Естественно-научные представления (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Перспективное планирование на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Физические явления в природе
Вода
1. Тема: «Знакомство с водой и её свойствами»
Цель: показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.
Пути реализации: проведение ряда опытов, беседа, обсуждение полученных результатов, выводы.
2. Тема: «Вода и её свойства»
Цель: познакомить детей с ещё одним свойством воды — прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда ( холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду). Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твёрдое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар ( её переходе в газообразное состояние).
Пути реализации: закрепление предыдущего материала, опыты, рассматривание и обсуждение полученных результатов.
Материал: ( Дошк.воспитание №7/96; рассказывание сказки о дождинке, которая хотела напоить дерево Дошк.воспитание № 7/97; книга С.Н.Николаева «Юный эколог»)
Воздух
3. Тема: «Знакомство с воздухом и его свойствами»
Цель: показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; что воздух есть не только в помещении, но и во всех предметах и материалах; познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы ( шары, мешочки); показать, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.
Пути реализации: при помощи необходимых материалов дети проводят опыты. Игры «Подуем на пёрышко»( вату, снежинку из бумаги, кораблик, сделанный из скорлупы грецкого ореха и бумаги). Обсуждение вместе с детьми проведённых опытов, выводы.
4. Тема: «Воздух и его свойства»
Цель: продолжить знакомство с воздухом и его свойствами. Чем пахнет воздух? Учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами; уточнить представление о том, что воздух есть везде, в том числе в воде.
Пути реализации: закрепление предыдущего материала, проведение опытов, беседа.
Октябрь
5. Тема: «Воздух нужен для жизни. Чистый и загрязнённый воздух»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, он погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух — в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
Пути реализации: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа.
Материал: Дошк.воспитание №12/00, 7/99
Песок, глина,камни
6. Тема: «Знакомство с песком и его свойствами»
Цель: учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает сквозь себя воду. Показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твёрдые, неровные, разного цвета. Сравнить песок с мелкими камушками, назвать отличия и сходство. Кому песок нужен для жизни?
Пути реализации: рассматривание материала, проведение опытов, обсуждение, рассматривание иллюстраций, выводы.
Материал: Дошк.воспитание №7/00
7. Тема: «Сравнение песка, глины, камней»
Цель: уточнить представление о свойствах песка, глины, камней; учить и сравнивать материалы, правильно называть их особенности. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени».
Пути реализации: рассматривание песочных часов, сравнение материалов путём проведения опытов, выводы.
Материал: Дошк.воспитание №9/00
Магнит
8. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Цель: путём проведения экспериментов с магнитом показать детям его свойства: притягивание разных предметов( какие притягиваются, какие-нет); проверка подъёмной силы магнита( какие предметы магнит поднимает, какие-нет); через какие преграды может действовать магнит (бумага, ткань, картон, фанера, вода и т.п). Познакомить с компасом и его устройством.
Пути реализации: рассматривание компаса, опыты с магнитом, выводы.
Материал: Майлен Константиновский «Почему земля магнит?»
Ноябрь
Увлекательная география
1. Тема: «Земной шар на столе»
Цель: познакомить детей с историей появления и использования глобуса; что из себя представляет глобус, что на нём изображено, для чего он необходим. Показать на глобусе месторасположение России.
Пути реализации: рассматривание глобуса с детьми, рассказ и объяснения воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением глобуса, выделить на глобусе месторасположение России.
Материал: Гризик Т.И. «Узнаю мир» с.112
2. Тема: «Портреты Земли»
Цель: познакомить детей с историей появления и использования географических карт; для чего людям нужны карты; рассказать об условных обозначениях на картах, что каким цветом обозначено, отметить сколько места занимает вода, сколько суша.
Пути реализации: рассматривание карт, беседа, использование художественного слова, практическое задание: «Закрась пустые квадраты» - детям предлагается закрасить квадраты, которые будут обозначать на карте горы, леса, пустыни, моря, океаны, реки. Затем сверить изображенный цвет на квадрате с цветом на карте.
Материал: «Сколько воды нужно человеку» Дошк.воспитание №9/98, с.11
3. Тема: «Экосистема Море»
Цель: расширить знания детей об экосистеме «Море»; уточнить представления о значении морей, океанов, рек в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; учить сохранять чистоту окружающей среды.
Пути реализации: предварительная экскурсия к морю, наблюдения за аквариумом, рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, использование художественной литературы.
Материал: Дошк.воспитание №7/99, с.42
4. Тема: «Гиганты прошлого»
Цель: ввести понятие ПРОШЛОЕ на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующих сегодня ( динозавры ), подвести детей к желанию воссоздать ( в макете ) уголок далёкого прошлого.
Пути реализации: рассматривание иллюстраций, игрушек изображающих животных прошлого, рассказ воспитателя, чтение книг соответствующего содержания.
Материал: Гризик Т.И. «Узнаю мир», с.132
Декабрь
5. Тема: «Материки и острова»
Цель: дать детям представление о материках и островах земли, носящих общее название СУША; показать на карте и глобусе сколько места на земле занимает суша; познакомить с названиями материков, особое внимание уделить материку Евразия, на котором находится наша страна Россиия.
Пути реализации: рассматривание «Атласа для маленьких», рассказ воспитателя, беседа
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты»
6. Тема: «Саванны»
Цель: познакомить детей с одной из природно-климатических зон — Саванной; показать на карте и глобусе на каком материке находится данная климатическая зона; рассказать о растительном и животном мире саванны.
Пути реализации: изготовление вместе с детьми макета саванны, рассматривание иллюстраций с изображениями животного и растительного мира саванны, рассказ воспитателя, показ месторасположения на карте и глобусе.
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты»
7. Тема: «Пустыня»
Цель: продолжить знакомство детей с природно-климатическими зонами — Пустыня; рассказать о Сахаре — самой крупной пустыне мира, о животном и растительном мире, месторасположении на карте.
Пути реализации: изготовление с детьми макета пустыня, рассматривание иллюстраций, беседа с детьми, рассказ.
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»
8. Тема: «Северный и Южный полюс»
Цель: познакомить детей с Северным полюсом и материком Арктикой; с Южным полюсом и материком Антарктидой; показать на карте и глобусе расположение материков, сравнить изображения на карте и глобусе; рассказать о климате, растительном и животном мире.
Пути реализации: изготовить макет с изображением одного из полюсов, привлекая к работе детей, рассматривание карт и глобуса, иллюстраций, рассказ воспитателя.
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»
Январь
История края
1. Тема: « Наш край на карте и глобусе»
Цель: познакомить детей с расположением Калининградской области на карте и глобусе; познакомить с географическими особенностями края; пополнить знания детей о роли цветовой раскраски карт и глобуса ( как условного обозначения ).
Пути реализации: беседа, рассматривание глобуса и карты (физической).
2. Тема: «Знакомство с картой» (карта «Страны Балтии»)
Цель: помочь детям определить положение области на карте. Познакомить с соседними государствами, с кем граничит наша область и каким морем омывается; познакомить с главным городом и крупнейшими городами области.
Пути реализации: рассматривание карты «Страны Балтии», фотографий, открыток с видами городов области и г. Калининграда.
3. Тема: «Путешествие в прошлое края»
Цель: рассказать детям о богатой истории края; дать некоторые исторические сведения; сформировать интерес к прошлому родного края.
Пути реализации: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций из книг о прошлом нашего края, фотографий.
4. Тема: «Калининград — столица янтарного края»
Цель: расширить представления детей о достопримечательностях города, о любимых местах отдыха, об улицах города; воспитывать любовь к своему городу.
Пути реализации: рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города, беседа, экскурсии по городу, к близлежайшим объектам.
Февраль
5. Тема: « Почему наш край называют янтарным?»
Цель: расширить представления детей об удивительном камне ЯНТАРЕ; дать некоторые интересные сведения из истории камня (легенда о Юрате и Каститисе); рассказать о его добыче, использовании, ценности, красоте.
Пути реализации: рассказ воспитателя, прослушивание легенды, показ и рассматривание камня, украшений из него.
6. Тема: «Животный мир Калининградской области»
Цель: продолжить формирование обобщённого представления об обитателях лесов, полей, водоёмов нашего края; учить умению устанавливать по каким приметам можно определить, что в лесу живут белки, зайцы, кабаны и т. д.; учить умению сопоставлять повадки лесных обитателей с повадками животных открытых пространств. Воспитывать интерес к жизни обитателей нашего края.
Пути реализации: рассказ воспитателя, показ иллюстраций из серии «Дикие животные», «Животные леса», «Энциклопедии животного мира», экскурсии в лес, на луг, к водоёму.
7. Тема: «Растительный мир Калининградской области»
Цель: показать детям, как необычен растительный мир нашего края; продолжить знакомство с деревьями и кустарниками наших лесов, парков, с травянистыми растениями; воспитывать бережное отношение к растительному миру и прежде всего к редким, исчезающим растениям.
Пути реализации: рассказ воспитателя, экскурсия в лес, рассматривание набора открыток «Травянистые растения».
Март
Космос
1. Тема: «Солнечная система»
Цель: дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы; дать характеристику Солнцу, как огромному светилу (звезде), назвать и показать на иллюстрациях планеты нашей Солнечной системы, особенно выделить нашу планету Землю.
Пути реализации: рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций из книг.
Материал: «География и ты», «Мир вокруг нас», Гризик Т.И. «Познаю мир», Дошк.воспитание №11/00, 1/95, 7/99
2. Тема: «Земля — живая планета»
Цель: уточнить представление о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь — растения, животные, человек, потому что на ней есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам); о том, что Земля — это дом для всего живого, который надо любить, не разрушать, содержать в чистоте.
Пути реализации: рассмотреть карту Солнечной системы, глобус, провести беседу с детьми, рассказ воспитателя.
Материал: Дошк.воспитание №11/00, 1/95, 7/98 с.35
3. Тема: «День — ночь»
Цель: показать детям зависимость наступления утра, дня, вечера, ночи от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить представления детей о строении Солнечной системы.
Пути реализации: рассматривание модели Солнце — Земля, рассказ воспитателя, беседа, продолжить рассматривание карты Солнечной системы.
Материал: Гризик Т.И. «Познаю мир», Мелихова Г.И. «География и ты»
4. Тема: «Луна — спутник Земли»
Цель: познакомить детей со спутником Земли- Луной; рассмотреть особенности поверхности Луны (горы, кратера, моря); обратить внимание детей, есть ли на Луне жизнь, объяснить, почему её там нет. Рассказать о взаимосвязи Луны и Земли.
Пути реализации: рассматривание иллюстраций с изображением Луны, рассказ воспитателя, беседа.
Материал: Дошк.воспитание №7/98 с.63, Мелихова Г.И. «География и ты»
Апрель
5. Тема: «Звёзды и созвездия»
Цель: рассказать детям о мире звёзд, что из себя представляет звезда, закрепить названия некоторых звёзд; ввести в словарь ребёнка слово СОЗВЕЗДИЕ (что это такое?), какие бывают созвездия, их названия; кто занимается изучением звёздного неба (астрономы), какие приборы используются для изучения звёзд (телескопы).
Пути реализации: рассматривание карты звёздного неба, иллюстрации звёзд и созвездий, рассказ воспитателя.
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»
6. Тема: «Ю.Гагарин — первый человек в космосе. Космонавты — земляки»
Цель: дать краткие биографические сведения о первом космонавте Ю.Гагарине. Рассказать о космонавтах-земляках А.Леонове, Ю.Романенко,В.Пацаеве, А.Викторенко — известных всему миру; показать памятник космонавтам в Калининграде.
Пути реализации: рассказ воспитателя, показ портретов космонавтов, иллюстраций, чтение глав из книги А.Леонова «Выхожу в космос», рассматривание иллюстраций из книги.
7. Тема: «Смена времён года»
Цель: показать детям зависимость наступления зимы, весны, лета, осени от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить у детей представления о смене дня и ночи.
Пути реализации: рассматривание модели Солнце — Земля, иллюстраций с изображением моделей, рассказ воспитателя, беседа, закрепление ранее изученного материала.
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»
8. Тема: «Искусственные спутники Земли»
Цель: объяснить, что такое искусственные спутники Земли, чем они отличаются от естественных; вспомнить, как называется естественный спутник Земли; для чего необходимы искусственные спутники. Выполнение с детьми практического задания по теме: «Космос».
Пути реализации: рассматривание карты Солнечной системы, иллюстраций с изображением спутников, рассказ воспитателя. В конце занятия изготавливается коллективное панно по теме: «Космос».
Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/10/picture-412771-1520711681.jpg)
Конспект НОд по примерной ООПДО «Детство», раздел программы: «Развитие математических представлений»,подготовительная группа. Фиксики
Играем и развиваемся!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-472526-1517157590.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД формирование элементарных математических представлений подготовительная группа "Космический круиз"
интегрированное занятие по математике в подготовительной группе, материал подобран по всем разделам программы с демонстрационным и раздаточным материалом....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-499667-1413435044.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Счет двойками. Составление задач.
Цели: 1. Развивать речь детей, образное мышление, диалогическое мышление, сообразительность.2. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157061-1354638835.jpg)
НОД Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа.
Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344117-1384411371.jpg)
Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений (подготовительная группа)
Планирование составлено ст учетом требований ФГОС,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-691276-1445193383.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Подготовительная группа
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/07/picture-930129-1496837755.jpg)
Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности в старшей группе
Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности с таршей группе создано в помощь педагогам....