ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?» для подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?» для подготовительной группы + КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chay.docx | 18.72 КБ |
konspekt_zanyatiya_chay.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?»
Группа: подготовительная №11
Длительность: 1 неделя (краткосрочный)
Форма итогового мероприятия: обучающее мероприятие
ФИО ответственного воспитателя: Фалина И.С. ,Солдаткина С.В.
Вид проекта :
Познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.
Сроки реализации:
Краткосрочный: 1 неделя
Участники проекта:
Дети , воспитатели, помощник воспитателя группы, родители воспитанников.
Цель проекта
- Расширить и углубить знания детей о происхождении чая и чайных традиций разных стран.
Задачи проекта:
- Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, толерантность.
- Развивающие: развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку ,речевые умения, чувство сопричастности к народным традициям.
- Обучающие:
- вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной деятельности;
- познакомить детей с историей возникновения чая;
- познакомить со странами, в которых выращивают чай;
- познакомить с чайными традициями Индии;
- познакомить с национальным костюмом Индии;
- опытно-экспериментальная работа «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху».
Предполагаемый результат
- У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории чайных традиций в разных странах;
- У детей появился интерес и стремление изучать традиции России и Индии;
- . Детьми освоены навыки безопасного поведения во время опытно-экспериментальной деятельности;
- Дети с большим интересом включились в различные виды деятельности;
- Дети рассказывают небольшие истории о чайных традициях семьи;
- Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в мероприятии.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный: обсудить с родителями проблему, определить пути решения, подбор специальной литературы, подбор музыкального репертуара, разработка плана мероприятий.
- Основной: Беседы, рассматривание картин, просмотр слайдов, заучивание стихов и поговорок о чае, чаепитии, самоваре;
- Заключительный: итоговое мероприятие, презентация
Системная паутинка проекта «Откуда к нам чай пришёл?»
№ | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность |
1 | Социально-коммуникативное развитие |
|
2 | Художественно-эстетическое развитие |
|
3 | Речевое развитие |
|
4 | Познавательное развитие |
|
5 | Физическое развитие | «Успей накрыть на стол» Игра - пляска «Самовары» |
Работа с родителями:
- Создание консультации на сайте детского сада и в группе на тему «Откуда чай пришёл?»;
- Составление рассказов родителями о чайных традициях семьи;
- Заучивание с детьми стихов и поговорок о чае;
- Помощь родителей Софии-Елены в приобретении индийского костюма;
- Помощь родителей в приобретении платков для индийских костюмов для девочек.
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Откуда чай пришёл?»
Цель: познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурного чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;
- привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками;
- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
- создать радостное настроение у каждого участника развлечения.
Оборудование: «Самолёт» (сюжетно-ролевая игра), шляпы для работы на плантациях чая, индийский костюм, платки для имитации индийского костюма для девочек: скатерть, стол, самовар, баранки, чайная посуда для сервировки стола, чай (с лимоном, с молоком, с вареньем); салфетки, картинки (чай, чай черный, зеленый, желтый, красный)
Репертуар: «У самовара», русская народная мелодия.
Ход занятия:
Воспитатель: Чтобы выяснить о чем идёт речь на нашем занятии давайте отгадаем загадку:
Он горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Дети: чай.
Воспитатель: Действительно, речь на нашем занятии пойдёт о чае. С давних пор люди славились своим гостеприимством.
Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости:
«Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»
«Давайте чайком побалуемся» - отвечали хозяева.
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире. Чай - это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется чайный лист, предназначенный для приготовления этого напитка.
Для произрастания чайного куста необходим тёплый климат и достаточное количество влаги. Чай выращивают в Китае, Индии, Африке, Грузии и Краснодарском крае.
Чайные листья собирают вручную. Это очень тяжелая работа.
Воспитатель: А откуда к нам пришёл чай? Какая страна является родиной чая?
Ответы детей.
Воспитатель: Принято считать, что родина чая – Юга–Западный Китай. (показ картинок как растет чай).
Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Выращивание и изготовление чая было секретным. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
А сейчас послушайте интересную историю. Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай «чае», отсюда и наше слово чай.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.
Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
*Вся речь воспитателя подкрепляется слайд-шоу (на экране телевизора) из фото по теме беседы.
Воспитатель:
Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.
В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.
Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Воспитатель: А какие виды чая вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый.
Чай был очень дорогим. Для бедных людей чай был почти недоступен, он редко появлялся на столе. Многие простые люди даже не знали, как правильно заваривать чай.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, что нужно для чаепития?
Загадки:
1. «Из горячего колодца через нос водица льётся» (чайник).
2. «Много её – беда! Мало её – беда!
Нужна она всегда, больше чем еда» (вода).
3. Был листок зелёным -
Черным стал, томлённым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине (чай).
4. «Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал» (сахар).
5. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (Самовар).
6. Под одной крышей
Четыре брата стоят (Стол).
7. Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье…
Ну и объеденье (Баранка, сушка).
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо справились с заданием.Чай в народе почитали, напиток уважали.
Давайте вспомним поговорки о чае.
*Дети произносят,заранее выученные, поговорки о чае.
Поговорки :
1. «Чай пить – приятно жить».
2. «С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет».
3. «Чай не пьёшь, где силу берёшь?»
4. «Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает».
5. «Выпьешь чайку – позабудешь тоску».
6. «Холодно – пей чай. Жарко – пей чай. Устал – пей чай».
Воспитатель: Кроме поговорок про чай, сложены частушки.
Давайте послушаем их.
*Прослушивание аудио-частушек.
«Чайные частушки»
1. На столе стоит пирог, булочки и сушки
Пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.
2. Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,
Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.
1. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
2. Посидеть за самоваром рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
3. Подавайте чашку чая, ведь люблю я сладкий чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай.
Воспитатель: С чаем связано большое количество разных примет и суеверий. В старой доброй Англии, попивая ароматный чай у камина, лорды и леди вспоминали некоторые из них:
Если поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, то рискуешь остаться старой девой, т.е. никогда не выйдешь замуж.
Взбалтываешь чай в чайнике – накликаешь ссору.
Чаинки, плавающие в чашке, предвещают визит незнакомца.
Англичане поклонники традиций, они с трепетом относятся к приметам и суевериям. Поэтому всегда пользуются ситечком, в котором оседает заварка, и носят чайник очень осторожно, чтобы избежать семейных разногласий.
Воспитатель:
-А сейчас мы сыграем в игру.
Игра «Определи чай на вкус », «Определи чай по запаху»
(чай с лимоном, с вареньем, чай с молоком…)
Воспитатель: Самовар-то греется, вот-вот закипит.
Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт.
Конкурс: «Сервировка стола».
Воспитатель:
Самовар у нас какой!
Вы чайку попить хотите?
Ну тогда для нас спляшите.
Воспитатель:
В прежние годы чай любили,
С сахарком да с медком пили,
И в прикуску, и в накладку,
А бывало и в приглядку.
К чаю ароматному
Прянички печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите!
Речи долгие ведём,
Сами - то чайку попьём?
Повеселились очень дружно,
Подкрепиться теперь нужно –
- За столы скорей садитесь,
Сладким чаем угоститесь!
Чаепитие
А сейчас мы отправимся на самолёте в Индию, страну, где выращивают чай. Садитесь, пожалуйста в самолёт. Пристегните ремни. У штурвала пилот….. .
Взлетаем.
*На глобусе прокладываем путь от России до индии. На экране телевизора появляются сначала российские, а потом индийские пейзажи.
Воспитатель:Прилетели! Осторожно спускаемся по трапу. Какая погода? Чем она отличается от нашей, российской? Природа. Чем отличается?
*На экране телевизора чайные плантации.
Девочки уходят, переодеваются и выходят в имитированных индийских нарядах.
*Звучит индийская музыка.
Начинаем угощаться чаем из самовара. Сладкий! С баранками!
Девочки угощают мальчиков… Потом присоединяются к чаепитию.
Воспитатель:
-Вот и закончилось наше с вами путешествие на Родину чая. Вам понравилось? А что нового узнали? Что же вам больше всего запомнилось? В какие игры мы играли? (ответы детей)
Здорово, ребята, давайте продолжим традицию устраивать чаепития. Согласны
Дети: да.
Конец мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дет...
Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»
Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Познавательно-творческий проект "Огонь - друг. огонь - враг" в подготовительной группе.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, природе, окружающему миру....
Проект "Откуда хлеб пришел" для старшей- подготовительной групп ДОУ
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это воздух, земля, солнце, вода. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова...
Познавательно-творческий проект «9 Мая – День Победы» В подготовительной группе
Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, представление о героизме. Уточнить и расширить представления о защ...
Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Мордовия» для детей подготовительной к школе группе
(Проект разработан на основе примерного регионального модуля программыдля дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём»)...