НОД познавательное развитие "Птицы осенью"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (природа) для детей подготовительной к школе группы на тему: «Птицы осенью»
Цель: Сформировать представление об образе жизни птиц.
Задачи:
1. Образовательная:
-, Расширять и систематизировать знания о перелётных птицах. Познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц. Совершенствовать умение отвечать предложениями.
2. Развивающая:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
3. Воспитательная:
- воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности
Методы и приемы:
Словесная - беседа, художественное слово
Наглядно – практический – рассматривание иллюстраций о птицах,рассматривание пера
Оздоровительный – физминутки
Сюрпризный момент
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, птичьих гнезд, птенцов, наблюдение за птицами на прогулке. д/и «Зимующие -перелетные», чтение художественной литературы, В Бианки «Чей нос лучше», загадывание загадок, беседы о птицах.
Ресурсное обеспечение (оборудование) : макеты деревьев, листья, грибы, шары, кормушка, мольберт, перья птиц, проектор, картинки птиц, блюдце с водой, корм для птиц
Словарная работа: Перелетные, зимующие, пуховые, маховые, легкие, клин, шеренга, косяк,вереница, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие
Здравствуй,Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй,солнце (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй планета Земля (Плавно опустить руки)
Здравствуй наша большая семья (Дети берутся за руки)
-Какое у вас настроение (хорошее)
-Я предлагаю отправиться в путешествие.
-Хотите попутешествовать (да)
-На чем можно путешествовать (ответы детей)
-Я предлагаю путешествовать на воздушном шаре. (Появляются воздушные шары, дети берутся за ленточки и мы летим. (Слышится звук ветра)
-Ребята, ветер становится сильней,и нам нужно приземлиться.
-Ребята, где мы с вами приземлились (В лесу)
-В каком лесу (В осеннем)
-Почему вы так решили, что он осенний? ( Дети называют :лужи, листья желтые, грибы)
Назовите признаки осени :
• становится холоднее
Солнце светит,а не греет
• птицы улетают на юг
• листья на деревьях желтеют и опадают
• часто стоит дождливая и ветреная погода
• ночи становятся длиннее, а дни короче
• люди собирают урожай овощей и фруктов
-Ребята, что лежит около березки (кормушка)
-Для чего нужна кормушка (это столовая для птиц)
-Наверное был сильный ветер и ее сорвало с дерева
(берем с собой кормушку)
(сели на стульчики)
-Как называют птиц, которые улетают от нас осенью? (перелетные)
-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? (Потому что становится холодно, нечего кушать.)
Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. В природе существуют три этапа отлета птиц. Как вы думаете, какие птицы улетают первыми? (Ответы детей)
Правильно. Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. Посмотрите вот насекомоядные птицы : скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей. (Показ на экране)
(Рассказ ребенка)
Трясогузка — одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка — очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка — птичка доверчивая. Человека она подпускает к себе на 3–5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека. Кто-нибудь из вас видел трясогузку? (на участке)
(Показ на экране)
Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. (Показ на экране)
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие
птицы. (Показ на экране)
Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Скворцы улетают скученной стаей. (Показ на экране)
Утки летят беспорядочной стаей или прямым фронтом. (Показ на экране)
Гуси, чаще всего, летят косяком или вереницей (Показ на экране)
Журавли и лебеди летают клиньями. (Показ на экране)
Некоторые птицы не собираются стаями и улетают поодиночке: сокол, кукушка, ястреб. Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее.
(Показ на экране)
Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды и ведет их вожак.
Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать?
(Рассказ ребенка) (Показ картинки на проекторе)
Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка»
Пой – ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Синенькое перышко.
Эта – зяблик, это – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан
Птички, птички, - по домам.
(Дети разбегаются, а орлан –догоняет)
(пройти к столу)
-Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
-Чем различаются перья? (Цветом, размером, формой.)
- Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок (тихо дуем (Перья полетят, они легкие.)
-Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие. (Показ разрезанного пера)
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо (нет, вода скатилась капельками.)
-Перья защищают птицу от воды, сырости и холода
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья (чтобы летать.)
-Где они растут (на крыльях)
-Для чего им нужны маленькие перышки (для тепла.)
-Где они растут (на туловище)
- Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать (перья разные по цвету. (Они украшают птиц.)
- Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
Дидактическая игра «Раздели на группы»(играют два ребенка)
Собралась стая птиц и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить. Нужно подойти, взять картинку. Перелетных птиц нужно поместить на мольберт с солнышком, а зимующих — на мольберт со снежинкой.
(Проверим)
- Как здорово, что мы справились с этим заданием.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц.
Как можно проявить о них заботу зимой?
(Сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм.)Это очень полезное дело.
Что можно им оставлять в кормушках?
(Дети по очереди выбирают еду и кладут в кормушку, которая около березы) (семечки, овес, рябина, шишки, рис, хлеб, сало, семена клена, скорлупа от яиц)
Д/игра на внимание «птицы».
Я буду вам называть разных птиц, а если назову другой предмет, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы : голуби, куницы, аисты, вороны, галки и стрижи…
Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки. И спасибо шутке!
- Ребята,а приносят ли птицы пользу человеку?какую (да)
Должны ли мы охранять птиц (да)
-А что мы должны делать для охраны птиц?
- Нельзя шуметь в лесу.
- Нельзя забирать птиц домой.
- Нельзя ловить и убивать птиц.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя брать птенцов из гнезда.
-Нужно делать больше скворечников
Ребята, давайте возьмем кормушку и повесим у себя на участке.
Ребенок читает стихотворение
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря.
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц, друзья!
(Звучит шум ветра)
Ребята, подул попутный ветер и нам нужно лететь на воздушных шарах домой.
Прилетели. Вам понравилось наше путешествие?
Где мы были? Что делали?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей-подготовительной группы «Птицы осенью»
Цель: Расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
- закреплять понятия «зимующие» и «перелетные» птицы;
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о них;
- углублять представления детей о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений);
- учить различать птиц на картинках и иллюстрациях и называть их.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц поздней осенью.
-чтение стихотворений, отгадывание загадок о птицах.
- разучивание считалок, пословиц и скороговорок о птицах.
-познавательные беседы: «Как узнать птицу», «Птицы наши друзья».
-лепка «Птички клюют зернышки»,
-Д/И «Что за птица?», «Угадай по описанию», «Собери картинку из частей».
Методы и приемы: художественное слово; беседа; наглядные материалы; игровой; практический.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Оборудование: аудиозапись «Птичьи голоса», картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, кормушка, жетоны из цветной бумаги, видеоклип «Зимующие и перелетные птицы», смятые трафареты птиц по количеству детей, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е. Благинина «Улетает, улетели…»
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: А как вы думаете, куда улетают птицы осенью и почему?
Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелётные
Воспитатель: Назовите перелётных птиц?
Дети: галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: зимующие
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Дети: снегирь, дятел, воробей, сорока, ворона, синица, голубь.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, птицам нечего есть.
Воспитатель. Правильно. Вы знаете, что осенью многие насекомые прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться, поэтому они улетают в теплые края. Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. Они питаются почками, семенами и плодами деревьев, кустарников, трав, отыскивают корм около жилья человека. Часто птицы зимой погибают от голода. Скажите, ребята, как мы можем помочь птицам поздней осенью и зимой?
Дети: изготовить кормушки для птиц и подкармливать их.
Воспитатель: А чем мы будем подкармливать птиц?
Дети: зерна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины, сало для синиц и снегирей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц
(постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Физминутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встать)
Скачут весело вороны:(попрыгать)
Кар-кар-кар (хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали:(наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар (Громко хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают:(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо хлопать над головой в ладоши)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о зимующих и перелетных
птицах. (Дети смотрят видеоролик о птицах)
Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»
Детям предлагается разгладить смятые трафареты птиц из альбомной бумаги, обвести их и
раскрасить. (Под аудиозапись «птичьи голоса» дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам больше
всего понравилось? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Осень в гости к нам пришла»
· Воспитывать у дошкольников экологическое сознание, живой познавательный интерес к природе нашей планеты Земля....
Познавательное занятие Осень
Цель:обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:учить детей называть характерные приметы осени.учить устанавливать связь между признаками в природ...
Конспект интегрированного занятия По познавательному развитию «Осень» в старшей группе
Конспект интегрированного занятияПо познавательному развитию«Осень»в старшей группе...
конспект по познавательному развитию "Осень"
Обобщить и систематизировать знания детей об осени....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осенний листопад» во второй группе раннего возраста
1.Познакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе.2.Учить различать цвета (красный. желтый, зеленый)на примере осенних листьев.3.Формировать познавательную активность...
Конспект по познавательному развитию «Осень, осень в гости просим»
Цель:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Задачи:Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неж...
Творческий - познавательный проект «Осень. Чем отличаются осенние месяцы друг от друга?»
Детям порой сложно понять, что зелёные листья, цветы на клумбах, лёгкая одежда - это ОСЕНЬ; голые кусты и деревья, снег, дождь, холод - это тоже ОСЕНЬ. Почему она такая разная и как меняется от месяца...