Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плотникова Татьяна Валерьевна

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_vozduh_st_gr.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Тема«Воздух-невидимка»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Познакомить  детей со свойствами  воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.

Образовательная область: познавательное развитие.

Задачи:

Воспитывающие

·        воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации и соблюдения правил проведения опыта

·        воспитывается аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Обучающие

·        познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

·        подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

·        способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающие

·        Развивать мыслительные способности: сравнение, обобщение, логическое мышление 

·        развивать навыки проведения опытов;

Методы: проблемно-поисковый, наблюдение за объектом,

Форма организации: групповая

Оборудование:  Целлофановые пакеты, мыльные пузыри, стаканы с водой, коктейльные трубочки, 2 шарика, весы,  апельсин

Авторы: Е.Г. Горошилова, Е.В. Шлык. «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

-Дать детям знания о том, что такое воздух; показать, что воздух есть вокруг нас; способы его обнаружения.- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивационно-побудительный

Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием

.Воспитатель:/ Доброе утро!

   Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение  

-Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:

Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим:

Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой.

Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом .Я так хочу на Луну!!! Спасибо, Незнайка».

-Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения).

-Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:

- Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.

-Что вы чувствуете?( Вам трудно задерживать воздух)

-Чем мы дышим? Как?

-А кто еще дышит воздухом?

Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.

-Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня мы с вами будем как настоящие учёные – исследователи. Вы хотите ими быть? А наша группа сегодня будет настоящей лабораторией., как настоящим учёным нам нужна спецодежда. Давайте оденемся.  (дети переходят за столы)

Педагог вместе с детьми здороваются

Педагог задает вопросы

Педагог читает письмо

Эмоционально заинтересовать

Дети здороваются

Обмен информацией, опора на опыт.

Дети отвечают

дети высказывают предположения.

Слушают

Отгадывают загадку   проявляя интерес

Воспитание культуры

   

Создание эмоционального единения  взрослого с детьми

Эмоциональная заинтересованность

Организационно-поисковый

-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А кто из вас ребята видел воздух? Я его тоже не вижу, но точно знаю, что он есть. А как это доказать?(…) А его можно поймать? Как?(Показывает пустой пакет)

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом?

: Пакет стал выпуклым.

В: Почему он стал выпуклым, если там ничего нет?

В  : А мы видим этот воздух?

В: Если воздух не видим, то он какой? (Невидимый). Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? (Прозрачный)

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.

В : Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили?

ВыводВоздух существуетВоздух прозрачныйневидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать. и мы об этом уже можем рассказать Незнайке.

Опыт 2 (с соломинкой) «Воздух легче воды»

-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).

-А можем ли мы его почувствовать?  Как вы думаете ребята  , как  это сделать?  Давайте попробуем вдохнить воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух) Ребята у меня есть ещё стаканы с водой

-А теперь, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.

-Что мы видели в стакане с водой?

Откуда взялись пузырьки?

-Что с ними произошло?

Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой?

(легкий, легче воды)

и мы об этом можем рассказать Незнайке.

У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри) .

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем

Физминутка «Мыльные пузыри».

Мы надуем все пузырь –     дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный –    разъединяют ладони,  держа кончики пальцев вместе  

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки -                машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте

И его нам не поймать - разводят  руки в стороны

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия

-Воздух очень легкий, и что совсем ничего не весит? А как вы считаете, можно ли взвесить воздух?(…) Ведь все имеет вес. не хотели бы вы  проверить?

Опыт №3 «Имеет ли воздух вес? » 

-Посмотрите, у меня необычные весы.  Как вы думаете , что можно взвесить на этих весах ? (шары)

-Одинаково ли они весят?

-Шары весят одинаково?  .Концы палки на одном уровне. На моих весах равновесие.

-А что произойдет, если я наполню один из шаров воздухом?(…)

(надувает шарик, и прикрепляет к концу палки вместо пустого, конец палки с пустым шаром поднялся вверх)

-Почему изменилось положение весов?

-Шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха?

-Чем мы наполнили шарик?

-Что надо сделать чтобы выровнять равновесие?(…)

-Почему восстановилось равновесие?

Вывод: В шарах не было воздуха, когда один из шаров наполнили воздухом, равновесие нарушилось, значит воздух имеет вес. Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.?

Опыт №4 Имеет ли воздух вкус?

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус(ответы детей).

Воспитатель: Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус увоздуха?

ВЫВОДВоздух вкуса не имеет. Напишем это Незнайке ?

Опыт №5 Есть ли запах у воздуха?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете , а есть ли у воздуха запах ? Давайте проверим ? Как?  А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? (Ничего). Пахнет чем-нибудь воздух(нет). Теперь закройте глаза. (разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах? (да). Что мы выяснили?

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества , Вот об этом мы тоже можем рассказать Незнайке.

Ребята какие вы молодцы . Как настоящие учёные , вы помогли Незнайке многое узнать о воздухе! Подскажите мне пожалуйста, с   какими  свойства воздуха мы сегодня познакомились.

Воздух прозрачныйневидимый

Воздух легче воды

 Воздух имеет  вес

Воздух вкуса не имеет

Чистый воздух запаха не имеет.

 кому мы помогали, что делали?

Показывает пустой пакет

Задает вопрос

Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности, стимулирование детей к высказываниям, инициатива, сопряжение индивидуальных интересов ребенка и работы группы

Сюрпризный момент

Воспитатель слушает ответы детей

Отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение.

Делают свой выбор.

Физминутка«Мыльные пузыри».

Выполняют эксперимент

В процессе обсуждения и проведения эксперимента делают вывод, какой бывает воздух и его свойства,  что нужно провести для определения свойств воздуха.

-Зачем мы изучали воздух ( Чтобы рассказать Незнайке, и он полетит на Луну)

Как вы считаете мы достаточно собрали информации о свойствах Воздуха?-

Рефлексивно-корригирующий

Вам понравилось быть в роли ученых?

Как мы поступим с нашими знаниями?

Понравилось ли вам изучать свойства воздуха ? Не хотели бы вы ребята продолжить эту работу на прогулке . Показываю термометр  для измерения температуры и шапку.  Какие опыты можно провести на улице?

Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.

Анализ

Задаёт наводящие вопросы

Предлагает  послать письмо Незнайке

Дети озвучивают свои идеи

Дети отвечают на вопросы

Рисуют ответ Незнайке

Дети обсуждают продолжение опытно – экспериментальной деятельности в группе и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке...

технологическая карта НОД - опытно-экспериментальная деятельность «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)

Тема занятия: «Как построить крепкий дом?»  (сравнение свойств песка, камня и глины)Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская. Форм...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Песок"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Песок"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "Удивительные свойства песка"...