Тематический проект «Бархатцы-солнечные цветы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность проекта: Цветы – это часть живой природы. Дети испытывают потребность в общении с природой, они любят ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и изучать их названия. Природа требует бережного отношения к себе, что необходимо воспитывать у людей с ранних лет.
Тип проекта:
По количеству участников - групповой.
По целевой установке познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: Дети подготовительной группы и воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель проекта:
Вырастить цветы - «бархатцы» во дворе детского сада вместе с детьми подготовительной группы.
Задачи проекта:
- Воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны;
- Закрепление представления о цветах, особенностях внешнего строения;
- формирование представления об основных потребностях семян цветов, условиях, которые необходимы для их роста (тепло, земля, вода, свет);
- Выработка навыков посадки семян цветов в землю;
- Выявление изменений, которые происходят во время роста;
- Формирование навыков исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_barhattsy_-_kopiya_wecompress.com_.docx | 441.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38 «Колосок»
Тематический проект
«Бархатцы-солнечные цветы»
Подготовительная группа
Автор проекта
Турьянская Н. С.
г.о. Солнечногорск
2023г.
Бархатные бархатцы –
Рыжие прически!
Надо б эти бархатцы
Расчесать расческой!
Клумбу в детском дворике
Ярко украшают,
Вечером нам с братиком
Тропку освещают.
Место проведения: МБДОУ детский сад №38 «Колосок»
Актуальность проекта: Цветы – это часть живой природы. Дети испытывают потребность в общении с природой, они любят ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и изучать их названия. Природа требует бережного отношения к себе, что необходимо воспитывать у людей с ранних лет.
Тип проекта:
По количеству участников - групповой.
По целевой установке познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: Дети подготовительной группы и воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель проекта:
Вырастить цветы - «бархатцы» во дворе детского сада вместе с детьми подготовительной группы.
Задачи проекта:
- Воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны;
- Закрепление представления о цветах, особенностях внешнего строения;
- формирование представления об основных потребностях семян цветов, условиях, которые необходимы для их роста (тепло, земля, вода, свет);
- Выработка навыков посадки семян цветов в землю;
- Выявление изменений, которые происходят во время роста;
- Формирование навыков исследовательской деятельности.
Продукты проекта:
Клумба с бархатцами во дворе детского сада.
Оборудование:
контейнеры под рассаду, земля, семена, инвентарь для посадки рассады, лейка.
Этапы проекта:
Подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.
Исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов, сбор семян.
Заключительный – высадка в грунт (на постоянное место), игра-викторина.
Формы работы: рассматривание, сравнение, опыт, уход, полив, рыхление.
Предполагаемые результаты проекта:
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях и на клумбе.
3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
В группе созданы необходимые условия для реализации проекта.
Реализация проекта:
1 Этап – подготовительный.
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта.
- подобран материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
-подобраны подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- беседы о цветах (приложение 1);
- работа с родителями: сбор загадок о цветах, сбор иллюстраций цветов, сбор иллюстраций бархатцев разных сортов, приобретение земли и контейнеров для реализации проекта;
- рассматривание иллюстраций цветов.
2. Этап – исследовательский.
1. В группе детского сада организовали огородик на подоконнике
Рассмотрели семена цветов. Отметили, что семена бархатцев отличаются от семян других растений. Они похожи не на маленькие круглые семечки, а на волокнистые небольшие палочки.
2. Уход за растениями и полив.
3. Чтение художественной литературы:
- поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах (приложение 2);
- сказки о цветах:
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;
Анна Саксе. "Сказки о цветах";
Л. Гераскина. «Синий цветочек для мамы»;
А. Платонов. «Неизвестный цветок».
4. Опытно-экспериментальная деятельность:
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: солнце и растение, растения - земля, растения - вода, растения - человек.
«Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений».
Утром обратить внимание детей на то, что росточки тянутся к окну, т.е., к свету. Развернуть контейнер с рассадой так, чтоб ростки были наклонены в противоположную сторону. После тихого часа опять обратить внимание детей на ростки бархатцев. Что произошло? Они развернулись обратно к свету. Вывод: солнце необходимо для роста и развития растений.
2. «Вода и растение»
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения «пьют» воду».
Предложить выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода). Что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость).
Через 5 дней, у цветка (традесканции), который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтели. Вывод: растение без воды жить не может.
Дальше продолжать этот опыт дети наотрез отказались, испугались, что растение погибнет. Долили воды погибающему растению.
4. Растение и тепло.
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Опыт: «В тепле и в холоде». Спросить у детей, почему на ветках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), за появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев).
Вывод: для жизни и роста растениям нужно тепло.
5. Проводились дидактические, развивающие, подвижные игры, продуктивная деятельность.
Дидактические игры (приложение 3):
1. «Отгадай!».
2. «Собери цветок».
3. «Собери букет».
4. «Назови ласково».
Развивающие игры:
1. «Выросли цветы».
2. «Пчелки и жуки».
3. «Подуй на одуванчик».
Подвижные игры (приложение 4):
1. «Где звенит колокольчик?»
2. «Бабочки на цветах».
Продукты проекта:
1. Тематический альбом «Цветы».
2. Картотека опытов и наблюдений.
3. Альбом стихотворений, загадок о цветах.
4. Конспект игры-викторины.
5. Коллаж «Это бархатцы-цветочки – золотистые комочки».
3 Этап – заключительный.
- Высадка рассады семян бархатцев в грунт.
Цель: Уточнить представления детей о том, что растения (бархатцы) выращивают из семян; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.
Дидактические игры: «Магазин цветов», «Сложи цветок», «Собери цветы в вазу», «Садовник» и т. д.
3 Этап – заключительный.
• Высаживание рассады цветов (бархатцы) на участок в клумбу.
• Полив и рыхление почвы, сбор семян цветов.
• Наблюдение за цветами.
• Подведение итогов по реализации проекта.
• Обобщение опыта работы по проекту и предъявление его на педсовете.
Вывод: В процессе реализации проекта дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности. В процессе работы дошкольники рассматривали рост семян цветов, отметили роль цветов в жизни человека; узнали полезные свойства цветов для здоровья человека. У детей расширился кругозор.
Приложение 1.
Беседа: «Какие бывают цветы».
Цель: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о цветах, прививать ребенку внимательное и бережное отношение к живой природе.
Беседа: «Все о бархатцах».
Цель: познакомить с цветами – бархатцами, их строением, с условиями их выращивания, с пользой бархатцев для человека.
Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. И мелкие «карлики» обладающие тонким листом, и отклоненные «середнячки» и прямостоячие великолепные «гиганты» прекрасно будут смотреться в любом из цветников, как на солнечном месте, так и в полутени.
Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Срезанные соцветия способны прекрасно дополнить букет. В срезанном виде они достаточно долго сохраняются. Достаточно просто поставить их в воду.
Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.
Приложение 2.
Загадки о цветах.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Цветы).
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
(Ромашка).
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник).
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак).
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
(Кактус).
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух).
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
(Одуванчики).
***
Много нежных лепесточков,
У красивеньких цветочков,
Запах ароматный-
Не для всех приятный.
Лепесточек бархатный, У цветов - ( Бархатцев).
Приложение 2.
Стихи о бархатцах
Посмотри, какое диво!
Удивительно красиво!
Будто солнышко разбилось,
И на землю покатились
Золотые шарики.
Засветились, заискрились
Жёлтые фонарики!
Л. Карнаухова.
В нежный бархат все цветы
Солнышком одеты,
Капли утренней росы
Словно самоцветы,
На листочках их горят.
Радужно сверкая,
Изумрудный свой наряд
Долго не теряя.
Сильный очень аромат
Бархатцы имеют,
И на клумбах их наряд
До зимы алеет.
Ярким солнечным букетом
Предо мною – бархатцы.
Расцветают ранним летом.
Я смеюсь от радости!
Пусть просты, зато нарядны.
Пышным кустиком горят.
Запах горький, но приятный,
И лучистый добрый взгляд.
Даже осенью дождливой
Будут радовать они.
Но особенно игривы
Утром в солнечные дни.
С. Лосева.
Приложение 3
Пословицы и поговорки.
В плохой бригаде все беда: сажают кукурузу, а растет лебеда.
Все, что цветет, неизбежно увянет.
Вянет и красный цвет.
Где цветы, там и бабочки.
Если любишь плоды дерева — оберегай его цветы.
Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.
Завистника соседская роза, как шип, колет.
Из шипов выходят розы.
Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.
Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
Кто найдет в цветках лишний лепесток — к счастью.
Лиха крапива, а мороз ее губит.
Люди рады лету, а пчела — цвету.
На вкус, на цвет товарища нет.
Нет цветов — нет уюта.
Одна роза весны не делает.
Одни поддельные цветы дождя боятся.
Оставь полевые цветы в полях.
От дождя травы расцветают, от песни — душа.
Печаль не красит, горе не цветит.
Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
Про ягоду говорит, а и цвету не видал.
Розу не ценят там, где она растет.
Сегодня в цветах, а завтра в слезах.
У красивого цветка жизнь обычно коротка.
Цветы что дети, уход любят.
Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.
Шмель на аромат цветка летит.
Это были цветочки, теперь пойдут ягодки.
Приложение 4.
Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Отгадай!».
Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Собери цветок».
Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель: - Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: - Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк. Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
3 . Дидактическая игра: «Собери букет».
Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете. Например: - У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.
4 . Дидактическая игра: «Назови ласково».
Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково». Например: - Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты и т. д.
Приложение 5.
Подвижные игры
1. Подвижная игра «Где звенит колокольчик?»
Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.
2. Подвижная игра «Бабочки на цветах».
Цель: развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и речь.
Литература:
1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»., М., 2001г.
2. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.
3. Л.В Ковинько «Секреты природы – это так интересно», М. 2004г.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
5. Л.Г Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи», М., 2006г.
6. «Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями», М. 2005г.
7. Рассказы о цветах: )
8. Саксе Анна. Сказки о цветах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по теме «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе».
Комплексно-тематическое планирование по теме «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе». Старший дошкольный возраст. Амплеева Татьяна Николаевна...
Методическая разработка. Тематический день Тема: "День цветов"
Методическая разработка Тематический день по теме "День цветов"МАЙ...
Тематическое планирование на тему "Цветы"
Цель: Формировать представления детей о комнатных растенияхЗадачи:- Знакомить детей с комнатными растениями: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, фиалка и т.д.- Расширять представления ...
календарный тематический план на тему "Цветы"
Предложенный календарный план предназначен для воспитателей в работе с детьми. здесь представлены темы бесед, презентаций, развлечений, художественная литература. Желаю успеха....
Тематическая неделя ОД "Красивые цветы в подарок маме"
Планирование образовательной деятельности...
Календарно - тематическое планирование по теме "Цветы на лугу" с детьми старшей логопедической группы
Тема недели «Цветы на лугу»Цель: закреплять представление детей о растениях на лугу.Задачи: систематизировать знания детей о растениях луга. Расширять и активизировать словаря по теме &laq...
Конспект тематического дня «В мире цветов» в младшей группе.
Задачи:Учить детей видеть и воспринимать красоту цветов и окружающего мира, прививать бережное отношение к природе.Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы на территории детского сада и шк...