Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
статья по окружающему миру на тему
В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих закономерные явления природы. Выявлена и обоснована необходимость использования исследовательской деятельности как самой доступной и эффективной деятельности для формирования осознанно – правильного отношения к природе. На основе проведенного исследования автором выделены дополнительные педагогические условия, способствующие становлению экологической культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ekologii.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
Е.В.Федорова.
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»
город Новочебоксарск Чувашская Республика
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих закономерные явления природы. Выявлена и обоснована необходимость использования исследовательской деятельности как самой доступной и эффективной деятельности для формирования осознанно – правильного отношения к природе. На основе проведенного исследования автором выделены дополнительные педагогические условия, способствующие становлению экологической культуры дошкольников.
Ключевые слова. Экологическое образование, экологическая культура, познавательно - исследовательская деятельность, осознанно - правильное отношение,
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. 2017 год в соответствии с указом президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен годом экологии. Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры человечества, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Общество определило социальный заказ, который отразился в ряде документов, вышедших за последнее десятилетие. В частности в «Концепции дошкольного образования», «Ориентирах и требованиях к обновлению дошкольного образования», и в законе РФ «Об охране окружающей природной среды» говорится о самоценности дошкольного детства, о сензитивности этого возраста для формирования основы личностной культуры, ее базиса, соответствующей общечеловеческим духовным ценностями, а также необходимости создания вариативных программ как о важном условии формирования осознанно - правильного отношения к природе.
Экологическое образование – одно из молодых направлений в дошкольной педагогике. Определенная трудность заключается в том, что новая методика находится в процессе своего становления. Ее теоретической основой является ряд интересных исследований в области дошкольной педагогики. Это работы И.А.Хайдуровой (1974), С.Н.Николаевой (1979), Е.Ф.Терентьевой (1980), З.П.Плохий (1983), Н.Н. Кондратьевой (1986), А.М.Федотовой (1987), Л.С.Игнаткиной (1988), Т.В.Христовской (1989), И.А.Комаровой (1991), Т.Г.Табукашвили(1998). Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний, формирование осознанно - правильного отношения к природе детей дошкольного возраста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, некоторые биоценологические связи в сообществах живых организмов.
Положительной отношение к природе является одним из компонентов экологического воспитания дошкольников. Это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее своеобразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Знания о природе, на основе которых будет формироваться отношение к ней, дети могут получить не только на занятиях, но и в процессе познавательно - исследовательской деятельности, организованной в дошкольном образовательном учреждении. Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Можно утверждать, что исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как самую доступную и эффективную деятельность для формирования у дошкольников осознанно - правильного отношения к природе. Однако анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что данное направление используется педагогами недостаточно в своей работе. Отсюда вытекает противоречие между возможностями формирования осознанно - правильного отношения к природе в процессе познавательно- исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью методов реализации этого процесса в педагогической теории и практике. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования осознанно- правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования осознанно - правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательно- исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование осознанно - правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при использовании в образовательной процессе познавательно - исследовательской деятельности, а именно, при
-активизации познавательной инициативы ребенка (любознательности);
-освоении ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно - следственных, родо- видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
- переводе ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развитии восприятия, мышления, речи (словесного анализа - рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
-расширении кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений)
Исходя из проблемы, цели, гипотезы, предмета исследования в данной работе поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать современное состояние теории и практики проблемы;
- Выявить педагогические условия, способствующие формированию осознанно- правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.
Новым типом отношения к природе должно стать субъектно - этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнёрское (с позиции этических норм) взаимодействие с живыми существами.
Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно - этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно- эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности.
Итак, формирование положительного отношения дошкольников к природе - это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого - педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более других отвечает характеристика отношения как осознанно - правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или ( при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется ввиду, что эмоциональный аспект отношения присутствует как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования.
Осознанно - правильное – это общее (базовое) отношение ребенка к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, развивается и функционирует. Им можно любоваться- это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из-за плохих условий) надо сочувствовать и помогать.
Специальное выделение в образовательном познавательно - исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам. Согласно концепциям развития ( Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), основное психологическое новообразование дошкольного возраста - появление и дифференциация внутреннего плана действий ( воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э.Эриксоан, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы, что на современном этапе, красной строкой проходит через Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В деятельности ребенка прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое, понимать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно, одновременно с усложнением происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости оттого, что становится важным ( придумывать – творческая сюжетная игра создавать - продуктивная деятельность; понимать или узнавать- исследовательская деятельность) Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребенок. К ним можно отнести игровую и продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, а также познавательно - исследовательскую деятельность.
Познавательно - исследовательская деятельность (или исследовательское поведение) дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно- следственными, родо- видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Исследуя почки, листья, цветы, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики): цвет, форму, поверхность, край листов, лепестков, запах; для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном, младшем школьном возрасте, наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.
Итак, можно утверждать, что исследовательский метод-это путь к знанию через собственный творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие- выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Опытно - экспериментальная работа по формированию осознанно- правильного отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №33 «Песенка» города Новочебоксарска Чувашской Республики в период с сентября 2007 года по март 2008 года.
Целью констатирующего этапа исследования было определение уровня сформированности экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Для получения более полной картины и объективных данных использовалось несколько диагностических заданий методики О. Соломенниковой, диагностика отношения к объектам природы В.В.Смирновой, Н.И.Балуевой, Г.М. Парфеновой «Тропинка в природу». Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Каждое задание с детьми выполнялось последовательно. Все данные исследования были внесены в протокол.
Данные, полученные в ходе диагностики испытуемых контрольной и экспериментальной групп, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты констатирующего эксперимента
Наименование группы испытуемых | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | |||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
экспериментальная | 2 | 20 | 5 | 50 | 3 | 30 |
контрольная | 3 | 30 | 4 | 40 | 3 | 30 |
Полученные данные о том, что дети недостаточно владеют экологическими знаниями, познавательными и речевыми умениями. Не у всех ребят сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, животными, а так же разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное). Следовательно, необходима дальнейшая систематическая работа.
Для выявления оптимальных и эффективных условий использования познавательно- исследовательской деятельности в формировании осознанно- правильного отношения к природе был организован педагогический эксперимент. Цель данного этапа работы- формирование осознанно- правильного отношения к природе. Работа проводилась в два этапа.
Первый этап – подготовительный.
Цель: формирование элементарных экологических знаний.
Задачи:
- Освоение экологических представлений.
- Развитие познавательных умений.
- Овладение экспериментальной деятельностью.
- Развитие элементов исследовательской деятельности: наблюдение, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умение делать выводы и умозаключения.
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
На этом этапе работы широко использовались разнообразные формы и методы работы с детьми: это и циклы наблюдений за растениями и животными, проблемно- этические беседы, занятия, занятия- эксперименты, целевые прогулки, экскурсии, походы, упражнения и игры-тренинги на развитие элементов исследовательской деятельности.
Второй этап - основной. Цель: развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ- рассуждение.
Задачи:
- Развитие интереса к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения.
- Формирование умения упорядочивать, систематизировать конкретные материалы.
- Развитие интереса к познавательной литературе.
- Развитие умения использовать символы, самостоятельно «читать» и составлять схемы, чертежи, модели.
Для подтверждения нашей гипотезы на формирующем этапе мы решили использовать продуктивный метод, включающий проблемное изложение, частично- поисковый и исследовательский методы.
В частности, мы использовали в своем эксперименте методику учебных исследований, предложенную А.Савенковым. Учебное исследование дошкольника включает в себя следующие основные этапы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); поиск и предложения возможных вариантов решения; сбор материалов; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.); защита проекта.
На первом этапе были проведены «тренировочные занятия», чтобы познакомить с «техникой» проведения исследования. А на втором этапе дошкольники самостоятельно проводили исследования на разные темы. Дети самостоятельно выбирали тему, собирали информацию по теме исследования, используя возможности всех доступных источников, готовили сообщения. Задача педагога заключалась в консультативной, партнерской помощи.
Для определения изменений, произошедших в связи с проведенной работой по формированию осознанно- правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно - исследовательской деятельности был проведен контрольный эксперимент. Использовались те же задания и критерии измерения данных, что и на констатирующем этапе опытно - экспериментальной работы.
Данные, полученные в ходе диагностики испытуемых контрольной и экспериментальной групп, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты контрольного эксперимента.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констат. этап% | Контр. этап % | Констат. этап% | Контр. этап % | |
Высокий | 20 | 60 | 30 | 30 |
Средний | 50 | 40 | 40 | 50 |
Ниже среднего | 30 | - | 30 | 20 |
Данные в таблице показывают наличие изменений данных по контрольной и экспериментальной группам. Сравнение полученных результатов с показателями этапа конституции, позволяют говорить о наличии положительной динамики.
Результаты опытно - экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Дополнительно было установлено, что познавательно - исследовательская деятельность экологического характера стимулирует формирование у детей осознанно – правильного отношения к природе у дошкольников при соблюдении определенных педагогических условий:
- Экологизации развивающей предметной среды детского сада (создание уголка природы в групповых комнатах, экологической тропы, зеленого патруля и др.);
- Организации регулярной и разнообразной деятельности детей : познавательной (проведение опытов, решение проблемных ситуаций, циклов наблюдений); практической (создание и поддерживание необходимых условий для живых существ); природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов); деятельности общения (эмоционально - доброжелательного взаимодействия с живыми существами); отобразительной (изобразительная деятельность, конструирование, игра);
- Регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого - педагогических мероприятий;
- Оптимальном соотношении и сочетании мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить конкретные знания об объектах природы, различные типы занятий, формирующие широкие и достаточно глубокие представления о экологических зависимостях природы с познавательно- исследовательской деятельностью, развивающей творческие способности, дивергентное мышление, формирующей способности самостоятельно и творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
- Николаева С.Н.. Общение с природой начинается с детства/ С.Н.Николаева. -Пермь, 1992.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования/ С.Н.Николаева .-М.,1998.
- Савенков. А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики/ А. Савенков// Дошкольное воспитание.-2000.-№2.
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ А. Савенков// Дошкольное воспитание.- 2005.- №12
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ А. Савенков// Дошкольное воспитание.-2006.- №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)
Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
Презентация Проект по экологическому воспитанию дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: «Во саду ли в огороде….»
учить детей различать по внешнему виду и называть овощи; расширять представления о выращивании овощных культур...
Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».
Тема формирования положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную и практическую значимостью....
«ФГОС дошкольного образования «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»
laquo;ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания&ra...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...