технологическая карта по ТОЛЗ " Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по окружающему миру вподготовительной группе с использованием технологии ТОЛЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.22 КБ |
![]() | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег»
Этап | Цель | Дидактическое содержание | Методические приемы |
1 Этап ознакомления | Знакомство детей со словом-доминантой и его понятийным содержанием (значением) | Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов. | Чтение рассказа З.Трофимова «Снег – что это такое?» Проблемный вопрос: «Что такое снег?» Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег» |
2 Этап ориентации – осмысления | Знакомство детей с семантическим полем на основе одного вида отношений доминанты | Доминанта – снег. Вид отношений – отношения качества. Семантическое поле – полезный, красивый, липкий, защитный, согревающий, мягкий, талый, твердый, воздушный. | Воспитатель показывает иллюстрации с изображением полезных качеств снега и совместно с детьми обсуждает. |
3. Этап организации | Моделирование детьми семантического поля (составление семантических полей на основе разных видов отношений доминанты) | Доминанта – снег. А) Вид отношений – отношения состояния. Семантическое поле – холодный, мокрый, талый, сырой, белый, грязный, пушистый, воздушный, рыхлый, красивый. | Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует проведение опыта «Свойства снега» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты. |
Б) Вид отношений – отношения действия. Семантическое поле – летает, тает, кружится, радует, украшает, защищает, белеет, освежает, хрустит, скрепит. | Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты. | ||
В) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные). Семантическое поле – снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снегурочка, снегоступ, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, подснежник. | Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты. | ||
Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный»). Семантическое поле – баба, гора, вьюга, равнина, погода, долина, королева, пурга, тропа, зима. Семантическое поле – дом, ком, сугроб, вихрь, ураган, город, шар. | Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежный», «снежная») слова-доминанты. | ||
Д) Вид отношений – отношения сказочности. Семантическое поле – снежная королева, снегурочка, снежный кот, снежный заяц, снеговик-почтовик, падал прошлогодний снег. | Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты. | ||
4 Этап применения | Овладение детьми смысловой стороной слова-доминанты | А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «снег». Семантическое поле – снег, снегоступ, снеговой, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, снежок, снежковый, снежный, снежинка, снегурка, снегурочка, подснежный, подснежник. | Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации. |
Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: «Как снег на голову», «Искать прошлогодний снег», «Снежный человек». | Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова. | ||
Работа с родителями | Предложить детям поучаствовать в конкурсе «Лучшая снежинка» | Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег»
Этап | Цель | Дидактическое содержание | Методические приемы |
1 Этап ознакомления | Знакомство детей со словом-доминантой и его понятийным содержанием (значением) | Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов. | Чтение рассказа З.Трофимова «Снег – что это такое?» Проблемный вопрос: «Что такое снег?» Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег» |
2 Этап ориентации – осмысления | Знакомство детей с семантическим полем на основе одного вида отношений доминанты | Доминанта – снег. Вид отношений – отношения качества. Семантическое поле – полезный, красивый, липкий, защитный, согревающий, мягкий, талый, твердый, воздушный. | Воспитатель показывает иллюстрации с изображением полезных качеств снега и совместно с детьми обсуждает. |
3. Этап организации | Моделирование детьми семантического поля (составление семантических полей на основе разных видов отношений доминанты) | Доминанта – снег. А) Вид отношений – отношения состояния. Семантическое поле – холодный, мокрый, талый, сырой, белый, грязный, пушистый, воздушный, рыхлый, красивый. | Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует проведение опыта «Свойства снега» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты. |
Б) Вид отношений – отношения действия. Семантическое поле – летает, тает, кружится, радует, украшает, защищает, белеет, освежает, хрустит, скрепит. | Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты. | ||
В) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные). Семантическое поле – снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снегурочка, снегоступ, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, подснежник. | Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты. | ||
Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный»). Семантическое поле – баба, гора, вьюга, равнина, погода, долина, королева, пурга, тропа, зима. Семантическое поле – дом, ком, сугроб, вихрь, ураган, город, шар. | Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежный», «снежная») слова-доминанты. | ||
Д) Вид отношений – отношения сказочности. Семантическое поле – снежная королева, снегурочка, снежный кот, снежный заяц, снеговик-почтовик, падал прошлогодний снег. | Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты. | ||
4 Этап применения | Овладение детьми смысловой стороной слова-доминанты | А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «снег». Семантическое поле – снег, снегоступ, снеговой, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, снежок, снежковый, снежный, снежинка, снегурка, снегурочка, подснежный, подснежник. | Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации. |
Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: «Как снег на голову», «Искать прошлогодний снег», «Снежный человек». | Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова. | ||
Работа с родителями | Предложить детям поучаствовать в конкурсе «Лучшая снежинка» | Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703029-1446730238.jpg)
Технологическая карта занятия "Волшебница вода"
Описание совместной экспериментальной деятельности детей пятого года жизни и педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/21/picture-1071223-1540105622.jpg)
Технологическая карта "Секреты обыкновенной воды "
Развитие познавательных потребностей детей ,одна из ведущих направлений НОД....
Технологическая карта «Волшебные свойства воды» для первой младшей группы
Технологическая карта «Волшебные свойства воды» для первой младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/10/picture-330485-1665422913.jpg)
Технологическая карта образовательной деятельности «Вода волшебница и труженица»
данный материал пригодится воспитателям ДОУ для НОД...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314139-1613037514.jpg)
Технологическая карта занятия "Свойства воды" в средней группе (с применением ИКТ)
Технологическая карта занятия "Свойства воды" в средней группе (с применением ИКТ)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-1513514-1708505071.jpg)
Технологическая карта по теме: " Вода и её обитатели"
Цель занятия: Понимание жизни деятельности водной среды, в ходе дидактической игры « Знакомство» с использованием песочной терапии и создание коллажа....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733062-1452270875.jpg)
Технологическая карта занятия "Цветная вода"
Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей первой младшей группы...