Опытно - экспериментальная деятельность с водой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

На данном занятии дети вместе с воспитателем занимаются очисткой воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование с водой.44.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

 

                                                   

Конспект открытого занятия

по опытно-экспериментальной деятельности с водой

в подготовительной группе № 4

C:\Users\Домашний\Downloads\эко.jpg

                                                             

                                                       

                                                                                                              

                                                                                         

Подготовила воспитатель:

 Карпухина О.Н.

                                                       

Цель: Закрепить знания  детей о воде, ее свойствах, очистке.  
Задачи: 
Обучающая: 
• закреплять знания  детей о проблемах   загрязнения окружающей среды

  (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие

   способствуют ее восстановлению;
• формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать   умение экспериментировать;
Развивающая: 

 • развивать познавательные способности детей, формировать умение    

   проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и  

   экспериментов;

•  развивать произвольное внимание, речевую активность;  
•  развивать общую и мелкую моторику; 
Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;

• воспитывать экологическую культуру  у дошкольников.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр видео презентации: «Жизнь водоемов», «Реки России», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе, труд в природе, разучивание стихотворения «Не мойте велосипед в реке!».


Методы и приемы:
• Игровой - игра «Собери мусор»; 
 Перемещение в лабораторию;
• Словесный - рассказ воспитателя;  

• Метод моделирования - создание «аварийной ситуации»;
• Художественное слово – чтение стихотворения;
• Практические – эксперименты  по очищению воды;
 

Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли-нефтесборщики, окружающая среда, боны. 


Оборудование: 
Запись голоса «Новости Приамурья», картинки с изображением экологических проблем, вредное и полезное воздействие человека на природу, наборы для экспериментирования (одежда для детей - халаты, стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, ситечки, воронки, пипетки),  урны плоскостные красным, желтым, зеленым цветом, бытовой мусор для игры «Соберем мусор!»,  музыкальное сопровождение «Звуки воды», эмблемы «Эколята-дошколята».

                                     Ход образовательной деятельности.

 

  1. Организационный момент, мотивация, введение в проблему.  

Педагог: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся!

- Доброе утро!

Эмоциональная настройка детей.

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Воспитатель загадывает загадку

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Что такое глобус? Какого цвета на глобусе больше и о чем это нам говорит?

Дети: На земле много воды, это океаны, моря, реки, озера.

Воспитатель: Как называется вода в океане, реке, озере?

Дети: Океаническая, речная, озерная.

Воспитатель: А в роднике? В болоте?

Дети: Родниковая, болотная.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром по телевизору я смотрела новости и меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его предлагаю послушать. Итак, внимание!

(Включается голосовое сообщение «Новости Приамурья».  Диктор сообщает, что на реке Амур произошла авария, пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду, в воду… 

Воспитатель показывает на глобусе эту реку и где она протекает.

Воспитатель: Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»? (Ответы детей)

 (Это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей)

- Что такое окружающая среда?

 (Это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействуем. Человек тоже является частью окружающей среды).

-  Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?

(По вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.)

Воспитатель: Чтобы лучше понять, а что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке Амур.

Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую проблему».

        

  1. Основная часть.

( Моделирование экологической проблемы)

   Дети перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования.

     На столах приготовленная емкость с водой и растительное масло, обозначающее нефть.

Педагог: Итак, давайте представим, что емкость с водой – это река, а растительное масло – это нефть. 

                                                  Опыт №1

    Детям предлагается в воду налить растительное масло.

Результат – масло растекается как нефть на реке.

 Давайте мы сейчас попробуем убрать масло

Затем дети пытаются убрать его подручным средством (ложкой).

  Дети делают вывод, что это невозможно.

Воспитатель: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реках? (гуси, утки, лебеди).

  - Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.  

                                                  Опыт №2

  В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.

Результат - оно покрывается маслом, склеивается.

Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним водных обитателей рек. (рыба).

                                                  Опыт №3

   Детям предлагается, взболтайте чистую воду в стаканчике трубочкой.

Результат -  увидели пузырьки – это кислород.

Воспитатель: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: А через масляное пятно проникнет воздух?

Дети: Нет.

Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).

(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).

 (С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место).

Воспитатель: Предлагаю вам положить жгутики в загрязненную воду по кругу, огородить, чтобы масляное пятно не растекалось дальше.

Воспитатель: Ребята, давайте мы немного отдохнем.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и пошли домой.

Воспитатель:- Ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу? (Ответы детей).

(Экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её).

 Воспитатель: Хотите быть юными экологами и очищать воду?

  - Как можно очистить воду? (Ответы детей).

  -Вы все верно сказали, поэтому вы принимаетесь в команду экологов.

 

(Дети получают эмблемы юных экологов).

                                                   Опыт №4

  В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).

Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.

Вывод: применение специальных сорбентов  помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

                                                 Опыт №5

   Воспитатель: А сейчас с помощью влажной салфетки мы будем очищать воду, в которой расщепилось масло.

Кладем в воронку влажную салфетку и переливаем в чистый стакан загрязненную воду.

Результат: капельки масла притягиваются к ней.

Пояснение педагогом: Есть специальные корабли-нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами, у вас это влажные салфетки.  Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.

  По окончанию делается вывод, что  необходимо специальное оборудование – боны и  корабли-нефтесборщики.

Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой. 

- Ребята, скажите, теперь эта вода стала совсем чистой? (Ответы детей).

- Почему? (Ответы детей).

- Как вы думаете, как можно ее очистить? (Ответы детей).

Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что в их наборах для исследования есть предметы, которые понадобятся при очистке воды.

                                       Опыт №6 «Фильтрация воды»

Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем очистить воду еще лучше. Для этого в воронку, положим ватный диск и марлю с углем (фильтр), который отфильтрует всю грязь и будет  потихоньку воду  наливать в воронку. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей).

- Сравните полученную воду с чистой  водой. Они одинаковые? (Ответы детей).

- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).

Воспитатель: 

- Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Ответы детей).

- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?

 - Как   вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).

- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).

                      Игра «Собери мусор». 
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор). 

   В красный ящик собирают (самый опасный мусор) — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты;

в желтый (менее опасный мусор) - деревянные, бумажные предметы,

в зеленый (безопасный мусор) - пищевые отходы. 
Делают выводы, почему так распределили мусор. (По времени его перегнивания в почве). 

Воспитатель: В природе нет мусора, нету отходов, 
                Давайте друзья учиться у природы.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к новости и узнаем, грозит ли экологическая катастрофа реке Амур?  Вам интересно, что случилось дальше?

(Включается продолжение записи «Новости».  

 Диктор продолжает репортаж: «Прибывшие на место аварии команда экологов, не дала разрастись нефтяному пятну по реке, они  вовремя ликвидировали последствия катастрофы, вода в реке Амур не пострадала и жизни животным  ничто не угрожает».

Рефлексия.

Воспитатель:  Теперь  вы считаетесь юными экологами, скажите, что нового вы узнали? Какой опыт вам запомнился? И как будите вести себя, если увидите, что природе наносится вред? (Ответы детей).

 (Научились очищать воду, экологи – защитники природы, природу нужно охранять и беречь)   
Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо помогали - в очищении воды, в уборке мусора. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.

Воспитатель: Грязная вода – это мертвая вода, чистая вода – живая, она нужна всему живому на земле.

(Слушание музыки со звуками воды и чтение стихотворения ребенком).

                                     

                                             «Не мойте велосипед в реке»

Зачем велосипеду грязным быть?

Его скорее следует помыть!

Но даже если речка рядом, пред тобой

Ты у реки свой велосипед не мой!

На нём и смазка, масло, грязь, мазут!

Речные обитатели умрут.

Такая загрязнённая вода –

Для рыбок настоящая беда…

Поэтому возьми ведро с собой

И из него велосипед помой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

Занятие опытно-экспериментальная деятельность с водой

Занятие опытно-экспериментальная деятельность "Вода - волшебница!!"...

опытно-экспериментальная деятельность с водой в подготовительной группе

СОДЕРЖАНИЕ:   1.сведения  об  авторе.2. Обзор существующего опыта.3. Актуальность темы.4. Теоретическая составляющая:4,1 методы работы;4,2 формы работы;4.3 новизна;4,4 научнос...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо-вода"

Вашему вниманию предлагается конспект опытно-экспериментального занятия, которое направлено на развитии у старших дошкольников любознательности, творческого мышления...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...