Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе
Тема: «Чудесная вода»
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, о её значении в жизни человека и роли в природе.
Задачи:
1. Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о воде; способствовать накоплению у дошкольников конкретных представлений о свойствах и состоянии воды; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы.
2. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
3. Развивающие задачи: развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: конверт, письмо, вода, кубик, шарик, узкая и широкая банка, чашка, блюдце, пластиковые стаканчики, пластиковые ложки, сахар, соль, песок, ватные диски, бумажные воронки.
Ход занятия
1 часть. Вводная
Воспитатель: Ой, кто там стучит за дверью? Посмотрите, кто к нам пришёл? Ребята, почтальон принёс конверт. Хотите узнать, что находится в нём?
Дети: Да
Воспитатель: А в конверте загадки. Ребята, отгадаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте внимательно и отгадывайте:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, а вот ещё одна загадка:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без ...
Дети: Воды.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, смотрите, в конверте ещё есть письмо! Вы хотите узнать от кого оно?
Дети: Да.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода, откуда она берётся, её значение в жизни человека и роли в природе».
Ребята, мы поможем Незнайке?
Дети: Да.
2 часть. Основная
1. Беседа
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде, её свойствах, о значении воды в жизни человека и её роли в природе. Вода – важный элемент жизни. Без неё не было бы людей, животных, растений. Вода занимает более 70% площади поверхности Земли, и только около 30% приходится на долю суши. Ребята, а в каком состоянии бывает вода?
Дети: В твёрдом, жидком.
Воспитатель: Вода может быть в трёх состояниях: жидком, газообразном (пар, туман) и твёрдом (лёд, снег, град, иней). Ребята, как вы думаете, для чего вода нужна человеку?
Дети: Вода нужна человеку для того, чтобы пить, купаться, готовить еду.
Воспитатель: Верно. Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Как вы думаете, где в природе встречается вода?
Дети: В реках, озёрах, морях, океанах.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, для чего вода нужна в природе?
Дети: Вода нужна растениям, животным, птицам.
Воспитатель: Вода придаёт Земле тот неповторимый вид, который отличает её от других планет Солнечной системы. Она играет важнейшую роль в природе, поскольку участвует во многих различных механизмах и процессах на Земле. Вода участвует в процессе фотосинтеза (без неё растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород).
Воспитатель: Ребята, а что было бы на Земле, если не было воды? Что бы произошло? Как вы думаете?
Дети: Все бы погибли.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое погибнет. А как мы должны обращаться с водой?
Дети: Бережно.
Воспитатель: Можно ли бросать в реки и озёра мусор?
Дети: Нет.
Воспитатель: Мы должны беречь воду. Вода – это жизнь!
2. Физкультурная минутка
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнём и проведём гимнастику для глаз:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «К речке быстрой». Вставайте со своих мест и повторяйте за мной движения.
К речке быстрой мы спустились,
(Шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперёд, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(Круги двумя руками вперёд)
Одной, другой – это кроль.
(Круги руками вперёд поочередно)
Все, как один, плывём как дельфин.
(Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(Шагаем на месте)
И отправились домой.
3. Опыты
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежит кубик и шарик. Какой они формы?
Дети: Квадратной и круглой формы.
Воспитатель: А имеет ли форму вода?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: Хотите проверить?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого возьмём узкую баночку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А теперь попробуем налить воду в чашку, в блюдце. Что с ней произошло?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмём два пластиковых стаканчика с водой. В один положим ложечку сахарного песка и хорошо размешаем. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Возьмём другой стаканчик, положим в него ложечку соли, хорошо размешаем. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте это проверим. Возьмём ещё один стаканчик с водой, добавим в него немного песка. Что произошло с песком в воде?
Дети: Песок не растворился в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, песком, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Посмотрите, на столе четыре стаканчика с водой. В первом стакане простая вода. Есть у неё цвет?
Дети: Нет, вода бесцветная.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду и ответьте на вопрос: имеет ли вода запах?
Дети: Нет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?
Дети: Вода без вкуса.
Воспитатель: Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. А что произошло с водой после того, как мы добавили в неё соль и сахар? Хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим её на вкус.
(Дети пробуют воду и делятся впечатлениями.)
Воспитатель: Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нём?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Хотели бы вы её попробовать на вкус?
Дети: Нет, её нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно!
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить.
Воспитатель: Правильно, воду надо очистить. Давайте профильтруем воду через ватные диски. Вы хотите попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно взять воронку (приготовленную заранее), ватные диски и сложить в несколько слоёв. В воронку вставим диск (аккуратно не продавливая). И фильтруем (на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да.
Воспитатель: Вода стала чище благодаря тому, что ватный фильтр, состоящий из несколько слоёв, не пропустил песок, а оставил всё на своей поверхности.
3 часть. Заключительная
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие, которое мы посвятили воде?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня мы потрудились на славу, мы провели с вами много интересных опытов, расширили представления о воде, узнали о значении воды в жизни человека и роли в природе, а также узнали много нового и полезного. Ребята, теперь вы знаете, что вода не имеет собственной формы, но может принимать форму того предмета, в который её наливают?
Дети: Да.
Воспитатель: В каких трёх состояниях может быть вода?
Дети: В твёрдом, жидком, газообразном.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Дети: Проводить опыты с водой.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Я очень рада, что вы усвоили новый материал и поближе познакомились с неживой природой. 3а ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь». Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.
Вода в морях и океанах,
Озёрах, реках и прудах.
И без неё не обойтись нам
Ни в сёлах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».Подготовила и провела уч...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...
Методическая разработка.Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми старшей группы «Путешествие в страну дорожных знаков»
конспект НОД по закреплению знаний о дорожных знаках...
Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»
Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...
Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие » в подготовительной группе на тему: «Уникальные свойства воды»
Формирование основ экологической культуры экологическисообразного поведения в окружающем мире....
Методическая разработка конспекта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе «Волшебная вода»
Методическая разработка конспекта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе «Волшебная вода»Цель: вовлечение детей в элементарную исследо...
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе на тему: "Подводное царство"
Конспект по реализации образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Подводное царство". Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Дети во время...