Проект на тему "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гайсина Ландыш Ринатовна

Долгосрочный проект. Цель: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Проект предполагает совместную деятельность педагога, детей и родителей и реализуется посредством включения разнообразных видов деятельнсоти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект на тему "Времена года"946 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №168 комбинированного вида» Советского района г. Казани

Проект  на тему: «Времена года»

Разработала: воспитатель Гайсина Л.Р.

Казань, 2019г.

Цели проекта:

  • формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;
  • развивать умение сравнивать и устанавливать причинно-следственные и временные связи;
  • воспитывать познавательный интерес к природе, заботливое отношение к ней;
  • развивать любознательность и желание общаться с природой.

Задачи проекта:

  • приобщать к процессу познания;
  • способствовать поддержанию семейных традиций;
  • познакомить детей с природой родного края, через знакомство с природными явлениями каждого времени года (осень, зима, весна, лето);
  • формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.

Паспорт проекта:

  1. Автор проекта: воспитатель МБДОУ № 168 Гайсина Ландыш Ринатовна.
  2. Название организации реализующий проект: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 168.
  3. Образовательная область: познавательное развитие.
  4. Вид деятельности: проектная.
  5. Возрастная группа: старшая группа детского сада.
  6. Тема проекта: «Времена года».
  7. Вид проекта: познавательно-творческий.
  8. Сроки реализации: долгосрочный (один год).
  9. Участники проекта: дети старшей группы, педагог, родители.
  10. По количеству участников: групповой.
  11. Время необходимое для проведения проекта: разделено на четыре этапа по временным сезонам: осень, зима, весна, лето.
  12. Краткое содержание проекта: проект предполагает совместную деятельность педагога, детей и родителей и реализуется посредством включения разнообразных видов деятельности: экспериментальная деятельность, изо-деятельность, беседы, чтение художественной литературы, игры. В ходе реализации проекта детям даётся возможность проявить свою инициативность, а родителям принять активное участие в деятельности детей.
  13. Ожидаемые результаты.

Актуальность проекта:

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Практическая значимость проекта:

Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества знаний у дошкольников:

  • образовательная деятельность;
  • игры, развлечения;
  • наблюдения, экскурсии;
  • работа с родителями.

Инновационность проекта:

Создание системы экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Направление образовательной работы при реализации проекта

     

Оборудование:

  1. Книги о живой и неживой природе.
  2. Методическая литература по теме проекта.
  3. Фотоаппарат.
  4. Компьютер.

Линия развития проекта – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ.

Возраст: старшая группа.

Формы и методы работы с детьми

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • пальчиковая гимнастика;
  • психогимнастика.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • беседы;
  • составление и рассматривание альбомов, книг;
  • презентации;
  • мнемотаблицы, алгоритмы;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • опытно-экспериментальная деятельность.

ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • рисование;
  • лепка;
  • конструирование,
  • творческая мастерская.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • чтение стихотворений;
  • составление рассказов;
  • составление рассказов по иллюстрациям;
  • придумывание историй;
  • разгадывание загадок;
  • чтение закличек.

  • ВЫСТАВКИ, КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
  • выставка;
  • конкурс;
  • викторина.

Формы и методы работы с родителями

  • конкурс;
  • консультации,
  • фотоконкурс;
  • совместное творчество семьи.

План действия по реализации проекта

Этапы

Цель

  I этап – подготовительный

Самообразование педагога, подбор методической литературы.

 II этап – практический

Реализация методов и приёмов, их использование в совместной и самостоятельной деятельности.

III этап – заключительный

Анализ результатов проделанной работы.

Этапы и содержание проекта

I этап – подготовительный

Срок

Задачи

Содержание

Сентябрь

Методическое обеспечение проекта.

Подбор методической литературы.

Информационное обеспечение проекта.

Подбор художественной литературы.

Обеспечение проекта нагляд-ными материалами.

Изготовление пособий по теме.

Определить знания детей о четырёх временах года.

Изучение уровня знаний по теме

Планирование предстоящей работы.

Написание конспектов.

II этап – практический

Осень «Сарафан надела осень»

Срок и название

Цель

Содержание

Сентябрь - Октябрь

«Волшебница осень»

«Хоровод деревьев»

  • сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона;
  • развивать эстетичес-кий вкус детей;
  • воспитывать у детей бережное и сознательное отношение к окружающей среде;
  • беседы об осени;
  • осмотр участка;
  • пословицы и народные приметы об осени;
  • рассматривание осенних пейзажей;
  • д/игра «Четвёртый лишний» (признаки осени);
  • худ. слово: К. Бальмонт «Осень»;
  • загадки об осени «Путешествие по стране Загадай-ка»;

  • конкретизировать представления об осенних изменениях в природе;
  • упражнять детей в различении растений в осеннем наряде;
  • обогатить эстетический опыт, вызвать радостное переживание от восприятия красоты осени
  • экскурсия «В гости к деревьям»;
  • наблюдение за деревьями в уголке леса детского сада;
  • п/игра «Раз, два, три к дереву беги»;
  • д/игра «Разложи верно»;
  • труд «Собрать красивые листья для аппликации»
  • индивидуальная работа: собери только желтые, зеленные, красные листочки;
  • художественное слово: И. Бунин «Листопад»

Октябрь - Ноябрь

«Хозяюшка осень»

«Осенние заботы животных и птиц»

 «Осень золото роняет»

  • закрепить и расши-рить обобщенные представления детей об овощах и фруктах, об их пользе, также о сборе урожая и заготовке на зиму;
  • проверить, как дети различают и называют овощи, учить различать овощи на ощупь и по вкусу;
  • воспитывать желание помогать родителям в выращивании урожая на огороде;

  • беседа «Овощная ярмарка»;
  • чтение русской народной сказки «Репка», «Вершки – корешки»;
  • игра «Съедобное – несъедобное»;
  • сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». «Покупаем фрукты на базаре»;
  • подвижная игра «Собери-ка яблочки на ощупь»;
  • художественное творчество «А вот блюдо с овощами»;
  • мнемотаблица «Подарки осени».
  • уточнить знания детей о животных и птицах в осенний период;
  • воспитывать бережное отношение к животным и птицам;
  • презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме»;
  • наблюдения за птицами;
  • презентация «Лесные жители»;
  • подвижная игра «Перелёт птиц», «У медведя во бору»;
  • пальчиковая гимнастика «Воробушек»;
  • труд: покормить птичек, подмести дорожки;
  • индивидуальная работа: дидактическая игра «Я знаю пять названий».
  • учить детей выделять существенные признаки, рассуждать, доказывать своё суждение;
  • загадки и пословицы об осени;
  • осенние приметы;
  • рассказы о природных явлениях;
  • наблюдения за ветром;
  • подвижные игры «Солнышко и дождик», «Горелки»;
  • пальчиковая гимнастика «Ветер дует»;
  • чтение закличек об осени;
  • беседа «Листопад».

Зима «Волшебница зима»

Срок

Цель

Содержание

Декабрь

«Мороз и солнце день чудесный»

 «Зимние забавы»

  • уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы (по памяти, по картинам, иллюстрациям);
  • беседа о зиме;
  • наблюдение за сосульками;
  • просмотр презентации «Зимние сказки»;
  • пословицы и поговорки о зиме;
  • презентация «Птичий двор»;
  • беседа «Как помочь птицам зимой»;
  • творческая мастерская: изготовление кормушек для птиц;
  • подвижные игры «Льдинки», «Два мороза»;
  • закреплять знания детей о назначении зимних построек;
  • повторить правила поведения на прогулке;
  • игры и забавы со снегом;
  • игра «Снеговик»;
  • творческая мастерская «Снежинка» (рисование красками на снегу);
  • подвижная игра «Зайка беленький сидит», «Заморожу»;
  • игры с санками;
  • художественное слово по теме «Зима»;
  • д/игра «Придумай предложения»;
  • чтение закличек о зиме;

Январь

«По дорогам зимних сказок»

  • развивать интерес детей к устному народному творчеству;
  • закреплять знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе;
  • викторина «Узнай сказку»;
  • чтение зимней сказки «Снегурочка»;
  • загадки «Зимушка – зима»;
  • просмотр мультфильма «Лисичка сестричка и серый волк»;
  • рисование иллюстраций к зимним сказкам;
  • совместный конкурс рисунков «Родители + дети» с награждением дипломом Деда Мороза;
  • обыгрывание сказки «Заюшкина избушка»;

Февраль

«В гостях у снежной королевы»

 «Что такое новый год»

  • познакомить детей с физическими свойствами снега и льда;
  • научить детей решать познава-тельные задачи и делать выводы;
  • активизация словаря: опыт, гололёд, снегопад;
  • развивать воображение детей;
  • опыты с водой и льдом;
  • изготовление цветных льдинок;
  • художественное слово;
  • пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»;
  • рисование палочками на снегу;
  • составление узоров из разноцветных льдинок;
  • познакомить детей с новогодними традициями разных стран, с элементами новогоднего стола;

  • беседа «Что такое Новый год» с показом презентации «Где живёт Дед Мороз;
  • просмотр иллюстраций «Новый год в разных странах»;
  • пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку»;
  • игра «Угощение к новогоднему столу;
  • украшение ёлки в группе.

Весна «Весенняя капель»

Срок

Цель

Содержание

Март

«Мы весну встречаем»

 «Чудеса в природе открываем сами»

  • формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период;
  • формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы;
  • составление описательных рассказов об основных признаках весны по описательным схемам (мнемотаблицы);
  • рассматривание альбома «Труд людей в природе весной»;
  • хороводные игры;
  • чтение рассказа «На лесной полянке»;
  • приметы весны;
  • альбом-раскраска «Времена года»;
  • закреплять знания весенних примет;
  • учить находить изменения в природе на участке детского сада;
  • развивать познавательный интерес;
  • рассматривание альбома «Их нужно охранять»;
  • мнемотаблица «Про насекомых»;
  • прогулка «Поиск весенних шагов» (приметы);
  • мнемотаблица «Гусеница»;
  • игра-беседа «Книжка про весну»;
  • чтение закличек о весне;
  • наблюдение за деревьями весной;
  • игра «Гимн природе»;

Апрель

«Птицы принесли весну на крыльях»

 «Весна в лесу»

  • воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие;
  • игра «Хорошо – плохо»;
  • наблюдение «Приметы ранней весны»;
  • рассматривание альбома «Кто к кормушке прилетел»;
  • пальчиковая гимнастика;
  • прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» (птицы);
  • художественное творчество (лепка) «Гуканье весны»;
  • художественное слово: стихи о птицах;
  • творческая мастерская «Сделаем домик для скворцов»;
  • учить видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения и применять знания на практике;
  • учить высказывать свои суждения;
  • пословицы и поговорки о весне;
  • игра «Покажи и расскажи»;
  • чтение стихотворения «Лесные правила»;
  • тест «Что лишнее»;
  • словесная игра «Выбери правильный ответ»

Май

«У природы нет плохой погоды»

  • способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления, сенсорных способностей, наблюдательности, познавательной активности и любознательности;
  • беседа «Весна красна»;
  • игра «Когда это бывает»;
  • загадки о природных явлениях;
  • посадка семян на посадку;
  • художественное слово «Стихи о весне».

III этап – заключительный

Срок

Цель

Содержание

Май

Собрать информацию для последующей работы, эффективной оценки качества знаний.

Мониторинг результатов проекта (педагоги, родители, дети).

Накопление материала для дальнейшей презентации проекта на семинаре для педагогов.

Составление портфолио проекта.

Представить результаты совместного творчества родителей и детей.

Выставка детских работ.

Создание системы диагностики и мониторинга качества знаний, для выявления своевременной коррекции знаний.

Выявление знаний детей по окончании проекта.

Ожидаемые результаты в конце 2019/2020 учебного года

Дети

Педагог

Родители

  1. Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе
  1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.

  1. Обогащение уровня экологических знаний.
  1. Смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
  1. Повышение профессионального материнства.
  1. Увеличение непосредственного участия в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», М., «Сфера», 2012 г.
  2. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  6. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
  7. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  8. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», М., «Мозаика-Синтез», 2009 г.
  9. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  10. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», М., «Сфера», 2008 г.
  11. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
  12. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Символы нового года».

Дети дошкольного возраста знакомятся с народными традициями, в том числе и праздниками. Одним из самых любимых праздников дети называют Новый год. Однако, как показывает практика, дети мало знают о за...

Проект. Тема: «Времена года»

«Хорошо зимой и летом,...

Проект ноябрь 2015 года.

Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во...

Краткосрочный творческий проект к Новому году в первой младшей группе МК ДОУ Павловский детский сад №11 «Скоро, скоро Новый год!»

Краткосрочный творческий проект к Новому году в первой младшей группе МК ДОУ Павловский детский сад №11 «Скоро, скоро Новый год!»...

Проект к Новому году

проект для средней и старшей группы...

Практико – ориентированный проект «12 животных года»

В процессе ознакомления с окружающим миром развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализиро...