Формирование осознанно-правильного отношения к природе через различные формы взаимодействия.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Николаевна Гармаш

В период дошкольного детства у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям ,объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение  вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и животными, имеющимися в детском саду и дома. Дети узнают, что у всего живого ,в том числе и у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23

Тема: «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через различные формы взаимодействия» в разновозрастной дошкольной группе детей 5-7 лет

Подготовила: воспитатель разновозрастной

дошкольной группы (5-7 лет)

Гармаш Светлана Николаевна

2023

2. Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

3. В период дошкольного детства у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям ,объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и животными, имеющимися в детском саду и дома. Дети узнают, что у всего живого ,в том числе и у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

4. В работе с детьми я ставлю определённые цели:

  • Формирование интереса к явлениям природы.
  • Желание сохранять, поддержать или создать нужные условия.
  • Вызвать эмоциональный отклик у ребёнка

5. А так же решаю с детьми такие задачи, как:

  • -развитие познавательного интереса к миру природы.
  • -направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • -воспитание экологического сознания, нравственное и гуманное отношение к миру природы.
  • -формирование у детей экологических знаний, культурное отношение к природе.

6. Такое отношение к природе вполне можно сформировать у маленького ребёнка, если на протяжении нескольких лет систематически знакомить его с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрировать их связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием.

7. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свои знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти ответы на некоторые вопросы, было решено организовать на территории детского участка мини-огород.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.

Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, а так же трудовые навыки, в которых особенно сейчас нуждаются наши дети.

8. Тёплым апрельским днём воспитатели принялись за работу. В роще станицы мы нарезали молодой лозы для изгороди нашего будущего огорода и получили массу приятных впечатлений от работы на природе. Освободили от сорняков участок, вскопали почву. Поле для деятельности готово.

9. Но прежде, чем приступить к облагораживанию своего участка, необходимо было заинтересовать ребят, сконцентрировать их внимание на этой теме. Лучшим средством, которое помогло детям прочувствовать этот вопрос, стало литературное произведение.

В отведенное для чтения время мы познакомились с рассказом «Живая бусинка» писательницы Нины Павловой. В произведении рассказывается о том, как маленькая девочка (ровесница наших ребят) нашла желтую бусинку, которая очень ей понравилась. Она долго с ней играла, а однажды бусинка попала в воду, и через некоторое время девочка увидела, что бусинка изменилась (стала толстая и важная). Девочка показала бусинку маме, а та предложила не играть с ней, а положить на мокрую салфеточку. Вскоре на бусинке «прорезался зубок», и мама убедила дочку закопать бусинку в землю и подождать, что же будет. С тех пор девочка каждый день бегала навещать бусинку и ждала, когда же она выберется на поверхность. Но время шло, а бусинки не было видно. Девочка забыла о ней, но однажды увидела, что в том месте, где они с мамой закопали бусинку, вырос кустик. Сначала он рос, потом зацвел, потом на нем появились стручки, а когда они стали тугими и толстыми, мама разрешила собрать урожай. В каждом стручке было по несколько желтых бусинок, таких же, как та первая, которую нашла девочка.

Рассказ «Живая бусинка» был выбран не случайно. С помощью этого рассказа дети узнали как растут семена растений.

10. И вот на следующий день после того, как ребятам был прочитан рассказ,
дети приготовили бороздки. Дальше нужно было поровну разделить семена, что бы каждый ребёнок принял участие в посадке

11. На грядке ещё осталось много места и мы решили занять его культурой, с которой можно снять несколько урожаев-луком. А еще посадили тыкву и другие культуры.

12. Что бы правильно сформировать понятия о том, как растут овощные культуры, я предложила детям посадить несколько кустиков томатов. Они с интересом откликнулись на моё предложение.

13-14. В редкие дни, когда было прохладно, мы ограничевались одним поливом. Прошло немного времени и вот на нашей грядке стали всходить первые всходы. Это было радостное событие.

15. В середине июня появились первые плоды огурцов. Ребята с большим удовольствием и восхищением собирали урожай. Ведь это они сами вырастили! На прогулке, спрятавшись от палящего солнца в тень, мы отгадывали загадки про огурцы и вспоминали, как мы сажали маленькие семечки, а из них выросли ароматные и сочные огурчики.

16. Приходя на огород, дети с интересом каждый день заглядывали под каждый кустик томатов. И вот наконец то появились первые зеленые плоды.

17. Когда дети пришли в очередной раз на огород, то увидели, что урожай на грядке очень быстро созревает, а значит пора убирать.

18. Осенью, после сбора урожая, ребята дружно собирают семена цветов, чтобы на следующий год на нашей грядке росли не только полезные овощи, но и было красиво.

19-24. Формы работы:

  • Экскурсии, наблюдения
  • Выставки детских работ
  • Конкурсы
  • Акции
  • Консультации с родителями
  • Праздники, развлечения

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность....

Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...

Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

В данной статье рассмотрены проблемы  экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности  усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...

консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"

в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей....