Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Волшебная лаборатория"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Целевой раздел | 3 |
Пояснительная записка Актуальность программы | 3 4 | |
Цели и задачи программы | 4 | |
Планируемые результаты освоения Программы | 5 | |
2 | Содержательный раздел | 5 |
Характеристика возрастных особенностей детей | 5 | |
Учебно- тематический план | 7 | |
Учебный план | 7 | |
Перспективное планирование работы | 9 | |
Задачи работы руководителя кружка «Волшебная лаборатория» по взаимодействию с родителями | 18 | |
3. | Организационный раздел | 18 |
Организация занятий | 18 | |
Оборудование, материалы | 20 | |
Мониторинг освоения результатов | 20 | |
4 | Список литературы Приложение | 22 23 |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
А. Энштейн.
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Маленькие почемучки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Актуальность программы
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цели и задачи программы
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
• Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
• Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
• Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
•Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Формировать интерес к поисковой деятельности.
•Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
•Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
• Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
• Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Планируемые результаты освоения Программы Предполагаемый результат (возраст 4-5 лет)
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
2. Содержательный раздел
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.
Психологические особенности детей 4-5 лет
Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к экспериментированию. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.
Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Занятия с детьми экспериментированием способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план (возраст 4-5 лет)
Количество занятий в неделю | 1 | |
Количество занятий в месяц | 4 | |
Количество занятий в год | 36ч, из них | |
теория | практика | |
3 часа | 9 часов |
- Учебный план
Учебный план (возраст 4-5 лет)
Месяц | № занятия | Тема занятия | Кол-во занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||||
Сентябрь | 1 | Диагностика | 1 | 5 | 15 |
2 | «Где вода?» | 1 | 5 | 15 | |
3 | «Что любят растения?» | 1 | 5 | 15 | |
4 | «Где живут зернышки?» | 1 | 5 | 15 | |
Октябрь | 5 | «Где прячутся детки?» | 1 | 5 | 15 |
6 | «Что есть в почве» | 1 | 5 | 15 | |
7 | «Знакомство с микроскопом.» | 1 | 5 | 15 | |
8 | «Поиск воздуха» | 1 | 5 | 15 | |
Ноябрь | 9 | «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» | 1 | 5 | 15 |
10 | «Подводная лодка из винограда» | 1 | 5 | 15 | |
11 | «Делаем облако» | 1 | 5 | 15 | |
12 | «Как добыть воду для питья» | 1 | 5 | 15 | |
Декабрь | 13 | «Волшебная рукавичка» | 1 | 5 | 15 |
14 | «Действие магнита на металл» | 1 | 5 | 15 | |
15 | «Фокусы магнита» | 1 | 5 | 15 | |
16 | «Игра «Рыбалка» | 1 | 5 | 15 | |
Январь | 17 | «Как снег становиться водой». | 1 | 5 | 15 |
18 | «Свойства снега и льда» | 1 | 5 | 15 | |
19 | «Таяние льда в воде» | 1 | 5 | 15 | |
20 | «Цветные льдинки» | 1 | 5 | 15 | |
Февраль | 21 | «Бумажный вихрь» | 1 | 5 | 15 |
22 | «Ткань сминаем-разминаем» | 1 | 5 | 15 | |
23 | «В мире стекла» | 1 | 5 | 15 | |
24 | «Знакомство с пластмассой» | 1 | 5 | 15 | |
Март | 25 | «В маленьком семени прячется растение» | 1 | 5 | 15 |
26 | «Что нужно растениям для жизни?» | 1 | 5 | 15 | |
27 | «Лабиринт» | 1 | 5 | 15 | |
28 | «Чудеса растений» | 1 | 5 | 15 | |
Апрель | 29 | «Свет повсюду» | 1 | 5 | 15 |
30 | «Мишка косолапый» | 1 | 5 | 15 | |
31 | «Свет и тень» | 1 | 5 | 15 | |
32 | «Поймаем солнечного зайчика» | 1 | 5 | 15 | |
Май | 33 | «Волшебный шарик» | 1 | 5 | 15 |
34 | «Тайный похититель варенья» | 1 | 5 | 15 | |
35 | «Естественная лупа» | 1 | 5 | 15 | |
36 | Диагностика | 1 | 5 | 15 | |
Всего | 36 | 36 | 3 часа | 9 часов |
- Перспективное планирование работы
Календарно-тематическое планирование 4-5 лет
(средняя группа 4-5 лет)
№ п/п
| Тема
| Цель занятия | Используемый материал |
1. | Диагностика | Узнать отношение детей к экспериментальной деятельности; узнать уровни сформированности экспериментальной деятельностью. | |
2. | Где вода? Волшебный материал. | Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | Сухой песок, сухая глина, вода. Прозрачные емкости, мерные стаканчики. Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка. |
3. | Что любят растения? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. | 2-3 одинаковых растения. Предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. Растение с бутонами. |
4. | Где живут зернышки? | Познакомить со строением колоска. | Колоски, подносы. |
1. | 1. Где прячутся детки? 2. Хитрые семена. | 1. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. 2. Познакомить со способом проращивания семян. | 1. Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи. 2. Семена бобов, кабачков, земля. |
2. | #1057;оревнование. 2. Что есть в почве. | 1. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. 2. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) | 1. Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 2. Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет. |
3. | 1. Знакомство с микроскопом. #1059;величительное стекло, бинокль, очки. | 1. Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. 2. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. | 1. Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка. 2. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. |
4. | 1. Танец горошин. 2. Поиск воздуха. | 1. Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. 2. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | 1. Вода, горошины. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость. |
5. | 1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? 2. Веселая полоска. | 1. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. 2. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность. | 1. Воздушный шарик, скотч, игла. 2. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). |
1. | Подводная лодка из винограда. | Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. | Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан. |
2. | Делаем облако. | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень. |
3. | 1. Свойства и признаки воды. 2. Откуда берется вода. | 1. Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. 2. Познакомить детей с процессом конденсации. | 1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски. 2. Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник), охлажденная металлическая крышка. |
4. | 1. Пар – это тоже вода. 2. Вода бывает теплой, холодной, горячей. | 1. Познакомить детей с одним из состояний – паром. 2. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | 1. Термос (емкость с кипятильником. 2. Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр. |
1. | 1. Замерзание жидкостей. #1056;азноцветные сосульки. | 1. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей. 2. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). | 1. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Емкости, алгоритм деятельности. 2. Краски, формы для замораживания льда, нитки. |
2. | #1054;крашивание воды. 2. Играем красками. | 1. Помочь выявить свойства воды. 2. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. | 1. Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики. 2. Прозрачная вода, краски, две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). |
3. | 1. Водяные весы. 2. Реактивный кораблик. 3. Друзья. | 1. Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. 2. Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику. 3. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | 1. Высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон. 2. Вода, дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне. 3. Вода, стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). |
1. | 1. Наши помощники – органы чувств. 2. Потеря воды во время дыхания. | 1. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. 2. Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. | 1. Лимон, яблоко, сахар, вода. «Чудесная» коробочка (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник. 2. Холодное стекло. |
2. | 1. Язычок – наш помощник. 2. Вкусовые зоны языка. 3. Отгадай на вкус. | 1. Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов. 2. Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. 3. Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). | 1. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами. 2. Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода. Зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей. 3. От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов. |
3. | 1. Носарий. 2. Угадай по запаху.
| 1. Познакомить с функцией носа, его строением. 2. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | 1. Рисунки (контурные) профилей, изображающих разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа. 2. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. |
1. | 1. Ухо – орган слуха. 2. Значение расположения ушей. 3. Откуда берется голос? | 1. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. 2. Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. 3. Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | 1. Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.
|
2. | 1. Глаза – орган зрения. 2. Поверка зрения. | 1. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. 2. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1. Вода, непрозрачный чайник. 2. Картинки с изображением предметов. |
3. | 1. Рукам своим не верю. 2. Ящик ощущений. 3. Тайный похититель варенья. | 1. Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры. 2. Развивать тактильную чувствительность. 3. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
| 1. Вода – холодная, комнатная и горячая. Три миски. 2. Коробка, закрывающаяся со всех сторон. Разнообразные предметы природного происхождения. 3. Измельченный ножом карандашный грифель. |
4. | 1. Черное и белое. 2. Солнечные зайчики. 3. Радуга. | 1. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. 2. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. 3. Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. | 1. Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 2. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка). 3. Вода, миска, зеркало, белый лист бумаги. |
1. | 1. На свету и в темноте. 2. В тепле и в холоде. 3. Может ли растение дышать? | 1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 2. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. 3. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1. Лук, земля, коробка из прочного картона. 2 емкости. 2. Модель зависимости растений от тепла. 3. Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа. |
2. | 1. Что внутри? 2. Как увидеть движение воды через корни? | 1. Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. 2. Доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции. | 1. Стебель петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности. 2. Черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем. |
3. | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости. Алгоритм описания свойств материала. |
4. | Ткань, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода. Ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала. |
1. | Пластмасса, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
2. | 1. Резина, ее качества свойства. 2. Узнай все о себе, шарик. | 1. Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). 2. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. | 1. Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. 2. Воздушные шары (2 надутых. 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. |
3. | 1. В мире стекла. 2. Необычные кораблики. 3. Естественная лупа. | 1. Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. 2. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. 3. Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. | 1. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан. 2. Вода, 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 3. Насекомое, трехлитровая банка, пищевая пленка. |
4. | 1. Мой веселый, звонкий мяч. 2. На чем полетят человечки? | 1. Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. 2. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. | 1. Вода, ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребенка). 2. Вода, резиновые шары и маленькие резиновые мячи по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей. |
5. | 1. Чудесные спички. 3. Секрет сосновой шишки. | 1. Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности. 2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. | 1. Вода, 5 спичек, пипетка. 2. Две сосновые шишки, теплая вода, ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). |
1. | 1. Мыло – фокусник. 2. Умывальников начальник. | 1. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. 2. Показать способ изготовления умывальника. | 1. Кусочек мыла туалетного или хозяйственного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Пластиковая бутылка, гвоздь или шило. |
2. | 1. Волшебная рукавичка. 2. Волшебные зеркала. | 1. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 2. Познакомить со свойством зеркала. | 1. Мелкие предметы из разных материалов. Магнит, рукавичка с вшитым внутри магнитом. 2. Яблоко, два зеркала. |
3. | #1055;очему все звучит? 2. Угадай – ка (опыты № 1, 2). | #1055;омочь выявить причины возникновения звука. 2. Наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала. | 1. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. 2. Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробки разных размеров. Предметы одинаковых формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком. Шарики одинакового цвета из разных материалов. |
4. | Необычное рисование. | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | Кусочек чистой светлой однотонной ткани – белой, голубой, розовой, светло – зеленой (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка. |
План перспективный, поэтому темы занятий могут меняться.
Задачи работы руководителя кружка «Волшебная лаборатория», по взаимодействию с родителями
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
открытый показ кружковой работы.
консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
фотоотчеты кружковой работы.
организация тематических выставок совместного с детьми творчества. Вместе с родителями организовать и провести творческие конкурсы,
экскурсии в библиотеку. На этих встречах дети узнают много интересного и занимательного: растительный и животный мир.
Такие экскурсии помогают поддерживать связь поколений, обогащают детей новыми знаниями и несут положительный эмоциональный настрой.
3. Организационный раздел
Организация занятий
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности с взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно- следственных связей.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность с взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Продолжительность занятий с детьми 4 - 5 лет не более 20 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
1. Метод наблюдения
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
• за изменением и преобразованием объектов;
2. Игровой метод
3. Словесные методы
Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
• Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
• Художественное слово
• Загадки
• Напоминание о последовательности работы
• Совет
• Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
4.Информационно-коммуникативные технологии:
• Компьютер
• мультимедийный проектор
Формы работы с детьми:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Формы реализации программы:
• целевые экскурсии;
• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
• чтение художественной литературы;
• конкурсы и викторины;
• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями.
Возраст | Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц | |
4-5 лет средняя группа | 20 минут | 80 минут |
Объем нагрузки занятия
Учебный план
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН
Количество занятий в неделю | 1 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в год | 36ч |
- Оборудование, материалы
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, щетки, губки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. д.
2.Емкости: пластиковые пробирки; пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4.Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
5. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов
Мониторинг освоения результатов
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Основные методы сбора информации о ребёнке
- Систематическое наблюдение;
- Сохранение продуктов детской деятельности;
- Беседы с родителями, анкеты, опросники;
- Общение со специалистами (психолог, врач, логопед);
- Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
- Рассказы детей;
- Фотографии;
- Аудиозаписи и видеозаписи,
- Портфолио, или «Папки достижений»
- Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
- Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.
Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать
- разные методы сбора информации;
- различные источники информации;
- различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.
Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.
Отчетность
Для родителей проводится ознакомительная беседа (представление программы), ведется табель по данной дополнительной услуге, открытое мероприятие, консультация, организуются фотовыставки.
Список литературы
1. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л. А. Маслова.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднегои старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2012 г.
6. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
7. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. —Издательство: Аркти, 2005
Приложение
Памятка и анкета для родителей
по организации познавательно – исследовательской деятельности
Для этого необходимо наличие обязательных условий: ∙ желание самого ребёнка;
∙ благоприятная среда;
∙ грамотный доброжелательный помощник - взрослый (родитель). Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Как работать с ребенком:
∙ помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
∙ записать их на листе бумаги или помочь ребенку их зарисовать; ∙ помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор
Правила для родителей:
1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, в желании решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. 2. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям, постарайтесь ответить на все их вопросы.
3. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них, постарайтесь поддержать, если что-то не получается.
4. Меньше наставлений, прямых инструкций, поддерживайте инициативу, будьте терпеливы, учите доводить дело до конца.
#1042;ыделите время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой
Анкета для родителей:
#1055;роявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
#1057; какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
#1055;родолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?
#1055;ринимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?
#1045;сли ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
Спасибо!
Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста
1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....
Дополнительная образовательная программа "Умная лаборатория"
Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Деятельностный характер технологического образования, направленность содержа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ЭКОЛОГА»
Современная ситуация в стране предъявляет видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип пр...