Технологическая карта занятия в средней группе "Весна в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Технологическая карта занятия в средней группе на тему "Весна в лесу". В карте подробно расписано занятие с детьми, весь необходимый материал и атрибуты.
Цель: - Создание условий для развития связной речи по лексической теме «Весна».
Задачи: Образовательные:
- закреплять характерные признаки весны; - обогащение и активизация словаря по теме «Весна»; - совершенствовать грамматический строй речи; |
- формировать умение образовывать множественное число существительных.
Развивающие:
- развивать диалогическую и связную речь; - развивать слуховое внимание и логическое мышление; |
развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней; - формировать умение работать в коллективе |
прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vesna_v_lesu_srednyaya_gruppa.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ННОД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование ОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска «Детский сад №63» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. (квалификационная категория) | Нечаева Елена Александровна - воспитатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
группа | Средняя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дата | Март 2023 | продолжительность | 20 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Содержание Комментарии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тема | «Весна в лесу» | - сравнение признаков раннее и поздней весны - подбор антонимов - образовывание множественного числа - обобщать и находить лишнее | Данная деятельность является уточнением старых и формированием новых знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цель | - Создание условий для развития связной речи по лексической теме «Весна». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задачи | образовательные |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
развивающие |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
воспитательные |
прививать нормы и правила общения, взаимодействия со сверстниками и педагогом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
образовательные области | приоритетная | Речевое развитие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в интеграции | Социально-коммуникативное, познавательное развитие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предпосылки УУД | личностные | формирование познавательной и социальной мотивации; формирование умения прийти на помощь другим | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познавательные |
-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого сформированность сенсорных эталонов; умение работать по иллюстрации ( рассмотрение сюжетной иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
регулятивные |
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коммуникативные |
участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
виды детской деятельности | Познавательно - исследовательская Игровая Коммуникативная Двигательная |
- двигательные игры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации ННОД | Фронтальная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
методы и приемы, используемые в ННОД | Словесные Наглядные Практические Методы, повышающие эмоциональную активность Методы, повышающие познавательную активность | - Беседа с детьми (о признаках весны, сравнение картин)
- Словесные инструкции педагога при выполнении практических заданий - Отгадывание загадок - Составление рассказа о весне по мнемотатаблице
-игровые и воображаемые ситуации. -сюрпризный момент - Создание проблемной ситуации - Сравнение признаков ранней и поздней весны, весны и зимы - Классификация и обобщение птиц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предварительная работа | с детьми |
настольно-печатные игры «Собери картинку», «Найди лишнее», «Назови одним словом» | - Чтение художественной литературы в рамках тематической недели: Н. Сладков. «Птицы весну принесли. Соловей поет», А. Барто. «Куда весна пропала», Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола", Виталий Бианки "Весна" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь") и другие произведения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с родителями |
деятельности, играх и упражнениях дома, в свободное время для закрепления лексической темы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с литературой и интернет источниками | А. Г. Арушанова – развивающие занятия с детьми 4-5 лет (Весна). Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г. – Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». Сайт работников народного образования "; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оборудование | для педагога |
Мнемотаблица (про весну) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для детей | - картины с изображением весны («Грачи прилетели», «Ранняя весна») - картинки с изображением птиц - картинки с изображением животных и их детенышей - картинки с изображением насекомых - разрезные картинки с изображением первых цветов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура ННОД | Продолжительность части | Содержание ННОД | Целевые ориентиры | Комментарии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводная часть | 3мин. | Сюрпризный момент: Дети в свободной деятельности, воспитатель обращает их внимание на окно. В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.) Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.) «Собирайтесь в лес скорее, В необычный турпоход. Ждут вас тайны там лесные, Вдаль дорожка поведет… Но Зима никак не хочет место уступать Весне, мы просим вас помочь нам прогнать Зиму поскорей! Лесные жители.» В: Ребята, что мы можем сделать для лесных жителей? (ответы детей). Как? (отправиться в лес) Сможем помочь лесным жителям? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Посмотрите, лесные жители прислали нам солнышко, но ему не хватает чего-то? (лучиков). У солнца нет ни одного лучика. Чем больше мы сегодня в лесу соберем лучиков, тем сильнее будет греть оно и быстрее уйдет Зима. За каждый правильный ответ и задание у нас будут появляться лучики! Но сначала я проверю, готовы ли вы к прогулке. Мы пойдем не за грибами, Не за цветами, А за лесными чудесами! Лес – это дом животных, мы с вами – его гости. А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, ветки ломать, мусор бросать.) | Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности. | - дети внимательно слушают письмо от лесных жителей. - Воспитатель сначала предоставляет возможность детям самостоятельно подумать, как справиться с проблемой, если не получается, то наталкивает с помощью наводящих вопросов. - Данный приём способствует проявлению познавательной активности дошкольников, их самостоятельности, , даёт возможность высказать своё мнение, встать на позицию активных участников.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть | 15 мин 1 мин. 3 мин 3 мин 3 мин 1 мин 2 мин 1 мин 2 мин 3 мин | В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту. Звучит звукозапись «Голоса леса» В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.) На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят. В: Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»). Какое время года изображено на картине? Дети: Весна. В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима? Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы: 1. Как светит солнце весной? 2. Что происходит со снегом весной? 3. Когда снег растаял, что появляется? 5. Кто прилетает из теплых краев? 6. Что происходит с лесными жителями? 7. Что вырастает из-под снега? В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»). В: А как же дальше просыпается природа? Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы: 1. Снег еще лежит? 2. Что происходит с деревьями? 3. Что происходит с цветами? 4. Что происходит с травой? 5. Кто появляется у птиц? 6. Что происходит с дикими животными? Речевая игра «Скажи наоборот» (сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов). В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна. Это значит, что … - Зима ушла, а весна… (пришла). - Зимой медведь спит, а весной… (просыпается). - Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают). - Зимой холодно, а весной… (тёпло). - Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное). - Зимой снег выпадает, а весной… (тает). - Зимой заяц белый, а весной… (серый). - Зимой дни короткие, а весной… (длинные). В: Молодцы ребята, правильно ответили. В: Какие весенние месяцы вы знаете? Дети: Март, апрель, май. В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей) В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе. Дети с воспитателем подходят к доске и становятся полукругом. Дидактическая игра "Кто здесь лишний?" В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки. Загадки
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? Дети: Снегирь. В: Объясните почему. (Ответы детей.) В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль. В: А почему этих птиц называют перелетными? Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно. В: Молодцы! Правильно! В: А почему они улетают от нас? Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод. В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы? Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов. В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? Дети: Грач и скворец. В: А какие птицы прилетают последними? Дети: Ласточка, кукушка и соловей. В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу. Воспитатель вместе с детьми подходят к «берлоге» с медведем. В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке. Загадки
В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши. В: Какие звери просыпаются весной? Дети: Медведь, еж, барсук. В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой. Чистоговорка «Весна пришла»
В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит. В: А что происходит с шерстью диких животных весной? Дети: Они линяют. В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки? Дети: Заяц, белка. В: А кто появляется у диких животных весной? Дети: Детеныши. В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации. Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
В: Ребята, пойдемте гулять дальше. Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.) В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются? Дети: Подснежники. В: Почему их так называют? Дети: Потому что они вырастают из-под снега. В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно? Дети: Нет. Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок» 1 резкий вдох носом В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной? Дети: Мать-и-мачеха, ландыши. В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится? Игра «Собери картинку» | Ребёнок способен сопереживать неудачам других, адекватно проявляет свои чувства. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения | - Данный приём позволяет закреплять признаки ранней весны и весны, развивает наблюдательность, внимание, мышление, умение сравнивать, сопоставлять. - данная беседа помогает развивать как монологическую, так и диалогическую речь детей. - Данный приём позволяет закреплять знание и сравнение весенних и зимних признаков, развивает наблюдательность, внимание, мышление, умение сравнивать, подбирать антонимы. - данный прием используется с целью развития находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. - Игра проводится с целью закрепления умения классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова: перелетные, зимующие. - метод – беседа проводится для закрепления уже имеющихся знаний и формирование новых. данный прием используется с целью развития находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. - данный прием (чистоговорка) применяется для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. - практическое упражнение проводится с целью учить ребёнка сопоставлять животное с их детёнышами, правильно называть детёнышей в единственном и множественном числе. - Практическое задание проводится для того, чтобы закрепить навык ребенка составлять целое из нескольких частей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная часть | 3 мин | В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ. На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу». Мнемотаблица «Весна в лесу» 1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет. 2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель. 3 - Появляются проталины. 4 - Распускаются подснежники. 5 - На деревьях набухают почки. 6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни. 7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук). 8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки. 9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы. В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова: Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. Рефлексия В: Вот мы и вернулись в нашу группу. В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года, выполнили все задания и разгадали загадки, собрали очень много лучиков для нашего солнышка. Как вы думаете, нам получилось прогнать Зиму? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей) В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие лучики за то, что вы побывали у них в гостях и помогли им! Спасибо, вы - молодцы! | Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | - Рефлексия проводится с целью формирования у детей умения оценивать свою деятельность, анализировать результаты групповой и индивидуальной работы. Совместная образовательная деятельность плавно переходит в свободную игровую: дети общаются с помощником воспитателя, рассказывают ей о своём путешествии, рассматривают картины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия в средней группе "Помощники весны"
Цель занятия: анализ положительных и отрицательных сторон в признаках весны, построение вывода о необходимости помощи природе....
Технологическа карта занятия в средней группе " Алтайская юрта"
Алтайская юрта...
Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера".
Технологическая карта занятия в средней группе по Рисованию на тему "Украшение свитера"....
технологическая карта занятия для средней группы
технологическая карта интегрированного занятия в средней группе с использованием техноологии В.В.Воскобовича "Игровизор"."Чудо-креситики1"...
Технологическая карта занятие в средней группе по теме Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост»
Занятие по развитию речи для средней группы...
Технологическая карта занятия в средней группе детского сада по обучению целостному трудовому процессу
Трудовое воспитание - последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной деятельности) и элементарны...