Тематическая неделя "Юные исследователи" 2021 год.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Хорошавина Ирина Александровна

Данный материал направлен на опыты с водой, воздухом, песком, магнитами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №201» комбинированного вида

Ленинского района г. Барнаула.

Тематическая     неделя

«Юные исследователи»

                                                    Разработала:

                                                    Воспитатель коррекционной группы

                                                    И.А. Хорошавина

      МБДОУ «Д/с №201»                                                  2021 год.

ПОНЕДЕЛЬНИК

 Беседа «Кому нужна вода».                                                                                                           - Ребята, как вы думаете, кому нужна вода и для чего? (ответы детей)

- Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.                                                          - Рыбам нужна вода, они в ней живут                                                                                              - Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают .                                                      - Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут. (крокодил, кит, утки, гуси)                                                                                                   Человеку нужна вода, чтобы пить, стирать, умываться и. т. д.

 — А нам с вами  нужна вода в детском саду? (умываться, мыть пол, готовить обед, стирать, пить, мыть игрушки, поливать цветы).                                                                 — Ребята, а если бы не было воды? (ответы детей).

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет.

Исследование свойств воды:

1. А как вы считаете, ребята, какого цвета вода? (ответы детей)                                                      - Давайте, мы это проверим (наливаем воду в стакан).                                                               - Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в прятки. У вас на столах есть пуговицы, спрячьте их в воде. Получилось спрятать?   Нет. Вода прозрачная, в ней всё видно.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (схема).                                                                    

2. А теперь я вам предлагаю ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода).                                                                                                                 - Какая она? – Сладкая? – Солёная? – Горькая? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная – пресная

3. Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стакан с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какой она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей). Вода стала сладкая (если добавили соль и сладкой, если сахар).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

4.А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)

Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха .

 Загадки:

 По морю идёт-идёт,  

 А до берега дойдёт —                                

 Тут и пропадёт. (Волна) 

                             

 Течёт, течёт — не  вытечет.  

 Бежит, бежит — не выбежит. (Речка) 

 Чтобы не было беды,                  

      Жить нельзя нам без. (Воды)                                   

     

       Я и туча, и туман,                                                      

       И ручей, и океан,                                                        

       И летаю, и бегу,                                                              

       И стеклянной быть могу! (Вода)

Стих

          Вы слыхали о воде?                                

  Говорят она везде!                                                      

          В луже, в море, в океане                                              

  И в водопроводном кране                                        

  Как сосулька замерзает,                                                

  В лес туманом заползает                                        

  На плите у нас кипит,                                          

   Паром чайника шипит.                                            

   Без нее нам не умыться,                            

   Не наесться, не напиться!                                    

   Смею вам я доложить,                                            

    Без воды нам не прожить. (Н. Рыжова 

Физминутка «Ходят капельки по кругу»

Игра «Скажи наоборот»»

      Из одного крана течет горячая вода, а из другого (холодная).

Река может бежать быстро, а может (медленно).

В океане волны большие, а в реке маленькие.

В чайнике чистая вода, а в луже грязная.

Река глубокая, а ручеек мелкий.

В ведре воды много, а в стакане - мало.

В реке вода пресная, а в океане - соленая.

     Вода бывает холодной, а бывает – горячей.

ВТОРНИК

Беседа «Что мы знаем о воздухе»:

-Ребята, а что находится вокруг нас? (  столы, окна, стулья…).

Возьмите лист бумаги, помашем им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Как возникает ветерок? (это движение воздуха). Ребята, так что же находится вокруг нас? (воздух).

Исследования  воздуха.

(воздух можно увидеть)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)                                                                                                                              Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой(прозрачный, невидимый)

ВыводВоздух прозрачный.

2 (Воздух занимает место)

Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное,    что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)                                                            Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.  Она намокла или нет?                   -Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода) Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

 3(воздух не имеет запаха)

- Как вы думаете, имеет ли воздух запах(Ответы детей)

 Закройте глаза,  а когда я вам скажу,  вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только ….ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Выводвоздух не имеет запаха, пахнут предметы.

 4.(чем мы дышим)

- Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

-А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут

 5(воздух можно услышать)

- Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

(воздух может двигаться)

- Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашу веером и скажите, ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)

- Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

ИГРЫ.

 А.С.Пушкин «Ветер по морю гуляет…»

-Пускание корабликов в тазу (почему поплыл кораблик)

Игра «Реактивный двигатель».

Надуваем шарик и отпускаем его

Игра «Пускание мыльных пузырей».

 Загадка:

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый ,и все же.

Без него мы жить не можем!

Что это?

Продуктивная деятельность

Изготовление веера из бумаги

Речевые игры:     «Ветер какой?»,  «Ветер что делает?»

СРЕДА

Беседа – Рассказ « что такое магнит?»

Да, это предмет, который может притягивать к себе другие предметы. Он может иметь разную форму, бывают большие магниты и маленькие. Он хранит в себе много секретов.

ОПЫТ №1 - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из различных материалов (бумаги, пластмассы, дерева, металла и стекла). При помощи магнита разделите все предметы  на две группы: в красной тарелочке у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а в синей - предметы, которые не притягиваются магнитом.

 – Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из металла)

 – Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы, бумаги и т. д.)

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство называется магнитной силой.

ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».

-  Попробуйте соединить свои магниты, притянуть их друг к другу. Получается? А что происходит? Поверните магниты другой стороной.

- Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. - Это происходит  из-за того, что у магнита есть два разных полюса.

Вывод: У магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются. 

ОПЫТ №3  «Магнит преграды не боится».

- Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через препятствие. 

На столе у вас есть картон, ткань, пластмасса. Вы сейчас самостоятельно проверьте, действует ли магнитная сила через эти предметы.

Готовы рассказать ,что у вас получилось?

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.

Вывод: Магнитные силы действуют через дерево, ткань, бумагу, пластмассу.

Физкультминутка

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

ИГРЫ: «Рыбалка», «Магнитный лабиринт»

ЧЕТВЕРГ

Исследование песка.

Опыт 1. Из чего состоит песок.

Предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы.

Из чего состоит песок?   Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются песчинки?

Подводит детей к выводу, что песок состоит из песчинок.

- «Как вы думаете, как появились эти песчинки?»

Рассказывает о происхождении песка. Ветер, вода разрушают камни,   и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешков.

ВыводПесок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму – маленьких камешков.

Опыт 2. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его

маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока.                                                             Что происходит?     Почему трубочка не падает?                                                       Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.

Опыт 3. Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и сделать куличик. Получился ли куличик? Почему? Что нужно сделать с песком,  чтобы из него можно было строить?

Опыт 4. Полить песок водой и при помощи формочки построить куличик.                                               Получилась ли постройка?

 Вывод: Песок сыпучий. Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя построить. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.

Рисование на песке

ПЯТНИЦА

Конспект досуга по познавательному развитию  «Весёлый Экспериментариум» (в рамках тематической недели ).

 

Цель: привлечь внимание детей  к такому виду деятельности, как экспериментирование.

Задачи:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;

- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

- дать детям почувствовать радость открытий;

- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Оборудование и материалы: стол, емкости и сосуды разной формы и размера, 3-4 бутылки с водой, сода, лимонная кислота, 3-4 воздушных шарика, жидкое мыло, молоко, ватные палочки, шипучие таблетки аспирина, растительное масло, мыльные пузыри, трубочки для коктейля (на каждого ребенка), перчатки резиновые, маски, белые халаты (для воспитателей), детям белые шапочки лаборантов.

 

Ход досуга.

Привет, ребятишки! Девчонки и мальчишки.

А вы нас  в гости ждали? А о чуде вы мечтали?

Вот сейчас вам без прекрас, мы покажем  высший класс!

Вас приветствует профессор Пробиркина и профессор Мензуркина. Мы приглашаем вас на наш весёлый экспериментариум!

Пр. Пробиркина:  Итак, самое время для волшебства. Хотите немного поэкспериментировать и поопытничать?

Пр. Мензуркина:

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности.

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- вставать с места;

- трогать оборудование, приборы и реагенты;

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.;

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты(Дети отвечают).

Итак, приступаем к нашим опытам.

Эксперимент 1. «Разноцветная вода».

Перед детьми стоят прозрачные пластиковые стаканчики с водой.

Пр-р Пробиркина: Что вы видите? А какая вода? У неё есть цвет? (Прозрачная)

Воспитатель подзывает к себе несколько помощников (с эмблемами «капелька», которые после произнесения заклинания и взмаха волшебной палочки, начинают активно взбалтывать воду в бутылках и произносят волшебные слова, вода окрашивается в яркие цвета). Коллега, произносите волшебные экспериментальные слова.

Пр-р Мензуркина:

Ты, вода-водица,

Друг ты мой студеный,

Стань, вода-водица,

Непростой, а цветной!

- Была водичка простой,

Стала водичка цветной!

Пр-р Пробиркина: как вы думаете, в чём секрет этого фокуса? Почему вода окрасилась в разные цвета?

Ответы детей.

Знайка: Действительно, мы положили густую гуашь под крышку бутылки. Пока встряхивали её – краска попадала в воду - вода окрасилась.

- Значит, какое свойство есть у воды? (Вода не имеет цвета. Но если в ней растворить краску или краситель – она приобретёт цвет).

Дети проделывают подобный опыт каждый сам, добавляя в воду краситель пипеткой из баночки (разведенная гуашь или другая краска)

Пр-р Мензуркина:

А вот вам и загадка про воздух.

Мы их, лёгких и красивых,

В очень ярких переливах,

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем. (Ответы детей)

Пр-р Пробиркина: Вспомните, как образуются мыльные пузыри.

- Когда ты добавляешь в воду мыло, образуется "плёночка". В нее можно вдуть воздух, и при этом она растянется в пузырь. Это похоже на то, как если бы вы набрали воздух в воздушный шарик.

Фокусник: В тепленькой водичке разведу я мыла.

Капельку шампуня, чтобы лучше было.

Палочкой помешаю…

- Ой, смотри!Появилось чудо! Чудо - пузырьки!

Эксперимент 3. «Самонадувающийся шарик»

Пр-р Мензуркина: Пр-р Пробркина, а как вы думаете, этот шарик может сам себя надуть? Ребята, а вы знаете ответ на этот вопрос?

Что ж попробуем узнать все вместе при помощи наших чудо-экспериментов!

Для проведения опыта понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Пр-р Пробиркина: Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Эксперимент 4. «Рисование на молоке».

 Пр-р Пробиркина:

 - Ребята, а вы любите рисовать?

- А что для этого вы используете?

 - А вы знаете, на чем еще можно рисовать? (Ответы детей).

 - Сейчас мы попробуем с вами рисовать, но не на бумаге! Хотите узнать, на чём?

-  Но сначала  отгадайте загадку:

Ходит она по полям, по лугам.

Сколько ей лет – узнают по рогам.

Носит в себе по ведру молока

Белого – белого как облака? (Корова).

 - А что дает нам корова? (Молоко).

- Что у вас стоят на столах?

-  А что налито в тарелках? (молоко).

-  Оно похоже на белый лист бумаги?

-  Только вот можно ли на этом листе рисовать? Как вы думаете?

Оказывается, можно. Чтобы получилось на нем изображение, в молоко нужно добавить пипеткой краски любого цвета. Какой вы хотите.

- Наберите пипеткой любой краски и капните в молоко. (Аккуратно, старайтесь не пролить краску) рядом капните краску другого цвета…. Посмотрите, как удивительно растекаются краски по тарелке. Капая различными красками на молоко, вы создаете неповторимый рисунок, у каждого он индивидуален.

Но это еще не всё. Давайте, представим, что мы -  маленькие, начинающие волшебники. Что обязательно должно быть у волшебников в руках?

Дети: Волшебная палочка.

Пр-р Мензуркина: А что же есть в сундучке давайте посмотрим. Ах, тут волшебные палочки для рисования и слова для волшебства! (Воспитатель ставит деревянные палочки в специально приготовленные стаканы с моющим средством).

Возьмите волшебные палочки, произнесем волшебные слова и опустим палочку мягкой стороной в молоко и посмотрим, что же у нас получится. А волшебные слова у нас будут такие, повторяйте вместе со мной:

Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей! И опускайте палочки в молоко.

(Дети выполняют работу самостоятельно)

- Что происходит с красками? (расползается, растекается, убегает, смешивается).

- Как вам кажется, можно ли угадать, на, что похож ваш рисунок? (ответы детей)

 Теперь можете любые узоры рисовать и в разные направления. Что происходит с красками? Интересно передвигаются краски?

 Пр-р Пробиркина:

- Ребята, вам понравилось сегодня в нашей лаборатории, на нашем весёлом экспериментариуме? (ответы детей)

- Что вам понравилось больше всего?

- Хотели бы еще прийти к нам в лабораторию?

- А в заключение, мы хотим с вами поиграть и устроить шоу мыльных пузырей!

- Ребята, выходите из-за столов и готовьтесь ловить воздушные мыльные пузыри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок", Тематическое занятие "Мишкина малина"

Содержание:1) Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок"2) Тематическое занятие "Мишкина малина"...

«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ» СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ «ВОРОНЕЖ – ЦЕНТР ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом смены деятельности детей. Задачи праздника проходят чер...

Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия

Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....