Конспект познавательного занятия в старшей группе. «Дикие животные наших лесов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательного занятия в старшей группе.
«Дикие животные наших лесов»
Цель.
Уточнение и расширение представлений детей о диких животных Челябинской области (белка, заяц, волк, лось).
Задачи.
1. Образовательная.
Формировать представление детей об образе жизни диких животных Челябинской области (белка, заяц, волк, лось) поздней осенью и зимой.
2. Развивающие.
Обобщить знания детей о типичных повадках зверей поздней осенью и зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: дупло, нора, логово, хищник. Развивать умение работать с моделями. Развивать умение отвечать полными предложениями; слушать и понимать аудиоречь. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать логику, творческое мышление и воображение.
3. Воспитательные.
Воспитывать любознательность, способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным. Преодолевать негативизм к занятиям.
Модели.
Приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание.
Материалы.
Картины с изображением зверей (белка рыжая и серая, заяц серый и белый, лось, волк, медведь). Трафареты питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, ягоды). Презентация, мультимедийное оборудование, флешкарта.
Ход занятия
I Организационный момент.
II Основная часть.
Введение в тему.
Презентация Слайд № 1
Картинки с изображением животных
Педагог: Кто это? (Белка, заяц, волк, медведь, лось, еж, лиса.) -Как назвать их одним словом? (Животные.) Где живут эти животные? Значит, это дикие или домашние животные? Правильно, это – дикие животные или звери. Повторите. Все эти животные живут в лесах Челябинской области.
Слайд № 2. Дим Димыч: Здравствуйте, ребята. Эти животные живут в лесу, но сейчас холодно, скоро – зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.
Педагог: Здравствуй, Дим Димыч. Дети, разве можно взять диких животных домой?
Дети: Нет, нельзя. Им нужна свобода, они сами строят себе жилище и в любую пору они находят себе пищу и не мерзнут.
Педагог: Давайте сядем на стульчики и расскажем Дим Димычу о диких животных.
1. Белка.
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Картинка: рыжая белка.)
Слайд № 2. Дим Димыч: Это белка, я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь, для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и кормить, а лучше до весны спать уложить.
Педагог: Можно ли так поступить с белкой? (Нет). Расскажем Дим Димычу о том, как белка готовится к зиме. Помогут нам модели.
Модель: линька.
Педагог: Как называется эта модель? Осенью белка линяет, меняет цвет шубки с ярко-рыжей на серую. Ксюша М., повтори. (Ребенок повторяет и выставляет картинку: серая белка.)
Модель: шерсть.
Педагог: Как называется эта модель? (Шерсть.) Кто расскажет?
Ребенок: Шерсть у белочки становится густая, пушистая и теплая.
Модель: жилье.
-Где живет белка? (Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.)
Модель: пища.
-Чем питается? (С осени запасает орешки, грибы.)
Педагог: Выберите только те трафареты, на которых изображено то, чем белка питается (2 ребенка).
Модели остаются на наборном полотне.
Вопросы:
-Как спасается от врагов? (Умеет быстро передвигаться с дерева на дерево – это ее спасает.)
Физминутка «Белочка».
2. Заяц.
Слайд № 4 Дим Димыч: Ладно, белку оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой; он такой маленький, любой его обидит:
Зимой белый,
Летом серый. (Картинка: серый заяц.)
Педагог: Расскажем Дим Димычу о том, как заяц готовится к зиме. Помогут нам модели. Модель линька. Кто расскажет?
Ребенок: Осенью заяц линяет, меняет цвет шубки с серой на белую. (Ребенок выставляет картинку: белый заяц.)
Модель шерсть. Кто расскажет?
Модель жилье. Как вы думаете, у зайца есть жилье? (Нет.) Почему? Правильно заяц зимой будет в снегу под кустом прятаться. Заметят ли его звери?
Модель пища. Расскажите о пище, используя трафареты. (Ребенок выставляет трафареты: кора деревьев, ветки.)
-Есть ли у зайца враги? (Лиса, волк.)
Как он от них спасается? (Спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)
3. Лось.
Дим Димыч: Ладно, я все понял и зайца тоже оставлю в лесу, не буду брать домой, А кто еще питается корой деревьев и ветками?
Дети: Лось (Картинка: лось.)
Педагог:
-Люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.)
-Какой у лося враг? (Волк.)
-Как лось спасается от волка? (Либо убегает от волка, либо защищается передними ногами, копытами.)
Мелкая моторика.
У зверей четыре лапы. (поочередно показать
по четыре пальца на правой и левой руках)
Когти могут поцарапать. («коготки»)
Не лицо у них, а морда. (соединить пальцы рук,
образовав шарик, разъединять и соединять пальцы)
Хвост, (ладони вместе, большие пальцы вверху)
усы, (указательными пальцами рисуем усы)
а носик мокрый. (круговые движения по кончику носа)
И, конечно, ушки (руки – к макушке, шевелить кистями рук)
Только на макушке.
4. Волк.
Дим Димыч: Вот, оказывается, какой волк плохой – он и за зайцами охотится, и за лосями и за косулями. Пожалуй, возьму я его к себе домой и научу питаться травой, а не бегать по лесу.
Педагог: Дети, а может волк выжить у дома у Дим Димыча? (Картинка: волк.)
Вопросы:
-Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, выносливый, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Являются «санитаром леса».) Итог: волк – хищник, волк – санитар леса.
-Где волк живет? (Кочующий образ жизни, волчьи стаи, лишь на время размножения поселяется в норе, нору роет волчица.) Ребята, еще волчью нору называют словом логово. Повторите: логово.
Дим Димыч: Нет, я лучше не буду волка домой брать, пусть он работает «санитаром леса».
5. Слайд № 4
Отрывок м/ф «Фиксики. Кормушка» (как зимуют звери).
III Итог.
Дим Димыч: Спасибо, ребята. Симка приготовила для вас флешкарту с видео о том, как звери готовятся к зиме.
Педагог: Спасибо, Дим Димыч. О ком мы говорили? Вечером мы посмотрим видео и поговорим о лисе, еже и других диких животных лесов Челябинской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye_nashih_lesov.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в старшей группе.
«Дикие животные наших лесов»
Цель.
1.Уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных Челябинской области (белка, заяц, медведь, волк, лось) поздней осенью и зимой.
Задачи.
1. Образовательная.
Обобщить знания детей о типичных повадках зверей поздней осенью и зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: дупло, нора, логово, хищник.
2. Развивающие.
3. Воспитательные.
2.
3.
Модели.
Приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание.
Материалы.
Картины с изображением зверей (белка рыжая и серая, заяц серый и белый, лось, волк, медведь в берлоге). Трафареты питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, ягоды). Презентация, мультимедийное оборудование, флешкарта.
Ход занятия
I Организационный момент.
Презентация Слайд № 1
Картинки с изображением животных
Педагог: Кто это? (Белка, заяц, волк, медведь, лось, еж, лиса.) -Как назвать их одним словом? (Животные.) Где живут эти животные? Значит, это дикие или домашние животные? Правильно, это – дикие животные или звери. Повторите. Все эти животные живут в лесах Челябинской области.
Слайд № 2 Дим Димыч: Здравствуйте, ребята. Эти животные живут в лесу, но сейчас холодно, скоро – зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.
Педагог: Здравствуй, Дим Димыч. Дети, разве можно взять диких животных домой?
Дети: Нет, нельзя. Им нужна свобода, они сами строят себе жилище и в любую пору они находят себе пищу и не мерзнут.
Педагог: Давайте сядем на стульчики и расскажем Дим Димычу о диких животных.
II Основная часть.
1. Белка.
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Картинка: рыжая белка.)
Слайд № 2 Дим Димыч: Это белка, я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь, для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и кормить, а лучше до весны спать уложить.
Педагог: Можно ли так поступить с белкой? (Нет). Расскажем Дим Димычу о том, как белка готовится к зиме. Помогут нам модели.
Модель: линька.
Педагог: Как называется эта модель? Осенью белка линяет, меняет цвет шубки с ярко-рыжей на серую. Петя, повтори. (Ребенок повторяет и выставляет картинку: серая белка.)
Модель: шерсть.
Педагог: Как называется эта модель? Кто расскажет?
Ребенок: Шерсть у белочки становится густая и пушистая.
Модель: жилье.
-Где живет белка? (Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.)
Модель: пища.
-Чем питается? (С осени запасает орешки, грибы.)
Педагог: Выберите только те трафареты, на которых изображено то, чем белка питается (2 ребенка).
Модели остаются на наборном полотне.
Вопросы:
-Как спасается от врагов? (Умеет быстро передвигаться с дерева на дерево – это ее спасает.)
2. Слайд № 3 Дим Димыч: Ладно, белку оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой; он такой маленький, любой его обидит:
Зимой белый,
Летом серый. (Картинка: серый заяц.)
Педагог: Расскажем Дим Димычу о том, как заяц готовится к зиме. Помогут нам модели. Модель линька. Кто расскажет?
Ребенок: Осенью заяц линяет, меняет цвет шубки с серой на белую. (Ребенок выставляет картинку: белый заяц.)
Модель шерсть. Кто расскажет?
Модель жилье. Как вы думаете, у зайца есть жилье? (Нет.) Почему? Правильно заяц зимой будет в снегу под кустом прятаться. Заметят ли его звери?
-Есть ли у зайца враги? (Лиса, волк.)
Как он от них спасается? (Спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)
Модель пища. Расскажите о пище, используя трафареты. (Ребенок выставляет трафареты: кора деревьев, ветки.)
3. Дим Димыч: Ладно, я все понял и зайца тоже оставлю в лесу, не буду брать домой, А кто еще питается корой деревьев и ветками?
Дети: Лось (Картинка: лось.)
Педагог:
-А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.)
-Какой у лося враг? (Волк.)
-Как лось спасается от волка? (Либо убегает от волка, либо защищается передними ногами, копытами.)
4. Дим Димыч: Вот, оказывается, какой волк плохой – он и за зайцами охотится, и за лосями и за косулями. Пожалуй, возьму я его к себе домой и научу питаться травой, а не бегать по лесу.
Педагог: Дети, а может волк выжить у дома у Дим Димыча? (Картинка: волк.)
Вопросы:
-Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, выносливый, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Являются «санитаром леса».) Итог: волк – хищник, волк – санитар леса.
-Где волк живет? (Кочующий образ жизни, волчьи стаи, лишь на время размножения поселяется в норе, нору роет волчица.) Ребята, еще волчью нору называют словом логово. Повторите: логово.
Дим Димыч: Нет, я лучше не буду волка домой брать, пусть он работает «санитаром леса».
5. Слайд № 4
Отрывок м/ф «Фиксики. Кормушка» (как зимуют звери).
6. Педагог: Вот еще загадка.
Зимой спит, летом улей ворошит.
Кто там спит? (Картинка: медведь в берлоге.)
Вопросы:
-Как медведь готовится к зиме? (Накапливает подкожный жир, впадает в спячку.)
-Чем он питается зимой? (Спит, жизнь его сохраняется за счет использования организмом подкожного жира.)
III Итог.
Дим Димыч: Спасибо, ребята. Симка приготовила для вас флешкарту с видео о том, как звери готовятся к зиме.
Педагог: Спасибо, Дим Димыч. О ком мы говорили? Мы посмотрим видео и поговорим о лисе, ежике и других животных лесов Челябинской области.
17-19 22-24 02.45-02.48
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в младшей группе «Дикие животные наших лесов»
Занятие для детей 3 - 4 лет с использованием ИКТ....
Конспект интегрированной НОД в старшей группе. "Дикие животные наших лесов".
Конспект интегрированной НОД в старшей группе."Дикие животные наших лесов".Цели:1. Учить детей рисовать в технике песочной живописи;2. Закрепить знание ...
Конспект занятия с детьми старшей группы. "Дикие животные наших лесов"
Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края...
НОД в старшей группе "Дикие животные наших лесов". Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Физкультурно-игровое занятие с использованием логоритмики оказывает положительное влияние на формирование психических процессов, двигательной и речевой активности детей....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов»....
Открытое занятие в средней группе "Дикие животные наших лесов".
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» Цель: Учить выделять отличительные признаки диких животных, правильно в...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Дикие животные наших лесов и их детеныши".
Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении....