Педагогический проект по теме «Времена года» в младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

анна куранова

Воспитание любви к природе является одной из актуальнейших проблем современности. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них. Достичь этого можно в том случае, если учить детей понимать себя и всё то, что происходит вокруг. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту  каждого времени года помогает дидактическая игра. А поскольку игра является одной из форм обучения для малышей, я решила использовать возможности дидактической игры наравне с другими формами, как эффективного средства формирования знаний о временах года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda_mladshaya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка»

Педагогический проект по теме «Времена года»

01.09.2022г. – 31.08.2023г.

Автор: Куранова Анна Вячеславовна, воспитатель

Тип проекта – открытый, познавательно-художественный

По характеру содержания – ребёнок и природа

По количеству участников – групповой

Продолжительность – 1 год

Участники проекта:

* Дети второй младшей группы №3

* Воспитатели

* Родители

Актуальность

Воспитание любви к природе является одной из актуальнейших проблем современности. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них. Достичь этого можно в том случае, если учить детей понимать себя и всё то, что происходит вокруг. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту  каждого времени года помогает дидактическая игра. А поскольку игра является одной из форм обучения для малышей, я решила использовать возможности дидактической игры наравне с другими формами, как эффективного средства формирования знаний о временах года

Гипотеза

Любовь и положительное отношение к временам года будет более эффективно, если последовательно использовать разнообразные формы работы на основе природо - познавательного содержания и при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию и с использованием инновационных технологий

Цель

Формирование у детей начальных представлений о временах года

Задачи

  • Анализ научно – методической литературы по проблеме

  • Познакомить детей с характерными признаками каждого времени года

  • Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе посредством использования системы дидактических игр

  • Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

  • Приобщать родителей к жизни детей в детском саду

  • Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе и бережное отношение к ней

  • Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Приобретут доступные их пониманию представления о временах года
  • Повысится уровень представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
  • Сформируется интерес к дидактическим играм, связанным с природой
  • Сформируется  интерес к наблюдению за сезонными изменениями в природе

Родители:

  • Повысится уровень экологической воспитанности родителей
  • Взаимодействуют с воспитателями по вопросам ознакомления дошкольников с временами года

Воспитатели:

  • Используют различные формы работы по ознакомлению дошкольников со временами года
  • Используют инновационные технологии
  • Постоянно ведут активную работу по ознакомлению детей с природой
  • Распространяют и повышают свой опыт

Формы работы по проекту: подвижные, дидактические игры, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, экспериментальная, продуктивная деятельность, труд в природе, работа с родителями

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

  • Ознакомление педагогов с проектом;
  • Подбор дидактических игр и наглядного материала;
  • Работа с родителями о содержании проекта;
  • Перспективное планирование по проекту;
  • Подбор художественной литературы;
  • Создание развивающей среды.

Реализация проекта:

  • Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей познавательного цикла с включением разных форм работы.
  • Разработка дидактической игры «Круглый год»
  • Изготовление папок – передвижек по временам года
  • Викторина «Сезонные наблюдения в природе»

Заключительный:

  • Выставка детского творчества;
  • Работа с родителями - альбом «Времена года»;
  • Фото-сессия «Путешествие по временам года»

Перспектива на будущее

Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения  экологической воспитанности дошкольников в показателях действенного отношения к сезонным изменениям в природе

Перспективное планирование по проекту

2022 -2023 уч. г.

Тема

Месяц

Содержание работы

Осень

Сентябрь

  1. Беседа «Наступила осень»; Д.игры: «Что в корзину мы кладём», «Найди листок, какой покажу». Чтение: Т. Бокова «Круглый год»; р. н. сказка «Ёжинька и белочка». Задание на выходные: сбор природного материала (совместная деятельность родителей и детей).
  2. Д.игра «Найди, что назову», рассматривание иллюстраций с осенней погодой; загадывание загадок. Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с осенней природой.
  3. Д. игра «Опиши, мы отгадаем». Игры с природным материалом. Чтение:  А.А. Блок «Зайчик», Е. Благинина «Дождик».  Папка – передвижка «Осень наступила»
  4. Д. игра «Найди, о чём расскажу». Чтение: Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Совместная продуктивная деятельность «Яблоки в корзине» (мятая бумага)

Октябрь

  1. Беседа «Октябрь – листобой». Д. игра «Что бывает у осени?», «Съедобные и несъедобные грибы». Русская народная сказка «Золотой венок».
  2. Д. игра «Разложи листочки по цвету». Сбор листьев для гербария. Чтение: К.Д. Бальмонт «Осень»
  3. Д. игра «Что изменилось?». Рассматривание картинок о сезонных изменениях; чтение: А.Н. Плещеев «Скучная картина»
  4. Д. игра «Грибник». Чтение: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Продуктивная деятельность «Грибок» (гречка)

Ноябрь

  1. Беседа «Поздняя осень». Д. игры: «Когда это бывает?», «Угадай с какого дерева плод и лист». Чтение русской народной сказки «Пчела и муха»
  2. Д. игра «Дерево – куст»; продуктивная деятельность «Ветка рябины» (мятые салфетки). Чтение: М.П. Чехов «Всё дождь и дождь…»
  3. Д. игра «Какое время года?». Чтение: поговорки и приметы об осени.
  4. Беседа «Как звери к зиме готовятся?». Д. игра «Рассели животных». Работа с родителями для альбома  «Что нам Осень подарила»»

Зима

Декабрь

  1. Беседа «Декабрь – ворота зимы», рассматривание картин о зиме. Д. игра «Так бывает или нет?». Чтение: р. н. сказки: «Зимовье зверей», «Два Мороза». Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с зимней природой.
  2. Д. игра «Когда это бывает?» Чтение: П. Киричанский «Мороз», С. Дрожжин «Зима» Папка – передвижка « Зима - красавица»
  3. Д. игра «Что бывает у зимы?». Чтение: народные приметы, пословицы и поговорки о зиме. Продуктивная деятельность «Белый снег пушистый» (силуэты деревьев, мятые салфетки)
  4. Д. игра «Что лишнее?». Чтение: А. Фет «Чудная картина», К. Бальмонт «Снежинка»

Январь

  1. Беседа «Январь – крыша зимы». Д. игры: «Какое время года?», «У кого какое жилище?». Чтение: пословицы о зиме; И. Полуянов «Шепот снегов».
  2. Д. игра «Покажи и назови» (приметы зимы). Чтение: народные приметы о зиме. Продуктивная деятельность «Снеговики» (мятые салфетки)
  3. Д. игра «Что зимой бывает?». П. игра «Зайка беленький сидит», лепка из снега. Чтение: Ф.С. Шкулев «Зимой».

Февраль

  1. Беседа «Февраль месяц лютый». Д. игра «Кто, что ест?», «Найдите зимующих и перелётных птиц». Чтение: В. Архангельский «Летят снежинки-пушинки»
  2. Д. игра «Назови птицу», загадывание загадок о зимующих птицах. Продуктивная деятельность «Птичка на ветке» (мятые салфетки)
  3. Д. игра «Что бывает белым?». Чтение: А.А. Коринфский «Белый дед».
  4. Д. игра «Загадай, мы отгадаем». Чтение: И.С. Никитина «Вьюга», С.А. Есенин «Берёзка». Работа с родителями  для альбома «Белоснежная зима»

Весна

Март

  1. Беседа «Весна - красна». Д. игра «Когда это бывает?», отгадывание загадок о весне. Чтение: русская народная сказка «Март, апрель, май». Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с весенней природой.
  2. Д. игра «Назови действия, которые происходят весной?». Чтение: К. Ушинский «Весна света», «Ветер и солнце», Э. Шим «Солнечная капля»
  3. Д. игры: «Это когда», «Какая сегодня погода?». Чтение: Г. Скребицкий «На лесной полянке» Папка – передвижка «Наступила весна»
  4. Д. игра «Найди нужную картинку». Чтение: А. Плещеев «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды»

Продуктивная деятельность «Веточка мимозы» (мятые салфетки)

Апрель

  1. Беседа «Апрель – водолей». Д. игра «Что бывает у весны?». Чтение: русская народная сказка «Пчёлки на разведках», Л. Аким «Апрель»
  2. Д. игра «Когда это бывает». Чтение: И. Беляков «Подснежник проснулся», П. Соловьёва «Подснежник». Продуктивная деятельность «Подснежник» (рис)
  3. Д. игра «Покажи и назови». Чтение: народные приметы, пословицы и поговорки о весне.
  4. Д. игра «Найди по названию»; отгадывание загадок о весне. Чтение: И. Турина «Дождичай»

Май

  1. Беседа «Май – цветень». Д. игры: «Найди ошибку», «Кто, где живёт». Чтение: Д. Минаев «Майский жук»
  2. Д. игра «Найди дерево по описанию». Чтение: С.А. Есенин «Черёмуха»
  3. Д. игра «Времена года». Чтение: А.Н. Майков «В мае». Продуктивная деятельность «Цветочная полянка» (мятые салфетки)
  4. Работа с родителями «Пришла весна». Хороводные игры «Вейся венок», «В гости к нам пришла весна». Викторина «Сезонные наблюдения в природе»

Лето

Июнь

  1. Беседа «Лето красное пришло». Д. игра «Найди дерево по описанию». Чтение: И. Бунин «Берёзовый лес». Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с летней природой.
  2. Д. игра «Когда это бывает?»  Чтение: народные приметы, пословицы и поговорки о лете, С.Д. Дрожжин «Летом» Папка – передвижка «Лето красное»
  3. Д. игра «Загадай, мы отгадаем» (насекомые). Продуктивная деятельность «Украсим бабочке крылышки» (природный материал)
  4. Д. игра «Найди растение» Чтение: Г. Новицкая «Ромашки».  Сбор растений для гербария

Июль

  1. Беседа «Макушка лета».  Д. игра «Какое время года?» Игры с подручным материалом – выложи цветочек (камешки, семена клёна)
  2. Разработка дидактической игры «Круглый год» Чтение: по выбору детей из книги В. Зотова «Лесная мозаика»
  3. Д. игра «Найди нужную картинку» Чтение:

А.А. Коринфский  «К макушке лета»

  1. Д. игра «Назови действия, что бывают летом?» Продуктивная деятельность «Букет цветов» (семена клёна)

Август

  1. Д. игра «Что бывает у лета?» Чтение: В. Зотов «Что в лесу растёт?» Игры с песком
  2. Д. игры: «Сложи картинку», «Сколько цветочков». Чтение: В Зотов «Сладкие и кислые, есть и ядовитые»
  3. Д. игра «Как живут деревья?»  Игры с водой: «Разноцветная водичка», «Прозрачная – мутная»

Продуктивная деятельность «Лесная красавица» (мятые салфетки)

  1. Презентация проекта: Выставка детского творчества. Альбом «Времена года». Фото-сессия «Путешествие по временам года»

Источники информации

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Л.И. Грехова «В союзе с природой»

В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»

О.Е.Громова, Г.Н. Соломатина, н.П. Савинова «стихи о временах года и игры»

О.Р. Мариничева, Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать»

В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова «Организация деятельности детей на прогулке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года" в младшей группе

Проект расчитан на младший дошкольный возраст. Целью проекта является формирование элементарных представлений о временах года. Реализация проекта проходит в течение всего учебного года. Знакомство с ч...

Педагогический проект по теме : "Домашние животные" в младшей группе

Научить детей правильному общению с животными...

Педагогический проект на тему: «Домашние животные» в младшей группе «Ягодка»

Педагогический проект на тему:«Домашние животные»в младшей группе Вид проекта: комплексныйТип проекта: познавательно-исследовательский.Возраст детей:  младшая группаУчастники про...

Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...

Презентация на тему : "Времена года" для младшей группы

Цель презентации "Времена года"Познакомить детей с временами года.Задачи:закреплять знания детей о последовательности времен года;обогощать представления дтей о каждом времени года, признака...

Долгосрочный проект на тему: "Времена года" (сентябрь-май) во второй младшей группе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети о...

Презентация на тему "Времена года" 2 младшая группа

Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинат...