Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.
статья (средняя группа) на тему
Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.doc | 40 КБ |
ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 «Семицветик»
ДОКЛАД
Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.
Воспитатель
Агаркова И.Н.
Старый Оскол
2014 г.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Именно на этапе дошкольного детства дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Современная дошкольная педагогика также придаёт большое значение занятиям. Несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Всё чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям по подгруппам или малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учёт особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процесс общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы. Занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребёнка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого её вида животного или растения.
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом: путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы и окружающего его мира. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается и совершенствуется связная речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям и навыкам.
Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью и проведением опытов.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, и, работая по программе «Детство», мы открыли в своей группе «Дружные ребята» - мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятий проводятся 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура проведения игры-экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотез.
- Подведение итогов, выводы.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей
Для проведения опытов, исследований, экспериментов в нашей лаборатории есть всё необходимое.
- Приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты, различные сосуды-колбы, стаканчики, ковши, ведёрки и т.д.
- Природный материал: камешки, жёлуди, песок, шишки, семена фруктов, овощей и цветов, земля, ракушки, скорлупа орехов и т.д.
- Бросовый материал: лоскутки ткани, поролон, пробки, батарейки и т.д.
- Красители: акварель, гуашь.
- Медицинские материалы: пипетки, шпатели, вата, шприцы (без игл) и т.д.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, линейки, стёклышки (прозрачные и цветные), стеки, формочки, нитки, пуговицы и т.д.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведения исследовательской деятельности дети начали логически мыслить, больше интересоваться окружающим миром. Эксперименты, исследования, опыты в детском саду не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром, в котором им предстоит жить и трудиться.
Литература:
- «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». А.И. Иванова, Москва, 2008, 256 с.
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, Санкт-Петербург, 2009, 280 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 «Семицветик»
ДОКЛАД
Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.
Воспитатель
Агаркова И.Н.
Старый Оскол
2014 г.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Именно на этапе дошкольного детства дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Современная дошкольная педагогика также придаёт большое значение занятиям. Несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Всё чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям по подгруппам или малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учёт особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процесс общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы. Занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребёнка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого её вида животного или растения.
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом: путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы и окружающего его мира. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается и совершенствуется связная речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям и навыкам.
Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью и проведением опытов.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, и, работая по программе «Детство», мы открыли в своей группе «Дружные ребята» - мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятий проводятся 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура проведения игры-экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотез.
- Подведение итогов, выводы.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей
Для проведения опытов, исследований, экспериментов в нашей лаборатории есть всё необходимое.
- Приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты, различные сосуды-колбы, стаканчики, ковши, ведёрки и т.д.
- Природный материал: камешки, жёлуди, песок, шишки, семена фруктов, овощей и цветов, земля, ракушки, скорлупа орехов и т.д.
- Бросовый материал: лоскутки ткани, поролон, пробки, батарейки и т.д.
- Красители: акварель, гуашь.
- Медицинские материалы: пипетки, шпатели, вата, шприцы (без игл) и т.д.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, линейки, стёклышки (прозрачные и цветные), стеки, формочки, нитки, пуговицы и т.д.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведения исследовательской деятельности дети начали логически мыслить, больше интересоваться окружающим миром. Эксперименты, исследования, опыты в детском саду не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром, в котором им предстоит жить и трудиться.
Литература:
- «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». А.И. Иванова, Москва, 2008, 256 с.
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, Санкт-Петербург, 2009, 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
Проект представляет систему работы ДОУ по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...
Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...
Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...
Опытно - исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно - правильного отношения ребёнка к природе
В данной консультации содержатся основные составляющие опытно - исследовательской деятельности дошкольников....
Формирование осознанно-правильного отношения к природе через различные формы взаимодействия.
В период дошкольного детства у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям ,объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосре...