Методическая разработка конспекта занятия с использованием ЭОР по теме "Осень. Деревья".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Екатерина Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием ЭОР

по теме "Осень. Деревья" для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи

Цели:

Коррекционно – образовательные цели:

- Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы;

- Активизировать и обогатить словарный запас детей по теме "Осень. Деревья";

- Упражнять в  образовании относительных прилагательных по теме "Деревья";

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе;

- Закреплять навык чтения слогов и слов с пройденными буквами;

- Учить детей составлять сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.

Коррекционно – развивающие цели:

- Совершенствовать навыки  слогового  синтеза;

- Координировать речь с движениями;

- Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, мышление;

- Развивать общую моторику;

- Развивать связную речь.

Воспитательные цели:

- Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность;

- Воспитывать умение работать в коллективе;

- Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, листья березы, осины, дуба, клена, рябины, ветки ели и сосны.

План и ход занятия:

I. Организационный момент.

Образование относительных прилагательных по теме "Деревья".

Звучит музыка А. Вивальди. "Времена года. Осень"

Дети заходят в кабинет логопеда.

Логопед встречает детей с букетом осенних листьев и веток, вручает лист или ветку каждому ребёнку.

- Ребята, вам нужно узнать с каких деревьев упали листья и ветки, а также правильно назвать их.

Ребёнок 1: Этот лист упал с клёна. Он кленовый.

Ребёнок 2: Этот лист упал с дуба. Он дубовый.

Ребёнок 3: Этот лист упал с берёзы. Он березовый.

Ребёнок 4: Эта ветка упала с ели. Она еловая.

Ребёнок 5: Эта ветка упала с сосны. Она сосновая.

Дети выполняют задание логопеда и садятся за стол.

II. Основная часть

1. Систематизация знаний детей об осени, об осенних явлениях природы.

На экране 2 картины: "Ранняя (золотая осень)", "Поздняя осень" (см приложение 1).

Логопед: Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на экране?

Дети: Осень.

Логопед: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, декабрь.

Логопед: Посмотрите на картину, осень в сентябре и октябре какая?

Дети: Ранняя, золотая, разноцветная.

Логопед: Осень в ноябре какая (показывает картину "Поздняя осень")?

Дети: Поздняя, холодная, сырая, морозная.

2.      Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Игра «Подбери признак».

Логопед: Листья осенью (какие?)

Дети: Желтые, красные, багряные, золотые.

Логопед: Как можно сказать об этом одним словом?

Дети: Разноцветные.

Логопед: Дождь осенью (какой?)

Дети: Холодный, моросящий.

Логопед: Погода осенью (какая?)

Дети: Пасмурная, дождливая, хмурая.

Логопед: Деревья ранней осенью (какие?)

Дети: с разноцветными листьями.

Логопед Поздней осенью деревья (какие?)

Дети: Голые.

3. Развитие навыков слогового синтеза. Закрепление навыков чтения слогов и слов с пройденными буквами. Развитие связной речи. Упражнение "Слоговое лото".

        На экране изображена девочка, которая собирает букет из осенних листьев. Под её ногами "лежат" дубовые, кленовые, берёзовые и осиновые листья. На каждом листе напечатан слог (см. приложение 2).

Логопед: Ребята, давайте поможем Вале собрать букет из листьев. Для этого нам необходимо прочитать записанные на листьях слоги и составить из них слова. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева (одинаковой формы).

Дети по очереди находят одинаковые листья, читают записанные на них слоги, составляют из слогов слова.

Логопед: А теперь давайте вспомним, какие слова у нас получились.

Дети вспоминают и называют слова.

Логопед: Составьте предложения с получившимися словами.

Дети по очереди составляют предложения.

4. Составление сложноподчиненных предложений с причинным союзом потому что. Самостоятельно разработанная компьютерная игра "Объясни, почему?" (см. приложение 3)

На экране изображение девочки, которая собирает листья в парке.

Логопед: Что изображено на картине?

Ребёнок 1: Девочка собирает осенние листья.

Логопед: Как выдумаете, ребята, почему девочка решила собрать осенние листья? (По щелчку на экране появляется вторая часть сюжетной картины "Плетение венка из осенних листьев"). Отвечайте полным ответом.

Ребенок 2: Девочка собирает осенние листья, потому что хочет сплести венок.

Логопед предлагает детям придумать свои варианты.

Ребёнок 3: Девочка собирает осенние листья, потому что хочет сделать из них красивый осенний букет. И т.д.

Затем на экране появляются следующие пары изображений:

Девочка взяла зонтик, на улице идет дождь.

Мама надевает на дочку теплую куртку, прогулка по осеннему парку.

Мальчик надел резиновые сапоги, осенняя сырость, лужи.

Птицы улетают в теплые края, холод, недостаток пищи.

С помощью логопеда дети составляют сложноподчиненные предложения, отвечая на вопрос почему.

 

5. Развитие общей моторики. Координация речи с движениями.

"Упражнение дождик".

К нам на тонкой длинной ножке                Дети выполняют прыжки на одной

Скачет дожди по дорожке                        ноге по кругу.

В лужице - смотри, смотри! -                 Дети стоят лицом в круг; выполняют

Он пускает пузыри.                                ритмичные приседания.

Стали мокрыми кусты,                                Дети поднимают руки вверх,

                                                                        потряхивая кистями.

Стали мокрыми цветы.                                Дети делают наклон, руки к полу,

                                                                        потряхивая кистями.

Мокрый, серый воробей                        Дети поднимаются, руки вдоль тела,

Сушит перышки скорей.                        потряхивая кистями.

6. Составление рассказа об осени с использованием схемы.

        На экране схема: осеннее солнце; туча; осенние листья; дикие животные (белка с грибом, ежик спит в норме, белый заяц); перелетные птицы, сад, огород (см приложение 4).

        Логопед: Сейчас я  составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы об  осени.

Примерный рассказ по таблице: 

        Наступила осень. Солнце светит ярко, но землю согревает плохо. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, поэтому осень и называют "золотой".

        Дикие животные готовятся к зиме. Некоторые, как медведи и ежи, впадают в спячку. А другие, как  белки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют - меняют летних мех на теплый зимний.

        Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

        Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

        Дети по очереди составляют рассказы об осени с использованием схемы.

Логопед: Молодцы, ребята!

III. Заключительная часть.

Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии, чем занимались?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города....

методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и  позновательно-исследовательских технологий....

Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья.

Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья....

Методическая разработка конспекта занятий образовательной деятельности с использованием технологии Интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» по теме: «Речкин возвращается в команду»

Гусь-Капитан Океанкин совершенно  занят подготовкой к экспедиции, а Лягушонок по имени Речкин уплыл на паруснике один без команды. Он не знает толком как управлять им и просит детей помочь, чтобы...

Методическая разработка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной группы «Кудрявые деревья»

Творческое развитие детей дошкольного возраста  посредством аппликации дает возможность получить  эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических уме...

Методическая разработка: "Конспект занятия с использованием нейроигр «Путешествие по сказке «Колобок» в старшей группе.

Нейроигры-это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов....