Методическая разработка природоведческой экскурсии с детьми 5-6 лет на тему «Осенняя экскурсия в парк».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Обогащение  и систематизация  знаний детей о деревьях осенью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка   природоведческой экскурсии с детьми  5-6 лет на тему «Осенняя экскурсия в парк».

 Цель: Обогащение  и систематизация  знаний детей о деревьях осенью.

Задачи:

Закрепить знания детей о деревьях и умение узнавать их по листьям и плодам.

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивать наблюдательность, умение  выстраивать логические умозаключения, развивать познавательную активность.  

Воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом.

Способствовать  развитию  эмоционально - эстетических чувств, умению видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.    

Оборудование: конверт, картинки,корзинки, ведёрочки, рюкзачки.

Предварительная работа:                                                                                       Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы. Чтение рассказов на природоведческую тему об осени. Заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени. Рассматривание репродукций картин русских художников И. Грабарь «Рябинка», И.Левитана  «Золотая осень», И.С.Остроухова  «Золотая осень»,  В.Поленова  «Золотая о сень». Беседа с детьми о предстоящей экскурсии: куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.  Повторение  правил  поведения на улице, правил пешехода, правил поведения в природе.

Информирование  родителей  о цели и задачах экскурсии.

Организация деятельности. Сюрпризный момент.

Утром в группе  во время проведения утреннего круга дети находят в центре природы  письмо от Лесовичка: «Приглашаю вас в осенний парк на экскурсию, чтобы полюбоваться осенним пейзажем. Вас ждут интересные  задания и много природного материала».

Воспитатель: Принимаем приглашение Лесовичка? (ответы детей)

Ход экскурсии: 

Дети подходят к парку. Воспитатель открывает конверт и зачитывает послание от Лесовичка: «Добро пожаловать друзья, в наш парк. Первое задание: назовите  приметы осени (каждый ребёнок называет одну примету осени и пробегает по мостику).                                                                                            Дети приходят на полянку.

1.Вводная беседа.                                                                                                    Воспитатель читает стихотворение  М. Ходяковой  «Осень»

Если на деревьях.

Листья пожелтели,

Если в край далёкий.

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года …

Воспитатель: Скажите, как  зовётся?  (ответы детей).

Ребята, мы уже с вами  знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная  и красивая  пора осени. Как она называется? (Ответы детей).  Почему осень называют золотая ? (Ответы детей).

 Сегодня  Лесовичок  нас пригласил на экскурсию  в парк посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым.

2. Основная часть (коллективное наблюдение) 

Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой осенних деревьев. В какие краски художница осень раскрасила листья?(ответы детей).  Какое дерево  раньше других меняет окраску листьев?(у березы). Какие ещё видим изменения с деревьями? Почему эти изменения произошли? (ответы детей)

Воспитатель: да, главный признак осени – это листопад.

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов.                                                                                                Найдите лист, который упал сегодня, давно. Расскажите, чем они отличаются?

 Пора  заглянуть в конверт и узнать, что нас ждёт дальше (воспитатель зачитывает послание Лесовичка):

«Я знаю, что вы много знаете о деревьях. Посмотрите вокруг внимательно, сколько разных деревьев смотрят на нас. Предлагаю поиграть в игру «Найди дерево на полянке», а подсказки  будут на картинках. На картинку посмотрите и дерево найдите».

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары. Каждая пара получает картинку. (На картинках  изображены: ягоды рябины, крылатки клёна, жёлуди, шишки ели, веточка березы с листиками и сережками).

Дети находят деревья, называют плоды и деревья. Затем меняются картинками, и игра продолжается(3-4раза).

Какое из этих деревьев зимой  и летом одним цветом? Почему?

Воспитатель: давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут. Проходя по парку, дети называют знакомые деревья. Воспитатель:  Ребята, чем береза в парке похожа на березу на нашем участке?  Чем отличается дуб в парке от дуба на нашем участке? Назовите деревья, которые не растут на территории детского сада, а  растут в парке.  Посмотрим, что ещё придумал для нас Лесовичок? (Воспитатель зачитывает письмо).

«Ребята, осенними листьями можно не только любоваться, но и проводить с ними эксперименты. Хотите поучаствовать  в эксперименте  «Как листья опадают»?  

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.  Возьмите в руку большой лист клёна, поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?  Теперь в руку возьмите маленький  лист берёзы, поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (ответы детей)

Воспитатель читает следующее послание Лесовичка:  «Поздравляю вас, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и я с радостью поделюсь с вами природным  материалом.

3 часть. Самостоятельная деятельность детей: сбор природоведческого материала, наблюдения, игры по выбору детей.
4 часть.
Подведение итогов экскурсии. 

 Воспитатель: Наша экскурсия закончилась, и мы возвращаемся в детский сад. Все собрали замечательные осенние букеты, наши корзиночки и ведёрки полны природного материала, который нам пригодится для осенних поделок.

Вам понравилась экскурсия?  Что нового узнали? Хотели бы ещё побывать в парке? Пригласите родителей на прогулку в парк.

 Давайте попрощаемся с нашим парком и сфотографируемся  на фоне осеннего пейзажа. 

После экскурсионная деятельность.

Оформление фотовыставки.

Художественная деятельность: рисование «Осенний парк», изготовление поделок.

Игры с природным материалом.

Речевое творчество: сочинение сказки «Сказка старого дуба».

 Изготовление гербария.

Информация для родителей «Наши впечатления об экскурсии в парк» (высказывания детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Осень" в средней группе

Подробное описание совместной деятельности педагога и детей в течении дня: групповая, индивидуальная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, а также организация предметной развивающей сре...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Осенняя экскурсия на луг"

Наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе. Изучение лекарственных и декоративных растений....

Методическая разработка календарного планирования на один день по теме "Осень".

Методическая разработка календарного планирования на один день по теме "Осень "....

Методическая разработка Проект с детьми средней группы по теме: «Осенние наряды для кукол»

Данная методическая разработка предназначена для организации познавательно-творческий деятельности с детьми 4-5летнего возраста в рамках реализации образовательного проекта «Осенние наряды для кукол»....

Методическая разработка по организации прогулки с детьми старшей группы на тему «Осенняя экскурсия»

Методическая разработка по организации прогулки с детьми старшей группы на тему «Осенняя экскурсия»...