Проект на тему: "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Скворцова Елена Ивановна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx61.34 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ

на тему:

«Времена года»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

 

             

г. Калининград, 2022

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ «Времена года»

Вид проекта

долгосрочный

Разработчик Проекта

Руководители: Скворцова Елена Ивановна

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатель старшей группы №10 МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники старшей группы №10

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Формирование начальных представлений о временах года.

Основные    задачи       Проекта

Знакомить детей с временами года. Формирование первичных представлений об особенностях природы. Формирование позитивных установок к различным видам труда. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы);Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Гипотеза проекта

процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье. Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

Лучше научить замечать красоту родной природы. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.

Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.

Критерии эффективности проекта

педагогические наблюдения; мониторинг подготовленности детей (оценка динамики уровня познавательно – творческого воспитания детей дошкольного возраста); консультативные беседы для родителей. Можно сделать вывод, что проект эффективен. В результате реализации проекта, мы надеемся, что  на основе сотрудничества семьи и ДОУ сможем воспитать личности, стремящиеся к духовному росту, доброте, труду способные противостоять злу.          

Основные принципы Проекта

Развивать интерес детей к временам года. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Обогащать словарь ребенка.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, телевизор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. Материал для художественной деятельности.

Воспитатель старшей группы №10                        Скворцова Елена Ивановна

Разработку проекта «Времена года»

с 01.10.2022 – 31.03.2024 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                             В.Г.Александрова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

на тему:

«Времена года»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

 

г. Калининград, 2022

Объем выполненной работы

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и "открытиям".

Значимость полученных результатов

В ходе этого проекта дети познакомились с временами года.

Общие выводы по проекту

 Духовно - нравственное развитие детей невозможно без участия семьи. Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает: модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Оценка успешности Проекта

Научились внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Совершенствовали активную речь.

Воспитатель старшей группы №10     Скворцова Елена Ивановна

                                         

                                                                             

Реализацию проекта «Времена года»

31.03.2024 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                             Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                         В.Г.Александрова


          Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации: октябрь - март

Этапы работы:

1) Подготовительный

2) Основной

3) Заключительный

Ожидаемый результат:

Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.Ребенок проявляет интерес к временам года.

Пояснительная записка

Проект «Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных, эстетических качеств, а так же художественного творчества детей. За счет использования различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.

Актуальность

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.

Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого, эстетического развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.

Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.

Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

Цель проекта: 

Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе. Формирование начальных представлений о временах года.

Задачи:

Для педагога: найти эффективные формы  и методы работы с детьми по данной теме.

Для детей: способствовать формированию  представлений детей о сезонных изменениях, узнавать и называть времена года, выделять характерные признаки, развивать интерес  к наблюдению за объектами  и явлениями в природе. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

Формирование позитивных установок к различным видам труда. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

Для родителей: повысить  педагогическую  компетентность  в вопросах  экологического воспитания  детей дошкольного возраста, уделять внимание наблюдению за объектами и явлениями  природы.

Предполагаемые результаты:

 Для педагогов: повысится профессиональный  уровень. Будут  найдены эффективные формы и методы работы с детьми  в решении вопросов экологического воспитания.

        Для детей: будут сформированы  умения замечать и называть изменения в природе, называть времена года, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы. Лучше научить замечать красоту родной природы. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки. Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

Для родителей: повысится компетентность родителей в экологическом воспитании детей, будут  проводить  с детьми наблюдения в природе и  принимать активное участие в организации образовательного процесса. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.

Характеристика методов и средств реализации проекта:

- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин.

- Словесный метод: чтение художественной литературы о природе и временах года, беседы, заучивание наизусть с детьми стихов, потешек , считалок и т.д.

-Игровой метод: игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

-Использование музыкального оборудования (фонотека).

Гипотеза:  

Процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье. Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

План работы:

1 этап. Подготовительный  (организационно – диагностический)

     Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

На подготовительном  этапе мною был сделан обзор трудов Л.И. Марченко  «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» , которые затрагивали тему: «Времена года». Так же была изучена  методическая литература по данной теме: Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой; О.Г. Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология»;И.В Кравченко «Прогулки  в детском саду»;О.А.Соломенникова  «Занятие по формированию  элементарно-экологических представлений в средней группе детского сада»;

 С.Н.Николаева « Юный эколог» система работы в средней группе детского сада; Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности».

 Я разработала план  по реализации проекта, подобрала художественную литературу, дидактические, подвижные игры, занятия, беседы.

2 этап. Основной

Основной этап включает в себя реализацию основных видов деятельности по направлению проекта. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми:

  • беседы;
  • занятия;
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  • выставки детских работ по проекту;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • творческая речевая деятельность;
  • утренники, развлечения;
  • конкурсы;
  • театрализованная деятельность;
  • сочинение рассказов и сказок о природе;
  • видиопросмотры.

с родителями:

  • наглядная пропаганда;
  • беседы и консультации;
  • папка-передвижка
  • конкурсы.
  • анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей.

Срок реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога

с семьёй

Октябрь

«Осень в гости к нам пришла».

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад»,

сказка «Вершки – корешки».

Беседа: «Осень в гости к нам пришла».

Знакомство с приметами осени.

Наблюдения на прогулках: «Наступила осень – листья пожелтели»

Загадывание загадок.

Аппликация «Осеннее дерево».

Д/игра «Что нам осень принесла».

П/игра «Собери овощи и фрукты».

Разучивание стихотворений об осени.

Сбор гербария

Консультация

«Витамины с грядки»

Фотовыставка

«Осень золотая».

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских  работ «Осенние фантазии»

Ноябрь

«Подготовка к зиме»

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

Рассматривание картинок на тему: «Зимующие птицы».

Работа по карте – схеме «Как люди готовятся к зиме».

Беседа «Поздняя осень».

Слушание песни «Первый снег».

Просмотр развивающего мультфильма «Поздняя осень».

Наблюдения на прогулках: «Ветер подул».

Загадывание загадок. Лепка: лепим осенние листочки

Рисуем «Веточки рябины».

П/игра «Зайка беленький...».

Совместное ухаживание за домашними животными дома.

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Осень»

Декабрь «Пришла зима»

Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос».

Беседа: «Многообразие форм снежинок».

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Нетрадиционная форма рисования: «Падает, падает снег»

Наблюдения на прогулках: «Дождь и снег»

  • Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос».

Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Работа детско- родительская на тему «Дворец Снежной королевы»

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Дворец Снежной королевы»

Итоговая деятельность: выставка новогодних работ

Январь Зимующие птицы

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

П\и «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».

Чтение: М. Познанская «Снег идёт».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тематику зимующие птицы.

Чтение: О. Высотская «Холодно»

Игра-опыт: «Цветной снег».

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»

Изготовление кормушек.

Совместное кормление птиц в садике и дома.

Изготовление

открытки другу с рассказом о зиме.

Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»

Итоговая деятельность: Открытка другу с рассказом о зиме

Февраль Зимние забавы

Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает». 

Изготовление открытки к 23 февраля.

Подвижные игры: «На земле снежок лежит», «Остановись возле игрушки».

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»

Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Зима»

Март

Весна пришла

Наблюдение за состоянием погоды: за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, проталины.

Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки».

Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»

Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Итоговая деятельность: Изготовление открытки к 8 Марта

Весенние цветы

Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

Наблюдение «Цветы на наших клумбах». 

Рисование на асфальте:

«Весенние цветы».

Хороводная игра «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».

Труд: полив цветов.

Аппликация: “Нарядные бабочки”

Раскрашивание раскрасок «Цветы».

Опыт «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Весна»

Скоро лето!

Беседа: «Наши маленькие соседи» (насекомые).

Дидактическая игра «Что бывает летом?». 

Чтение стихотворения:

«Вот и лето подоспело» В. Данько

Словесно-речевая игра «Лето к нам идет».

Спортивный досуг для детей:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Наблюдение – эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду).

П/и «Солнышко и дождик», «Найди свой цвет».

Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка».

Труд: полив цветов.

Консультация «О летнем отдыхе детей»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Лето»

Методическое обеспечение проекта

Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций. Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе учитываю психологию детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические требования в образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала и эстетику оформления наглядных пособий.Включение в занятие сюрпризных и игровых моментов, стимулирующих инициативу и активность детей. Создание благоприятных диалоговых социально – психологических условий для свободного межличностного общения. 

Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.        

Предметно – развивающая среда: Групповое помещение подразделено:

«Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».

Дидактическая развивающая игра – лото «Овощи», «Птицы», «Цветы», «Что где растет», « Когда это бывает», «Загадки-отгадки».

Дидактические игры: «С какого дерева», «Времена года», «Сложи картинку», «Чего не стало», «Что изменилось?», «Нелепицы»,

Книжка – раскладушка «Времена года».

Магнитная доска.

Наглядные пособия: картинки, игрушки, муляжи.

Раскраски «Времена года»,«Природа».                                                                                                Картотека предметных картинок.                                                                   Альбомы и фото по сказкам народов мира.                                                              Пазлы: «времена года»                                                    

Дополнительные материалы:

С детьми были проведены беседы: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень» - закрепить месяцы осени, приметы осени. «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» - закрепить название перелетных  и зимующих птиц, поведение птиц зимой. «Здравствуй, зимушка-зима» - умение сравнивать осенний и зимний пейзажи. «Как звери готовятся к зиме»- как   животные  зимуют. «Праздник Новый год»- подготовка к новогоднему утреннику: заучивание стихов, песен.«К нам весна шагает быстрыми шагами» -выделять приметы весны. «Встречаем птиц»  -закреплять  название перелетных птиц. «Здравствуй лето»- расширять представление детей о летних изменениях  в  природе.

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Лото», «Овощи», «Времена года», «Сложи картинку», «Чего не стала?», «Что изменилось?», «Нелепицы», «Птицы» -лото, «Цветы»-лото, «Что, где растет», «Когда это бывает?», «Загадки-отгадки».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички и автомобиль», «Огуречик, огуречик…», «Листопад», «Гуси, вы гуси красные лапки», «Зайцы в огороде», «Зайка беленький»,  «Два мороза», «Снег кружится», «Догони-ка», «Веселый воробей», «Птички-раз, птички-два», «Веселый ручеек», «Мы веселые ребята», «Воробьи-вороны».

Пальчиковые игры: «Капусту солим», «Снег, снег», «Мороз», «Снежок», «Капель», «Весна», «Цветы».

Сюжетно-ролевые игры: «Варим суп», «Зайкин огород», «Больница», «Магазин», «Путешествие в зимний лес», «Едем отдыхать на речку».

Заучивали  стихи: И Бунин «Листопад»,А.Майков «Осенние листья по ветру кружатся», Тувим «Овощи», М.Познанская «Первый снег», И.Сурикова «Зима», Орлова «Медведь спит»,И.Поляков «Вышло солнце из-за тучи», М.Клокова «Зима прошла».

Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?», «Солнышко-ведрышко» и другие.

Рассказы: В.Бианки «Подкидыш», Первая охота», «Синичкин календарь», «Красная горка», «Домики без топора». Е.Чарушин : «Что за зверь?». Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос…», «Серая шейка»

Сказки: «Зимовье зверей», «Заяц и лиса», «Снегурочка», «Война грибов с ягодами» в обработке  В.Даль.

Были проведены ООД:

Рисование: «До  свидания, лето!»,  «Поспели  яблоки», «Снегурочка», «Новогодняя  открытка», «Новогодние украшения», «Птички прилетели», «Цветы для мамы».

Аппликация: «Корзина с грибами», «Цветы для мамы».

Праздники: «Осень золотая», «К нам спешит Новый год», «Мамочка любимая».

Развлечения: «Сильные, быстрые, ловкие», Проводы зимы».

Практическая деятельность: Изготовили подарки для мам, поделки из природного материала, новогодние украшения.

Словесные игры: «Овощи», «Золотая осень», «Один –много», «Скажи ласково», «Скажи –какая?», «Гори, гори ясно»,  «Весна идет», «Что с начало , что потом?» .Составление рассказов: «Зима», «Осень», «Лето «, «Весна».

Формы работы с родителями

Просветительская, Консультативная, Беседа с родителями. Групповые и индивидуальные консультации по возникшим вопросам родителей.

Выставки литературы.        Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (формирование круга детского чтения). Консультации тематические: «Времена года», участие в конкурсах: «Волшебница осень», «Забавный снеговик», «Лучший зимний участок». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки;  Опрос - анкетирование. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций). Чтение художественной литературы с детьми по теме проекта. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. 

3 этап. Заключительный

Итогом реализации нашего проекта стало изготовление макета  «Времена года», подборка дидактических игр по данной теме, оформление альбомов по теме:  «Времена года». Подводя итоги  реализации проекта «Времена года» я отметила, что родители стали больше проявлять интерес к вопросу экологического воспитания, проводят с детьми наблюдения в природе, обращают внимание детей на сезонные изменения. Родители стали прислушиваться к нашим советам, стали боле требовательными к себе.В результате работы над проектом дети умеют замечать  и называть изменения в природе, называть времена года, наблюдать за объектами и явлениями в природы, сформированы умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.

Итоги:

На подготовительном этапе, был разработан план проекта, подобрана методическая литература, иллюстрации для рассматривания детям и музыкальные произведения для прослушивания, были проведены беседы и опрос родителей на тему «Времена года». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.

Практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения художественных произведений о природе, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов о природе. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры выполнения работ.

В своей работе мы широко использовали дидактические игры, такие, как «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету», «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются», «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу», «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».

Лишь после того, как дети освоили приемы - мы начали выполнять работу по заранее составленной схеме.

В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Проект «Времена года» уже многому научил нас и детей. Дети изменились, они стали более любознательные, активные и дружелюбные.

По нашим наблюдениям, процесс коллективного творческого сотрудничества во многом близок к коллективной игре, в которой ребенок, управляя действиями своего персонажа, одновременно сотрудничает с другими детьми. Это взаимодействие особенно важно для детей тревожных, замкнутых, склонных к неконструктивному поведению.

Любая творческая коллективная деятельность– это приключение, в котором дети выходят победителями.

Но самым, пожалуй, важным качеством мира творческих идей является его нравственное влияние.

Список используемой литературы

  1. Л.И.Марченко  «Осень», «Зима», «Весна» , «Лето»-Уфа, Китап,2004.
  2. О.Г.Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология.-«Аркти»Москва,2007.
  3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-Синтез Москва,2012.
  4. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
  5. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  6. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  7. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  8. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  9. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
  10. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  11. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  12. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
  13. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
  14. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль, Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000 г.
  15. С.Ю.Афонькин «Оригами и аппликация» Санкт – Петербург, Кристалл 1998 г.
  16. Т.А. Шарыгина «Беседы о воде в природе», Москва, «Сфера»2008 год.
  17. Т.А. Шарыгина «Беседы о русском лесе», Москва, «Сфера» 2008 год.
  18. Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки», «Красивые сказки» Москва, Прометей Книголюб», 2002 год.
  19. О. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, Академия развития, 1998 год.
  20. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2000.
  21. Е. Данкевич, Д. Жаркова «Пластилиновый мир» Санкт – Петербург, Кристалл, 1998 год.

Отчет по проекту

В результате реализации проекта «Времена года» были достигнуты следующие результаты:

- проведены мероприятия  (беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, заучивание стихотворений о месяцах года, программных стихотворений, а также составление рассказов, пересказ)

- получен положительный результат:

у детей:

- Дети с общеразвивающей направленности запомнили много стихов и выразительно их читают.

- У детей с ОВЗ улучшилась запоминательная и припоминательная память, дети более выразительно читают стихи

- Дети пополнили знания о временах года, об окружающем мире, знают много песен, умеют отгадывать загадки.

- У детей увеличился словарный запас, развито воображение, память, логическое мышление, творческие способности.

- Дети легче устанавливают контакт с собеседником, умеют поддержать беседу.

у родителей:

- Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы и ДОУ.

- Повысилась педагогическая культура родителей.

- Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействияс педагогом и детьми.

у педагога:

Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействияс родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему: "времена года" (осень) старший дошкольный возраст

Из истории возникновения проектного методаЦели и задачи проектаЭтапы, примерные схемыКонспекты, игры ...

Проект. Тема: «Времена года»

«Хорошо зимой и летом,...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Проект на тему "Времена года"

Долгосрочный проект. Цель: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Проект предполагает совместную деятельность педагога, детей и родителей и реализуется посредством включения ...

Проект на тему: « Время добрых дел»

Проект "Время добрых дел"...

Педагогический проект по теме «Времена года» в младшей группе

Воспитание любви к природе является одной из актуальнейших проблем современности. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие реб...

Долгосрочный проект на тему: "Времена года" (сентябрь-май) во второй младшей группе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети о...