конспект по познавательному развитию "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект "Осень" | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Познавательное развитие
тема «Осень»
старшая группа
Программное содержание:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
2. Оживлять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе.
3. воспитывать чувство прекрасного.
Методы и приемы: наглядный (репродукции картин), словесные (беседа. Использование художественного словесного образа – стихи, загадки), игровой, практический, эвристический.
Ход деятельности:
Воспитатель. Дети, во все времена года наша природа необыкновенно прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время года природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно. Это осень. А помните ли вы, как мы с вами любовались красотой осенней природы во время экскурсии по лесу? Мы вдыхали особенные запахи осени. Мы слушали голоса улетающих птиц в дальние края, наслаждались последними, теплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин писал об этом времени года. (читает стихотворение)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Сегодня к нам пришла в гости сама хозяйка Осень.
Осень. Кто меня вспоминал? Вот и я. Осень! Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются) очень я хотела услышать, что же вы обо мне знаете.
Воспитатель: ребята давайте вспомним всё, что мы знаем об Осени
Дети: Первый месяц сентябрь – это начало осени. Второй месяц октябрь – это середина осени. Третий месяц ноябрь – конец осени.
Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение Е. Успенской: Подарило солнце лесу свой подарок:
Пробежал по кронам лучик непростой-
Лес преобразился, праздничен и ярок
Засверкал осенней жаркой красотой.
Зашумел красуясь многоцветный лес,
Засветился в кронах теплых красок глянец.
Золотая осень – чудо из чудес!
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Как поэт называет осень?
Дети: Поэт называет осень «золотой».
Воспитатель: А какой самый яркий праздник осени?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они. Возьмите красивые листья.
Физ. минутка:
Осень начинается, листья осыпаются.
Их веселый хоровод ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой: желтой, красной, золотой.
Воспитатель: А знаете ли вы какими вкусными щедрыми дарами богата осень?
Дети:. Это овощи и фрукты, ягоды и грибы.
Воспитатель: Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете. Я загадаю вам загадки, сумейте их отгадать.
(загадывает загадки).
Летом в огороде свежие, зеленые.
А зимой в бочонке крепкие, соленые. (огурцы)
Сидит Ермошка на одной ножке.
На нем сто одежек и все без застежек. (вилок капусты)
Растет она в земле, известна в целом мире.
Частенько на столе красуется в мундире. (картошка)
Воспитатель: А какие вы еще знаете овощи?
Дети: Морковь, помидор, репу, тыкву, редиску, лук, свеклу, чеснок, горох, баклажаны и др.
Воспитатель: Слушайте еще одну загадку
Само с кулачок, красный бочок.
Погладишь –гладко, а откусишь – сладко. (яблоко
Висит шарик с бугорком
А в нутрии он с сахарком. (груша)
Назовите еще те фрукты, которые вы знаете.
Дети: Слива, дыня, апельсин, киви
Воспитатель: Я красна, я кисла
На болоте я росла.
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
Ягодка – не сладость,
Зато глазам – радость.
И садам утешенье, И птицам угощение. (рябина)
Какие ягоды можете еще назвать?
Дети: Голубика, черника, малина, брусника, морошка.
Воспитатель:
Стоит Лукашка _ белая рубашка.
А шляпка надета шоколадного цвета. (белый гриб)
Растут на опушке рыжие подружки,
А зовут их… (волнушки)
Хороша водица – ежу напиться (груздь)
Какие еще грибы растут у меня в лесу?
Дети: Подберезовик, сыроежки, масленок, мухомор, подосиновик, красноголовик.
Воспитатель: ребята в лесу что-то стало мало птиц. Не видно насекомых, да и зверей тоже редко увидишь. Знаете ли вы, почему это произошло?
Воспитатель: Знаем
(дети рассказывают как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме.
Воспитатель: Очень много вы знаете о животном мире. А теперь поговорим о деревьях и кустарниках. Какие же они разные. Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашем лесу?
Дети: Береза, сосна, ель. Кедр, лиственница, рябина,, ива, черемуха. Осина.
Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, как одним словом назвать деревья, покрытые листвой?
Дети: Лиственные.
Воспитатель: А покрытые хвоей?
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Послушайте, как красиво и проникновенно об осени сказал поэт И. Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Сейчас давайте посмотрим, как это время изображают художники.
(Открывает стенд с репродукциями картин и дает детям возможность рассмотреть и полюбоваться ими).
Ах! Какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? какое у вас настроение возникает?
(Дети высказываются).
Воспитатель: Какие краски используют художники?
Дети: Красные, желтые, оранжевые, бордовые и др
Воспитатель: А как еще их можно назвать?
Дети: Нарядные, веселые, теплые, волшебные, праздничные.
Воспитатель: Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающий, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающий порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания. Скоро зима.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Мы осенние листочки»
Физ. минутка
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Давайте попробуем нарисовать Осень. Постарайтесь передать в рисунках самые главные приметы того явления, которое вам нравится. Не забудьте, что вам в этом не только поможет сюжет но и цвет. Подумайте, наметьте, где и что у вас будет находиться на листе. Где линия горизонта. А может её не будет совсем. Где небо, где земля. Что будет находиться на переднем плане. Близко, что дальше.
(Дети становятся за мольберты, садятся за столы. Звучит негромкая музыка. Соответствующая настроению золотой осени П. Чайковского «Осеняя песнь» из цикла «Времена года». По окончанию работы двое детей читают стихотворения, соответствующие настроению рисунка).
Воспитатель: Очень мне всё ребята понравилось. Порадовали вы меня. Хочу поблагодарить вас.
Растила яблоки в саду
Для вас я, детвора!
Вам эти яблоки дарю
И вас благодарю
За все рисунки и рассказы
Для Осени, друзья.
Приятно это было? Да!
(воспитатель угощает детей яблоками. Дети отдают воспитателю свои рисунки и прощаются. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но и родителям, а также работникам групп дополнительного образования....
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"
Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...