Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_vozduh_st_gr.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Воздух-невидимка»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.
Образовательная область: познавательное развитие.
Задачи:
Воспитывающие
· воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации и соблюдения правил проведения опыта
· воспитывается аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Обучающие
· познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
· подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
· способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающие
· Развивать мыслительные способности: сравнение, обобщение, логическое мышление
· развивать навыки проведения опытов;
Методы: проблемно-поисковый, наблюдение за объектом,
Форма организации: групповая
Оборудование: Целлофановые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, коктейльные трубочки, 2 шарика, весы, апельсин
Авторы: Е.Г. Горошилова, Е.В. Шлык. «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
-Дать детям знания о том, что такое воздух; показать, что воздух есть вокруг нас; способы его обнаружения.- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; - способствовать формированию у детей познавательного интереса; - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; | Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Мотивационно-побудительный | Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием .Воспитатель:/ Доброе утро! Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение -Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая: Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим: Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой. Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом .Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка». -Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения). -Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем: - Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание. -Что вы чувствуете?( Вам трудно задерживать воздух) -Чем мы дышим? Как? -А кто еще дышит воздухом? Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле. -Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня мы с вами будем как настоящие учёные – исследователи. Вы хотите ими быть? А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией., как настоящим учёным нам нужна спецодежда. Давайте оденемся. (дети переходят за столы) | Педагог вместе с детьми здороваются Педагог задает вопросы Педагог читает письмо Эмоционально заинтересовать | Дети здороваются Обмен информацией, опора на опыт. Дети отвечают дети высказывают предположения. Слушают Отгадывают загадку проявляя интерес | Воспитание культуры
Создание эмоционального единения взрослого с детьми Эмоциональная заинтересованность |
Организационно-поисковый | -Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу, но точно знаю, что он есть. А как это доказать?(…) А его можно поймать? Как?(Показывает пустой пакет) Опыт №1 «Как поймать воздух». Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом? : Пакет стал выпуклым. В: Почему он стал выпуклым, если там ничего нет? В : А мы видим этот воздух? В: Если воздух не видим, то он какой? (Невидимый). Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? (Прозрачный) Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. В : Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили? Вывод: Воздух существует. Воздух прозрачный, невидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать. и мы об этом уже можем рассказать Незнайке. Опыт 2 (с соломинкой) «Воздух легче воды» -Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный). -А можем ли мы его почувствовать? Как вы думаете ребята , как это сделать? Давайте попробуем вдохнить воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух) Ребята у меня есть ещё стаканы с водой -А теперь, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух… -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане) Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно. -Что мы видели в стакане с водой? Откуда взялись пузырьки? -Что с ними произошло? Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх. -А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие) Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой? (легкий, легче воды) и мы об этом можем рассказать Незнайке. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Воспитатель достает мыльные пузыри) . Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем Физминутка «Мыльные пузыри». Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте И его нам не поймать - разводят руки в стороны А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия -Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?(…) Ведь все имеет вес. не хотели бы вы проверить? Опыт №3 «Имеет ли воздух вес? » -Посмотрите, у меня необычные весы. Как вы думаете , что можно взвесить на этих весах ? (шары) -Одинаково ли они весят? -Шары весят одинаково? .Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие. -А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?(…) (надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх) -Почему изменилось положение весов? -Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха? -Чем мы наполнили шарик? -Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?(…) -Почему восстановилось равновесие? Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.? Опыт №4 Имеет ли воздух вкус? Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Воспитатель: Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус увоздуха? ВЫВОД: Воздух вкуса не имеет. Напишем это Незнайке ? Опыт №5 Есть ли запах у воздуха? Воспитатель: Ребята, как вы думаете , а есть ли у воздуха запах ? Давайте проверим ? Как? А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? (Ничего). Пахнет чем-нибудь воздух? (нет). Теперь закройте глаза. (разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах? (да). Что мы выяснили? Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества , Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке. Ребята какие вы молодцы . Как настоящие учёные , вы помогли Незнайке многое узнать о воздухе! Подскажите мне пожалуйста, с какими свойства воздуха мы сегодня познакомились. Воздух прозрачный, невидимый Воздух легче воды Воздух имеет вес : Воздух вкуса не имеет Чистый воздух запаха не имеет. кому мы помогали, что делали? | Показывает пустой пакет Задает вопрос Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности, стимулирование детей к высказываниям, инициатива, сопряжение индивидуальных интересов ребенка и работы группы Сюрпризный момент Воспитатель слушает ответы детей | Отвечают на вопросы Высказывают своё мнение. Делают свой выбор. Физминутка«Мыльные пузыри». Выполняют эксперимент | В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает воздух и его свойства, что нужно провести для определения свойств воздуха. |
-Зачем мы изучали воздух ( Чтобы рассказать Незнайке, и он полетит на Луну) Как вы считаете мы достаточно собрали информации о свойствах Воздуха?- | ||||
Рефлексивно-корригирующий | Вам понравилось быть в роли ученых? Как мы поступим с нашими знаниями? Понравилось ли вам изучать свойства воздуха ? Не хотели бы вы ребята продолжить эту работу на прогулке . Показываю термометр для измерения температуры и шапку. Какие опыты можно провести на улице? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну. | Анализ Задаёт наводящие вопросы Предлагает послать письмо Незнайке | Дети озвучивают свои идеи Дети отвечают на вопросы Рисуют ответ Незнайке | Дети обсуждают продолжение опытно – экспериментальной деятельности в группе и дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке...
технологическая карта НОД - опытно-экспериментальная деятельность «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)
Тема занятия: «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская. Форм...
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Песок"...
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Песок"...
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "Удивительные свойства песка"...