Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка». (Реализация образовательной области «Познавательное развитие».)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рязанцева Виктория Сергеевна

Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh_nevidimkaa.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» комбинированного вида г.Кондрово

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в средней группе

на тему: «Воздух невидимка». (Реализация образовательной области «Познавательное развитие».)

Подготовила: Рязанцева В.С.

воспитатель первой

квалификационной категории.

г.Кондрово, 2020г.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка».

Цель: формирование представления  детей о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представления детей о воздухе; с помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы;
  • активизировать речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать позитивное отношение к неживой природе; желание исследовать её всеми доступными способами; бережное отношение к окружающей среде.

Пособия и материалы: 

полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, резиновые игрушки на каждого ребенка,  воздушные шары.

Предварительная работа:

 игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».

Словарная работа: парашют, исследователь, опыт, прозрачный.

План занятия:

1.Орг. момент. Игра с воздухом «Парашют»

2. Опыт «Поймай воздух пакетом»

3.Опыт «Воздух внутри нас»

4.Физкультминутка

5. Опыт «Услышь воздух»

6.Опыт «НЕ дыши»

7.Дидактическая игра «Кому нужен воздух»

8.Рефлексия.

Ход:

— Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте все дружно с ними поздороваемся (дети здороваются).

1. Орг. момент. Игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель:

Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой  кусок ткани лежит у нас на ковре. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте с вами попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)

— А в нашей группе есть воздух? А как мы можем это проверить? (предположения детей)

— Ребята, давайте превратимся в настоящих исследователей, будем проводить разные опыты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?

— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?

— А как же нам его поймать?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)

2.Опыт «Поймай воздух пакетом»

А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)

— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)

— Что в них находится? (воздух)

— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)

(на доску выставляется карточка — символ)

— Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыты с воздухом. Но прежде, чем отправиться в лабораторию, давайте я напомню правила поведения.

— В лаборатории нельзя шуметь, перебивать друг друга. А еще вы должны быть внимательными, аккуратными и спокойными. Прошу вас пройти  и занять свои места.

— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

3.Опыт «Воздух внутри нас»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

Вот мы и узнали второй секрет воздуха.

— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)

— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

4.Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)

5.Опыт «Услышь воздух»

— Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.

— Что вы услышали? (звук)

— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)

Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.

Отметим результат с помощью карточки (ухо)

— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

— Сможет ли человек жить без воздуха?

6.Опыт «Не дышу»

— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)

— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

— Чего вам не хватало? (воздуха)

— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

7.Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).

8.Рефлексия

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух есть внутри каждого человека.        

3. Воздух при быстром движении создает звук.

4. Мы дышим воздухом.

— Ребята, вы все хорошо потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.

(воздушный шарик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе №2 с технологией интеграции в образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Масленица".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 комбинированного видаПриморского района Санкт-Петербурга       Конспект непосредствен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы  по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе на тему «Такие полезные камни» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познавательно...

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...