консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"
консультация
в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no3.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад №18»
Консультация
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия»
Подготовила: Дуюнова Л. М.
Воспитатель 1 кв категории
г. Камень – на - Оби
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Это является актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Анализируя ФГОС дошкольного образования, мы видим, что одним из ведущих направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное развитие.
Процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника.
Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому первоочередная задача воспитателей – создание такой пространственной среды в группе, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка.
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.
Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей. Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя.
Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности.
Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.
Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.
Участие в опытно-экспериментальной деятельности позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.
Также поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы. Коллективное обсуждение самых разнообразных тем формирует культуру дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым.
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.
Среди различных видов деятельности игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.
У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры. Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий.
Для интенсивного развития коммуникативно-эмоциональной сферы ребенка систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Затем переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек, и к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок.
Театрализованная игра как способ обучения детей общению. Театрализованную игру можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков.
Сотрудничество с семьей.
Важным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и детского сада. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Используются такие формы взаимодействия, как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, экскурсии, издание семейных газет, групповые и индивидуальные консультации для родителей, родительские конференции, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.
В результате поэтапной деятельности и целенаправленных усилий дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости.
Целенаправленное развитие коммуникативных навыков дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы в будущем.
Список использованной литературы.
Адамьянц, Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение / Т.З. Адамьянц. – М., ИС РАН, 2005.
Адамьянц, Т.З. Социальная коммуникация. Учебное пособие / Т.З. Адамьянц. – М., ИС РАН. 2005.
Акилина, М.И. Культурно-досуговые учреждения и семья: Методические материалы: В 2ч. / М.И. Акилина. – М.: РГБ, 1994.
Алякринский, Б. С. Общение и его проблемы / Б.С. Алякринский. – М., 1982.
Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов / Отв. ред. Т.З. Адамьянц. – М., ИС РАН, 2003.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: МГИК, 1994.
Жаворонков, А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений / А.В. Жаворонков. – М., Вершина, 2007.
Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н. Иванова. – С-П., 1997.
Кузин, Ф. Культура общения / Ф. Кузин. – М., 1996.
Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону, 1999.
Козловский Я. А. Игра в рифмы / - М., 1982.
Шмидт, Р. Искусство общения / Р. Шмидт. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....
Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...
Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....
План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Общение ребенка со сверстникамиКонсультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить» Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем, ...