Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.

Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков; активизировать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pech.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как жили наши предки. Русская печь.»

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением современной и древней Москвы.

  • Ребята,посмотрите на эти картинки и скажите ,где изображен современный, а где древний город? Как вы догадались?
  • Давайте представим,что мы живем в те давние времена и заглянем в дом. Мы с вами заходим в дверь и оказываемся в горнице или светлице. Давайте посмотрим на иллюстрации и скажем, что же было обязательно в любом доме? (ответы детей)
  • Правильно, печь! В старину была поговорка «Начать от печки». Это означает начать с самого начала. Ведь строительство избы начинали с кладки печи. Вход в дом обычно располагался с южной стороны избы, а печь клали с самой холодной , северной стороны. Печь занимала почетное место в доме.
  • Как вы думаете,любой человек мог сложить печь или нужны были специальные люди?
  • Да, сложить хорошую печь – дело непростое! И только специалист – печник, мог сделать эту работу. Печник пользовался почетом и уважением. Складывали печь из кирпича, а затем обмазывали ее глиной. Хороший печник складывал печь так, что она долго отдавала тепло, а дров требовала как можно меньше. Хороший печник славился, переходил из деревни в деревню. Обидеть печника или не заплатить ему за работу считалось чуть ли не грехом.
  • Как вы думаете, а если печь была плохо сложена, что могло быть? (дымить, недолго держать тепло).

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо- влево повернулись,

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок,

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте!

Итак , печь обогревала дом, а для чего еще была нужна печь? Посмотрите на картинки, попробуйте догадаться. У печки было много «профессий».В печи готовили еду, пекли хлеб. В печи есть отверстие – устье, в которое ставили посуду для приготовления пищи.

-А в чем же готовили еду, из чего была сделана посуда? (ответы детей) Да, еду готовили в горшках, но не в глиняных , а в чугунных. Эти горшки назывались чугунками и выдерживали любой огонь.

-А как же хозяйка ставила его в печь и доставала горячий чугунок ? Для этого пользовались ухватом – специальным приспособлением. Ели пищу в те давние времена тоже ложками, но были они деревянными.

-Ребята, как вы думаете, почему на печке и возле нее спали ? ( ответы детей)

На верхней части печки хранили крупу, сушили грибы, травы. А еще в печке парились и мылись. Делали это так : после топки удаляли угли , мели , насыпали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед, чтобы не задохнуться и вовремя вылезти из печки. За ним закрывали заслонку, а для пара плескали воду на раскаленный свод печи. Для того, чтобы помыться, в печку ставили чугунок с горячей водой и брали с собой мочалку.

Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей - лебедей, везет Емелю к царю. А случалось и так : нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые. Где сушить одежду и валенки? Оказывается печь и сушит и не только одежду, а и грибы, ягоды, травы.

Печь очень любили, относились к ней как к живому существу, говорили о ней только добрые слова.

О печи сложено много  пословиц и поговорок:

«Печь нам как мать родная»

«На печи все красно лето»

Сегодня мы с вами узнали о самом главном и необходимом в доме на Руси – о печке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов» для средней группы

Конспект НОД для детей среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные". Цель:• Расширение и углубление представлений о диких животных.• Активизация слова...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью "Праздник русской берёзки", старшая группа

Данный конспект поможет воспитателям приобщить детей к традициям национальной русской культуры....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Цветы с нашей клумбы» средняя группа

Цель: Закреплять знания детей о декоративных цветах растущих на клумбе. Задачи:- учить называть части цветка;- формировать знания об условиях необходимых для роста и цветения цветов;- воспитывать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром-виртуальная экскурсия по теме: «Мой город Нефтекамск» в подготовительной группе.

Программные задачи: Обучающие: - расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях в процессе виртуальной экскурсии; - уметь ориентироваться на схеме города, закрепить ор...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....