надо, друга хвать и давай домой бежать. Да, лиса хоть и хитра, но сглупила тут она.
Поумнел наш петушок и запомнил тот урок. Да и люди перестали портить лес, да жечь костры , убрали мусор - три горы. Решили - нужно прекращать леса в помойку превращать! С тех пор лисичка позабыла дорогу к домику друзей, а кот на промысел уходит, но близко к дому все находит. Не нужно уж ему плутать и в чаще лыко добывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/19/picture-34936.jpg)
Рассказывание русской народной сказки: "Кот, лиса и петух"сказки
Конспект по литературе для младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291464-1378479010.jpg)
Конспект ООД по развитию зрительного восприятия по русской народной сказке "Кот, лиса и петух"
Конспект ООД по развитию зрительного восприятия с использованием сказки. В текст сказки включены специальные игры и упражнения по развитию глазодвигательных функций, развитию предметности восприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678684-1443859625.jpg)
Презентация русской-народной сказки "Кот, лиса и петух".
Данная презентация выручит Вас на занятиях по развитию речи, если в книжном уголке не окажется русской-народной сказки "Кот, лиса и петух"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/26/picture-174950-1498468735.jpg)
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/25/picture-1039499-1527233284.jpg)
Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.
Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1264861-1598863858.jpg)
Занятие по Чтению художественной литературы в второй младшей группе На тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух».
Занятие по Чтению художественной литературы в второй младшей группе На тему: рассказывание русской народной сказки «Кот, лиса и петух»....
Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе на тему: «Приобщение к ценностям – дружба на примере русской народной сказки «Кот, лиса и петух»
Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе...