НОД "Будь лесу другом!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование у детей основ экологической культуры , бережного отношения к лесным обитателям, расширение знаний о правилах поведения в лесу. Закрепить знания детей в умении определять предупреждающие и запрещающие экологические знаки .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bud_lesu_drugom.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «Будь лесу другом!»
Задачи приоритетной образовательной области: формировать у детей основы экологической культуры, правильное отношение к лесным обитателям, расширять знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Задачи ОО в интеграции: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать желание знать и соблюдать правила поведения в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия человека могут нанести вред природе.
Предпосылки учебной деятельности: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения; развивать кругозор и внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связную речь, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую нас природу. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, беседа, релаксация, динамическая пауза, создание проблемной ситуации (ее решение, сказочный персонаж - ворона).
Предварительная работа: прогулки (беседы, наблюдения), чтение художественной литературы о лесе, посадка, уход за комнатными растениями (дневники наблюдения).
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе, рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе.
Оборудование: экологические знаки, стенд для выставки экологических знаков, презентация «Будь лесу другом!», аудиозапись « Звуки леса».
Игровой материал: игрушки ежика, медвежонка и белочки, шишки, грибы, корзинки (3 шт.), воздушный шар, подвеска с бабочками для речевого упражнения, медали «Юный эколог».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вам знакомо слово «экология»? Что оно означает, и почему мы его так часто слышим? (ответы детей)
Воспитатель: Экология – это наука о том, как все живые организмы связаны с окружающей природной средой и друг с другом. Но что самое главное, экология – это наука, которая нужна всем людям на нашей планете. Можно сказать, что в природе существуют невидимые ниточки природы – все связано со всем. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Дом со всех сторон открыт,
он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес!
Воспитатель: Все верно, это – лес. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в один из уголков природы – в лес. Сегодня мы поговорим с вами о лесе. Ведь часто мы слышим такие слова, что лес – наше богатство, «легкие Земли». Подумайте и скажите, почему мы так говорим о лесе?
(ответы, рассуждения детей: отдыхаем в лесу, собираем ягоды, грибы и др.)
Воспитатель: (слайд 3.) Действительно, лес - это место отдыха человека.
«Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
(слайд 4.)«Аптека». – А почему лес – аптека? (ответы детей)
В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.
«Мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
(Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
«Дом». - Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
Воспитатель: А как вы думаете, для кого еще лес является домом?
(Ответы детей: для животных, цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу).
Воспитатель: Все верно, лес является домом для птиц, животных, насекомых.(слайд 5,6)
Лес не зря называют нашим богатством, ведь это еще и источник древесины, еды для человека и животных, защитник воздуха. (слайд 7) Лес – это природное сообщество, где растения, животные, почва связаны между собой. Лес несет нам красоту, вдохновение (слайд 8,9). И с приходом теплого времени года мы часто идем, едем отдыхать в лес.
Расскажите, как вы с родителями отдыхаете в лесу, на природе?
(ответы детей)
Воспитатель: давайте послушаем одно стихотворение, а затем обсудим его. (слайд 10)
Как вы думаете, правильно ли поступили люди, отдыхающие в лесу? (ответы детей)
А как нужно было поступить людям, чтобы не нанести вред лесу? (ответы детей: убрать за собой мусор)).
Воспитатель: (слайд 11) Посмотрите ребята, что мы видим на следующей картинке?
(ответы детей: везут срубленные деревья, остались только пеньки…)
Воспитатель: (слайд 11): Ведь лес не зря называют «легкими Земли», потому что лес делает наш воздух чище и чем больше леса, тем чище воздух. Тем более деревья служат домом для многих птиц, животных и насекомых. Подумайте, если вырубать много леса, то, что станет с его обитателями?(ответы детей)
(влетает ворона)
Ворона: Карр! Карр –карр! У нас в лесу может случится беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Люди в лесу у нас отдыхали, костер разожгли и мусор за собой не убрали! Помогите! Помогите!
Воспитатель: Да, ребята, по-видимому случилась беда, нужно помочь обитателям леса и сохранить их дом – лес. Согласны? Похоже, кто-то нарушал правила в лесу. А для этого мы с вами отправимся в лес.
(дети: согласны!)
Воспитатель: (слайд 12,13)Посмотрите, как страшен для леса пожар, сколько вреда он наносит природе! Сколько гибнет много растений, животных и понадобится очень много лет , чтобы на месте пожара вырос новый, молодой лес. Давайте, подумаем, как нужно поступить нам, чтобы отдыхая в лесу не случился пожар?
(ответы, рассуждения детей)
Воспитатель: итак, чтобы быть лесу другом, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Эти правила, а можно и назвать их законами поведения в лесу расскажут нам вот эти экологические знаки (рисунки, в изготовлении которых принимали участие родители вместе с детьми). Итак, правила поведения в природе.
Дети (показывают картинки и рассказывают правила)
• Не ломай ветки деревьев и кустов, не топчи растения, не срывай соцветия.
• В лесу и поле ходи по тропинкам.
• Не разрушай муравейники, так как это дом для целого семейства насекомых.
• Относить с вниманием к жителям леса, не обижай их.
• Убирай за собой мусор. Не закапывай его в грунт и не бросай в водоемы.
• Отдыхая в лесу, разжигая там костер, обязательно затуши его.
• Не пользуйся моющими средствами на берегу водоема.
Воспитатель: Вот видите, сколько важных правил, следуя которым ты сможешь помочь Природе. Мы нуждаемся в природе, но и природа нуждается в человеке, в его помощи. (слайд 14,15) Нужно беречь лес от пожара, нельзя оставлять мусор в лесу, нельзя бездумно вырубать деревья в лесу. Но, мы с вами знаем, как правильно нужно вести себя в лесу и даже можем об этих правилах напоминать взрослым, на случай, если они забыли…
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу. Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения?
Дети: да.
Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?
Дети высказывают свои предположения и берут знаки с собой.
Воспитатель: Нам надо быстро отправиться в лес. А на чем мы полетим?
Я предлагаю полететь на волшебном «воздушном шаре».
Дети: Ура!
Воспитатель: Теперь, повторяйте волшебные слова:
Шар воздушный нам послушен,
так и просится в полет.
Унесет нас до небес,
попадём на нём мы в лес!
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. (звуки аудиозаписи леса)
- Здравствуй лес, полон сказок и чудес. Теперь, будьте внимательны, потому что нам необходимо навести в лесу порядок. (слайд 16) Для этого мы взяли наши экологические знаки и будем их применять там, где они понадобятся. Будьте внимательны!
-Посмотрите, что случилось в лесу (слайд 17)
(дети рассуждают и находят нужный знак «Не оставляй в лесу костер!»)
Воспитатель: (слайд 18.)Посмотрите, как весело в лесу Маше и Вите! Правильно ли, ведут себя ребята в лесу?
(ответы детей)
- Какой знак мы сюда поставим? (дети: «Не шуми в лесу!»)
Воспитатель: (слайд 19) Согласны вы с высказываниями ребят? Правильно ли они поступают? (ответы детей. Выставляется знак «Не рвите растения с корнями!»)
Воспитатель: (слайд 20) Посмотрите, что делают ребята с муравейником.(ответы детей, экологический знак «Не разоряйте муравейники!»).
(слайд 21) А еще из-за оставшихся разбитых стекол может тоже случится пожар.
(ответы детей, экологический знак «Не бейте стекло в лесу!»).
(слайд 22) Какой знак мы выберем для этой девочки? (дети: «Не рвите в лесу цветы!»).
Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку, прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!
(слайд 23) Вите так захотелось погладить птенчиков, что он на дерево полез. Правильно ли поступают эти дети? (ответы детей. Знак «Не разоряйте птичьи гнезда!»).
(слайд 24)А здесь мальчику не понравилась змея, потому что он не любит и боится змей и всяких там лягушек, ящериц, потому что они некрасивые. Вы согласны, что так можно поступать, как этот мальчик?
(рассуждения детей)
Воспитатель: Все верно. Даже, если нам не нравится какое-то животное, то его не следует обижать, потому что в природе все нужны и красивые и некрасивые! В свободное время мы дорисуем этот знак «Не обижай змей!» и поставим на нашу выставку.
(слайд 25)И насекомых тоже обижать нельзя, потому что каждая букашка, каждая травинка в лесу нужна.
(слайд 26)А этим ребятам очень понравился ежик и птички маленькие в гнезде. Они решили их забрать домой. Правильно ли дети поступают. Почему, объясните.
(ответы детей, выставляем знак «Не забирай из леса диких животных!»).
Игра «Сделай запасы»
(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)
Воспитатель: Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.
Воспитатель: (слайд 27)Молодцы, ребята, вы настоящие друзья леса! Мы прогулялись сегодня с вами по лесу и сделали много добрых дел для его обитателей. И впердь, мы будем соблюдать правила леса, быть его защитниками и напоминать другим людям, даже своим близким, как надо вести себя в лесу. Посмотрите на наши экологические знаки, как их много. Эти правила очень важные .
(слайд 28)-Посмотрите, у нас еще остались экологические знаки, давайте их тоже поставим на наш стенд, чтобы все эти правила мы помнили и напоминали остальным людям,начиная с нашего участка детского сада.
Дети: «В лесу ходи по тропинке!».(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
Воспитатель: А это знак о чем нам говорит?
Дети: Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, потому что им тоже больно, они живые, дышат, питаются и растут. (во время прогулки мы обращали внимание детей на деревья и если требовалось, «лечили» веточки дерева).
Игра «Внимание, птицы!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц - хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.
Воспитатель: Молодцы Природу надо беречь! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу. Жизнь человека неразрывно связана с окружающей природой, без которой ему никак не обойтись. Мы уже говорили о том, что дает человеку природа и как важна она в нашей жизни.(слайд 28,29).
Воспитатель вместе с вороной вручают детям медали «Юный эколог».
(Дети получают медали, Ворона благодарит ребят за помощь и улетает).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье: будем с лесом мы дружить охранять его любить! А теперь, нам пора возвращаться в нашу группу!
Воспитатель: (слайд 30) Не обходимо охранять леса всем людям живущим на Земле, выполнять правила поведения в лесу и тогда мы сможем сохранить нашу природу для будущих поколений, ведь человек от природы не отделим, человек – это тоже часть природы! Давайте не будем об этом забывать.
Результат деятельности.
Я считаю, что у нас всё получилось и цель достигнута. Занятие было построено полностью в игровой форме, доступно детям и они не потеряли интерес в течении всего занятия. Дети научились нормам поведения в лесу. могли сами оценить обстановку, принимали самостоятельно решения .искали выход из сложившийся ситуации, находили нужные знаки по охране природы.
Но самое главное – дети понимали, что делаем нужное дело, и наши труды не пройдут даром. Недавно мы посетили участок лесного парка рядом с детским садом, мы поставили знаки, нельзя мусорить. Мы очень надеемся, что люди, увидят знаки, станут чуть меньше мусорить и правильно вести себя и бережнее относится к окружающей нас природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность по экологии в старшей группе, тема:" Все в лесу нужны друг другу"
Образовательная деятельность на тему "Все в лесу нужны друг другу", основная цель занятия: формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. занятие предназначено для детей ...
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по осеннему лесу с лесным другом» во второй младшей группе
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие по осеннему лесу с лесным другом» во второй младшей группе...
Презентация для интегрированного занятия «Путешествие по осеннему лесу с лесным другом» во второй младшей группе
Презентация для интегрированного занятия «Путешествие по осеннему лесу с лесным другом» во второй младшей группе...
Конспект занятия "Костер в лесу: друг или враг"
Конспект занятия по формированию у дошкольников навыков туризма...
Досуг "Будь лесу другом"
Вызвать у детей положительные эмоции от данного мероприятия....
Конспект беседы для детей средней группы "Будь лесу другом"
Цель: расширение представлений о лесе и правилах безопасного поведения в нем....
Конспект НОД в подготовительной группе «Будь лесу другом!»
Формирование у детей экологическую культуру, правильного отношения к лесным обитателям, расширять знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экол...