Конспект занятия в старшей группе «Хвойные деревья наших лесов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Представлен материал по формированию представлений у дошкольников о хвойных деревьях родного края (ель, сосна), их характерных особенностях, жизнедеятельности, значении для всего живого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_hvoynye_derevya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Хвойные деревья наших лесов»
Цель: формирование представлений у детей о хвойных деревьях родного края (ель, сосна), их характерных особенностях, жизнедеятельности, значении для всего живого.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.
- Формирование умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
- Развитие у детей логического мышления, внимания, умения находить ответы на поисковые вопросы.
- Формирование понимания у детей необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желания её беречь и охранять.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением, возьмемся за руки и скажем дружно: «Доброе утро!»
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Давайте поиграем.
Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку»
Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка. Слушайте первую загадку.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Слайд – Ель)
Воспитатель: Верно ответили. В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Слайд -Сосна).
Воспитатель: Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?
Сегодня мы научимся сравнивать эти два дерева.
Давайте сначала выясним, чем ель и сосна похожи друг на друга. Как вы думаете?
Ответ детей: у них есть иголочки.
Воспитатель: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоей называют … (хвойные).
Теперь посмотрим, чем же ель и сосна отличаются. Давайте посмотрим на экран и выясним, где растут деревья.
Слайд.
Сосна - неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах.
Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.
Сосна - светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это дерево теневыносливое.
Слайд .
Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.
Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные.
Теперь, ребята сравним деревья по внешнему виду.
Слайд.
Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.
Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.
Воспитатель: Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть. Выходите на коврик.
Музыкальная игра с ускорением «Елочки-пенечки»
Воспитатель: Отдохнули, теперь прошу вас подойти к своим столам. Я принесла веточки хвойных деревьев. Посмотрите на них.
Рассматривание веток ели и сосны.
А теперь, возьмите в руки, и потрогайте хвоинки. Какие они?
(Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)
Одинаковы ли они по размерам?
(Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.)
Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?
(Ответы детей.)
Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?
Дети: Еловая.
Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие, а ещё и не дружные. Растут на ветках по одной друг за другом.
Давайте познакомимся с другим деревом.
Воспитатель показывает ветку с сосны.
Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая?
Дети: Сосновая.
Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок?
Дети: Они длиннее еловых хвоинок.
Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?
Дети: По две-парами на пенечке.
У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.
Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?
Дети: Ёлкой, хвоей.
Вам нравится этот запах?
(Ответы детей.)
Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды.
Предлагаю немного размяться и провести физкультминутку.
Физкультминутка
Есть в лесу три полочки:
(хлопаем в ладоши)
Ели-ёлки-ёлочки.
(руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(руки вверх, встать на носочки)
На ёлках - птичьи голоса.
( руки в стороны, махи руками)
Внизу на ёлочках роса.
(руки вниз, присели)
Воспитатель: Ребята, предлагаю сравнить шишки деревьев.
У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они во многом отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шишка ели, другая округлая – сосны.
Ребята, кто хочет описать шишек ели? А кто расскажет про шишку сосны?
Предполагаемые ответы детей: Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
Воспитатель: Предлагаю взять в руки шишку и сделать массаж.
Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что находится внутри шишек?
Ответ детей: семена.
Воспитатель: Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Из семян вырастут новые деревья.
Ребята, запомните, лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. А как нужно беречь лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, нужно беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
Ребята, наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что запомнилось и понравилось?
Высказывания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в младшей группе «Дикие животные наших лесов»
Занятие для детей 3 - 4 лет с использованием ИКТ....
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....
Конспект занятия по образовательной деятельности «Познание» «Деревья нашего леса».
углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов и парков....
Конспект занятия в старшей группе "Свойства дерева и металла"
Цель: Учить узнавать и изучать окружающий мир через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.2....
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «В лесу»
Конспект занятия...
Конспект занятия по окружающему миру "Хвойные деревья нашего леса"
Конспект занятия по окружающему миру "Хвойные деревья нашего леса"...
Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Дикие животные наших лесов»
Конспект познавательного занятия в старшей группе.«Дикие животные наших лесов»Цель.Уточнение и расширение представлений детей о диких животных Челябинской области (белка, заяц, волк,...