Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Владимировна Кидяйкина

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл плант -конспект19.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие в  подготовительной группе

Тема: «Зимующие птицы и животные»

подготовила  воспитатель Кидяйкина М.В.

2020 год

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие

В подготовительной группе

Тема: «Зимующие птицы и животные»

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц и животных.

Задачи:

1. закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;

2. формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, отвечать на вопросы полным предложением;

3. воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам.

Интегрируемые образовательные области: 

Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: двигательная активность, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: 

беседа, вопросы, ответы, указания, художественное слово, индивидуальная работа, игра.

Предварительная работа: 

Беседа о диких животных и птицах, чтение произведений о зверях и птицах; разучивание пословиц; загадывание загадок; д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»; рисование и лепка животных и птиц; рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

картины с изображением диких животных и птиц; карточки к дидактическим играм; звукозапись с голосами зверей и птиц; презентация; фланелеграф.

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы.

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1ч. Вводная

Цель: Подготовить детей к предстоящей деятельности.

Создание образовательной ситуации Организационный момент.

активизация внимания детей на предстоящую деятельность.

-Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

 

Мотивация детей на предстоящую деятельность

-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

- Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме.

- Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

Ответы детей

 

2ч. Основная

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц и животных.

Формирование цели предстоящей деятельности и принятием её детей.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности осуществляемой в тесном контакте с педагогом.

- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

- Что спасает их от зимней стужи?

- Что спасает их от хищников?

- Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда?

Правильно, ребята, его легко мог  увидеть хищник или охотник.

-Почему же не страшен холод зверям?

- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?

Правильно, ребята, медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они  образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

- А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?

- Правильно, ребята, если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые.

- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

-Правильно, медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

- Как готовится к зиме белка?

- Верно, белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

- Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

- Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?

- Правильно, зимой они не спят, а охотятся.

- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

- Правильно, ребята, лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

- Как проводит зиму заяц?

- Правильно, заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

- Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?

- Правильно, ребята, нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

- А вы знаете, как называются зайчата, которые рождаются зимой?

-Они называются «настовиками», маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

- Что можно сказать про волков?

- Правильно, ребята, волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

- Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Просмотр презентации «Звери зимой»

- Отдохнули, а теперь, ребята, давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

-Как называют птиц, которые остаются на зиму здесь?

- Правильно, зимующие (осёдлые).

- Назовите их.

- Правильно, вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

- Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

- Верно, перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

- Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?

- Правильно, тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

 - А если бы у нас всё время было бы лето?

- Да, тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

- А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

- Правильно, ребята, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

- Ну и чем же питаются птицы зимой?

- Правильно, птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало, рябиной питаются снегири.
- Ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

- Как можно помочь птицам?

- Правильно, нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

- Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам. Иначе, они могут погибнуть.

- Есть даже пословицы об этом. Какие?

Пословицы.

  1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
  2. Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
  3. Лес зимой, словно седой.
  4. По снегу грибы не ищи.

Ответы детей

- тёплые шубки

- быстрые ноги

Ответы детей

-потому что они подготовились к зиме

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Этап осуществления самостоятельной работы детей

Игра «Четвёртый лишний». 

- Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?

  1. ворона-ласточка-заяц-воробей
  2. журавль-голубь-синица-медведь
  3. волк-лиса-барсук-ворона
  4. медведь-барсук-белка-ворона
  5. бабочка-стрекоза-лиса-комар
  6. жук-заяц-муравей-таракан
  7. окунь-карась-муравей-щука
  8. олень-лось-ёж-карась
  9. муха-заяц-бабочка-пчела

10. шмель-сом-карп-карась

Из предложенных картинок дети убирают лишнюю, комментируют, почему она лишняя.

3ч Заключительная

Цель: Обобщить знания и зимующих птицах и животных.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Дети, что нового вы узнали о зверях и птицах?

- А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?

- Какие вопросы о зверях и птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа?

- Что вам больше всего понравилось?

- А какое настроение у вас сейчас?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно  

слушали,  думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Ответы детей Ответы детей Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Плавный вывод детей из НОД

- Ребята, я хочу закончить нашу беседу таким стихотворением:

     Давайте будем к тому стремиться,

     Чтоб нас любили и зверь, и птица.

      И доверяли повсюду нам,

      Как самым верным своим друзьям.

     Давайте, будем беречь планету,

     Во всей Вселенной похожей нету.

     Во всей Вселенной совсем одна,

     Что будет делать без нас она.

Просмотр презентации « Зимующие птицы»

А теперь возьмём семечек и пшена и пойдём на наш участок покормим наших пернатых друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.....

Конспект НОД по образовательной области: познавательное развитие для детей средней группы тема: «Домашние животные и их детеныши»

Используемые технологии:*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;*Технология деятельностного подхода;*Игровые технологии...

Методическая разработка конспекта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе «Волшебная вода»

Методическая разработка конспекта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе «Волшебная вода»Цель: вовлечение детей в элементарную исследо...

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода»

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода».Цель: совершенствовать представления де...

План-конспект проекта по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Антошка» на тему «Космос и мы»

План-конспект  проектапо образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна &l...

Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Подготовительная группа. Лексическая тема: "Домашние животные".

Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Формирование навыка счета двойками. Формирование умений составлять условие, ставить вопрос зада...