Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб -всему голова "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Знакомство с процессом выращивания хлеба. Расширение знаний о значении хлеба в жизни человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Хлеб -всему голова ".18.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект занятия в подготовительной группе

 «Хлеб - всему голова!»

Программное   содержание :
-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол( обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда);
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная  работа :
-Беседа о сборе урожая хлеба;
-Рассматривание иллюстраций;
-Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; (рассматривание колосьев ржи и пшеницы)

Ход

Воспитатель: 
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить в ходе нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

(загадывание загадки)
Мягкий , пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый…
Дети( Хлеб)
Воспитатель:
Верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в
Игру: «Какой хлеб?» (подобрать определения к существительному Хлеб)

(Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети(его покупают  в магазине )
Воспитатель: 
Хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети (пекут из муки)
Воспитатель: 
А что такое мука, из чего её получают?
 Дети (из зёрен )
Воспитатель : Правильно. Давайте поиграем в игру: « Назови  какой , какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Игра «Какой, Какая , какое ?»

Хлеб из ржи – ржаной; хлеб из пшеницы –пшеничный.

Каша из овса – овсяная, каша из пшена –пшённая, каша из ячменя – ячневая,

Каша из кукурузы –кукурузная, каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью –ржаное. поле с пшеницей – пшённое. поле с овсом –овсяное, поле с ячменём-ячменное, поле с кукурузой –кукурузное, поле с гречихой-гречишное, поле с просом –просяное.

Воспитатель: 
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
 Дети (да)
Воспитатель: (показ слайда)
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети (тракторист)
Воспитатель: (показ  слайда)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все  лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало »
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза )
Воспитатель:(показ слайда )
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети (комбайнёр )
Воспитатель: 
Что же делает комбайн?
Дети (собирает колосья )
Воспитатель: 
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
 Дети ( на мельницу)
Воспитатель: 
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети (на хлебозавод , пекарню )
Воспитатель: (показ слайда)
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

               Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
 Дети ( булочки , печенье, торты, пироги, сухари )
Воспитатель: 
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети (хлебобулочные изделия )

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному. (Показ слайдов )

Батон - Думали ли вы о том, что  нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с .. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски  bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником  польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач -  это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от  корня коло (колесо).

Сайка - Это слово  пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель: 
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
(
Дети  называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель: 
Скажите, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
 Дети ( пашут , боронуют, сеют, удобряют , жнут)
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
 Дети (трактора , грузовые машины, комбайны)
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Ответы Детей:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Конспект занятия на тему "Хлеб- всему голова!"

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям....

Конспект занятия по Познавательному развитию в 1 младшей группе . Тема: : Хлеб всему голова».

НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе  на тему «Хлеб всему голова»Цель: дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле. Рассказать откуда берётс...

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"

Предварительная работа: знакомство с поговорками и пословицами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий, чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб&raqu...

Конспект занятия старшая группа "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия поможет детям ознакомиться с производством хлеба, а также профессиями относящиеся к хлебному производству....

Конспект занятия по лепке "Хлеб - всему голова"

Конспект разработан мною с учётом возрастных особенностей каждого ребенка,с помощью моего материала дети продолжат учится создавать поделки из соленого теста, развивая при этом мелкую моторику рук....