ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
методическая разработка на тему
Проект представляет систему работы ДОУ по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperim.deyat-ti.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
Составила: Гармаш Любовь Николаевна, старший воспитатель
Тип проекта: краткосрочный
Участник проекта: старший воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта» Гармаш Любовь Николаевна
Целевая группа: педагоги МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта»
Сроки реализация: октябрь 2011 г. - январь 2012 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе» |
Основания для разработки | 1.Федеральные государственные образовательные требования 2. Задачи и формы организации деятельности дошкольника по новой программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы. |
Цель проекта | Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности. |
Задачи проекта | 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию. |
Структура проекта |
|
Сроки и этапы реализации | 1 этап. Организационно-подготовительный. (октябрь 2011 года) 2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2011 года – декабрь 2011 года) 3 этап. Обобщающий. (январь 2012 года) |
Назначение проекта | Проект является документом деятельности МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта» на октябрь 2011 года – январь 2012 года |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | Профессиональная готовность педагогов к реализации внедрения системы опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая ДОУ. |
Актуальность
Современное дошкольное учреждение имеет в своем арсенале множество личностно-ориентированных образовательных технологий и представляет широкое поле для педагогического творчества. В пределах реализуемой в ДОУ образовательной программы воспитатели могут использовать инновационные технологии и методики работы с дошкольниками. При этом задача руководителя заключается в своевременном отслеживании такой работы в учреждении, обобщении и распространении успешного опыта.
Многие образовательные программы предполагают использование методов детского экспериментирования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и др. организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные и методологические задачи.
1.Проблема, на решение которой направлен проект:
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: образовательным учреждениям предстоит переход на ФГТ.
ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.
А это значит, что педагоги должны сделать выбор в пользу наиболее творческих, соответствующих потребностям дошкольника, технологий, одной из которых является технология экспериментирования.
Но не все педагоги готовы перестроиться и принять эту технологию в работу с детьми:
30% педагогов – считают опытно-исследовательскую деятельность трудной для подготовки;
40% педагогов – считают, что применение этой технологии не всегда отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей;
и лишь 30% педагогов – применяют или готовы уже сейчас применять метод экспериментирования в работе с детьми своей группы.
2.Цель проекта: Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.
Задачи:
- Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ и выявить профессиональные затруднения.
- Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность по экологическому воспитанию.
- 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию.
3.Концепция решения проблемы:
В основу проекта положены:
- содержание Федеральных Государственных Требований;
- идеи теории мотивационного управления (Шалаева И.К. Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова):
- мотивированность самообразования педагогов;
- повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
- рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности;
- программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы
Основополагающие идеи:
- Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе:
- обучение тому, что необходимо в практике;
- обучать через деятельность.
- Для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
Неподготовленность некоторых педагогов к организации опытно-исследовательской деятельности вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.
Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, условий ДОУ. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.
Программа состоит из 3 разделов:
- Информационная поддержка педагогов ДОУ.
- Поддержка формирования и развития кадрового потенциала.
- Поддержка нормативного обеспечения.
Содержание Программы поможет педагогам:
- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования;
- овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
- проанализировать методическое обеспечение, учебно-дидактические пособия;
- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:
- мастер-классы;
- консультации;
- открытые просмотры;
- семинары-практикумы.
Реализация проекта является краткосрочным направлением в деятельности коллектива МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта» с октября2011 года - январь 2012 года.
4. Ресурсное обеспечение проекта:
Ресурсы | Наличие | Способ получения ресурса |
1. Материально-техническое обеспечение проекта | -Наличие методического обеспечения по теме; -наличие условий и материалов для реализации проекта. | -приобретение литературы и создание условий силами педагогов. |
2. Трудовые ресурсы | - Теоретическая подготовка педагогов - на основе, которой и будет выстроена работа. | Организация и проведение методической работы в ДОУ: семинар, консультации, педагогический совет, открытый просмотр. |
3.Информационные ресурсы | - имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта. - официальный сайт ДОУ (detskisadme4ta61@.ru) | введение в стимулирующие показатели оплаты труда заведующего ДОУ; регулярность работы с сайтом, электронной почтой. |
5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:
Планируемый риск | Возможный способ преодоления |
Сопротивление отдельных педагогов нововведениям | Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику |
Часть педагогов формально принимают нововведения, но перенесение их в работу пока не выходит; часть не вникают в суть предстоящих изменений. | Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой. |
Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов | Возможность предоставления методических дней педагогам ДОУ |
Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения | Привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений |
Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг | Рациональное распределение обязанностей |
6. Распределение обязанностей в команде
Заведующая:
руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
Старший воспитатель:
- является основным участником реализации проекта;
- выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности;
- организует методическую работу в ДОУ: открытые просмотры, семинар, мастер-класс, консультации и др.;
- занимается информационным сопровождением проекта: поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе.
7. Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный.
(октябрь 2011 года)
Содержание этапа:
1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию:
- беседы с педагогами ДОУ;
- изучение опыта работы;
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.
2 этап. Внедренческий.
(ноябрь 2011 года – декабрь 2011 года)
Содержание этапа:
2.1. Реализация программы внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию.
2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.
3 этап. Обобщающий.
(январь 2012 года)
Содержание этапа:
3.1. Оценка эффективности реализации проекта.
3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.
3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу по экологическому воспитанию в ДОУ.
8. Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Определены необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания; подготовленность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
- Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
- Педагоги ознакомлены с технологиями разработки экспериментальной деятельности с учетом возраста детей.
- Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм методической работы.
- Повышение качества образования.
9. Критерии оценки результата.
Критерии | Показатели | |
1.Знание парциальных программ и технологии разработки проектов по внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию | создание педагогом проектов, на основе образовательной программы; | |
2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГТ. | все педагоги прошли обучение на семинарах, мастер-классах по формированию технологической компетентности; | |
3. Решение проблемы выбора тематики опытно-исследовательской деятельности с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса | Определен список методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе. | |
4. Уровень профессиональной компетентности педагогов | 1) обучение на семинарах, консультациях, открытых просмотрах, мастер-классах педагогов; 2) повышение уровня компетентности педагогов. |
Приложение
Программа методического сопровождения
внедрения опытно-исследовательской деятельности
в образовательный процесс ДОУ
Цель: методическое сопровождение при введении системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.
Задачи:
- Включить педагогов в процесс освоения экспериментальной деятельности дошкольников, оценивания достижений планируемых результатов образования.
- Обновить методическую базу по экологическому воспитанию посредством организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ.
- Разработать проекты с использованием опытно-исследовательской деятельности, как ведущей, по всем возрастным группам.
Содержание | Формы | Планируемый результат |
1. Клуб исследователей природы – форма экологического обучения дошкольников | консультация | Использование педагогами ДОУ новых форм работы с детьми |
2. Непосредственная образовательная деятельность по экологии с элементами ОБЖ и экспериментированию « Снежные секреты» | открытый просмотр | Получение опыта практического применения и организации опытно-исследовательской деятельности |
3. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры. | консультация
| Систематизация знаний по экологическому воспитанию дошкольников |
4. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования» | семинар | Повышение эффективности работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельности; определение перспектив работы по оптимизации условий для детского экспериментирования. |
5."Как научить детей изобретать" | Мастер-класс | Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. |
6.Организация опытно-исследовательской деятельности в средней группе. | тематическая экспертиза | Оценка состояния работы по опытно-исследовательской деятельности в группах среднего возраста. |
7. Оказание методической помощи в определении методического обеспечения по теме. | индивидуальное консультирование; подготовка методических рекомендаций | Определен список методических пособий, используемых в образовательном процессе по данной теме |
8. «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе» | педагогический совет | Определена модель организации образовательного процесса по экологическому воспитанию с использованием проектного метода |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...
Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.
Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность....
Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...
Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...
Опытно - исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно - правильного отношения ребёнка к природе
В данной консультации содержатся основные составляющие опытно - исследовательской деятельности дошкольников....