Познавательно-исследовательский проект "Можно ли вырастить помидоры на подоконнике?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. В преддверии посадочного сезона, мы решили, в ходе исследовательской деятельности выяснить и понаблюдать при каких условиях могут плодоносить помидоры, выращенные на подоконнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomidor_issled_proekt.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Можно ли вырастить помидоры на подоконнике?»
с детьми подготовительной к школе группы
Авторы проекта:
Бушкова Т.О.,
Мусонова О.В.
с. Кабанск
2022 г.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Срок реализации проекта: долгосрочный с 15 февраля по 31 мая 2022 г.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Овощи необходимы человеку ежедневно. Они основа правильного питания.
Одним из ценных видов овощей является томат, в плодах которого содержится богатый набор необходимых для организма веществ, минералов. А витамин «С», предохраняет от вирусов и бактерий, что актуально в настоящее время.
Как известно, самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. Каждую весну на подоконниках у бабушек и мам, появляется рассада разной формы и окраски. Но детям строго наказывают, не трогать эти растения. А интерес и любопытство с каждым годом всё сильнее. У детей нашей группы возникли естественные вопросы «Для чего нужны семена овощам?», «Кто выращивает овощи?», «Как это сделать?», «А можно ли вырастить урожай овощей на подоконнике?».
В преддверии посадочного сезона, мы решили, в ходе исследовательской деятельности выяснить и понаблюдать при каких условиях могут плодоносить помидоры, выращенные на подоконнике.
Проблема
В ходе учебной деятельности выявлен недостаточный уровень знания детей об овощных культурах: о разновидностях томатов, способах и условиях выращивания и их пользе для здоровья человека. Также, в силу своего возраста, у детей нет практических навыков ухода за выращиванием томатов.
Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемное, а это мешает познавать окружающий мир и использовать его в повседневной жизни.
Гипотеза
Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно-исследовательской деятельностью посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, если создать необходимые условия для нормального роста и развития растения, то можно вырастить помидор на подоконнике.
Цель исследования:
Определение исследовательским путем, можно ли вырастить помидор на подоконнике от семени до урожая.
Задачи:
Образовательные:
- формировать желание самостоятельно добывать знания посредством экспериментальной деятельности;
- закреплять основы огородничества и агротехнические приёмы выращивания томатов;
- устанавливать связь путём наблюдений между ростом растений и их потребностями, получить представления об условиях разной среды (свет, тепло, вода);
- конкретизировать представление о пользе томатов для здоровья человека.
Развивающие:
- развивать умение планировать и анализировать свою деятельность, прогнозировать варианты последствия своих действий;
- создать условия для роста развития овощной культуры;
- стимулировать проявление интереса к выращиванию рассады для общества детского сада.
Воспитательные:
- воспитывать желание коллективно трудиться на благо общества;
- продолжать воспитывать волевые качества, преодолевать препятствия при достижении цели.
Новизна
Данный проект заключается в усовершенствовании имеющегося опыта у детей по выращиванию помидор. С применением проекта в процессе выращивания рассады, на основе исследовательской деятельности, дошкольники будут привлечены к совместным трудовым действиям для дальнейшей высадки томатов на огороде ДОУ. В ходе проектной деятельности у детей конкретизируются представления о томатах, как о витаминах, укрепляющих здоровье.
Методы:
- наблюдения;
- частично-поисковый (приёмы аналогии и сравнения);
- практический.
Ожидаемые результаты:
Если в ходе исследовательской деятельности стимулировать интерес детей к выращиванию рассады, создать необходимые условия и подвести к пониманию значимости коллективного труда для блага общества ДОУ, то у детей появятся:
- конкретные представления об условиях жизни овощной культуры, об основах огородничества и агротехнических приёмах выращивания томатов; свойствах почвы;
- умения устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды, фиксация роста растений в дневниках наблюдений;
- практические навыки выращивания томатов в групповой комнате на подоконнике.
- разовьются партнёрские отношения между детьми.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: методическая литература, периодическая печать, Интернет-ресурсы, вайбер.
Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия; компьютерное и мультимедийное оборудование; цифровые ресурсы (фотоаппарат); материалы для продуктивной деятельности; отличительный знак волонтёра - ленточка-галстук зелёного цвета на каждого ребёнка, обозначающие причастность к Лиге волонтёров; фартуки; пластиковые стаканчики и ящики для рассады; семена помидоров различных сортов; почва; вода; орудия труда: совки, лейки, мерные палочки, пульверизатор; полиэтиленовая плёнка; дневники наблюдения.
Риски
- не соблюдение сроков реализации проекта;
- проблема привлечения родительской общественности;
- не всхожесть семян, гибель рассады.
Ход проведения эксперимента
Этапы реализации проекта: февраль – май 2022 г.
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
Этапы Сроки | Содержание работы с детьми | Работа с родителями |
1 этап подготовительный(февр) | - планирование работы с детьми, родителями; - сбор информации: изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ; - создание огорода на подоконнике; - подготовка хозяйственного инвентаря; - этическая беседа о добрых делах, о взаимопомощи; - составление алгоритма роста растений из семян на окне, определение времени посадки. | - Консультация для родителей: «Труд в природе»; - Привлечение родителей к сбору материала для посева. |
2 этап основной, исследовательско-практический, (февраль – май) | Общение: - беседа «Из чего можно вырастить растение?»; - беседа «Откуда берутся овощи в магазине?»; - ситуативный разговор «Растёт, цветёт, зреет»; - просмотр видео «Тепличное хозяйство».
Игровая деятельность: - ДИ: «Вершки – корешки», «Ящик ощущений», «Не ошибись», «Кто потрудился?» - ДИ «Семена» (знакомство с разнообразием видов томатов); - СР игра «Овощной магазин». Изобразительная деятельность: - рисование: «Синьор Помидор»; «Натюрморт из овощей». - лепка: Магазин овощей для кукол; - аппликация «Помидоры в банке». Художественное чтение: - сказка «Помидорово войско»; - сказка Дж. Родари «Чипполино»; - загадки про овощи; - составление рассказов из личного опыта «Как мы растили помидоры». Трудовая деятельность: - подготовка семян, грунта и оборудования к посеву; - «Посев семян в лотки»; - «Пикировка рассады в стаканы»; - уход за ростками рассады (полив, рыхление, прополка); - наблюдение и фиксирование в дневниках наблюдения за рассадой. Экспериментальная деятельность: Опыт №1 «Как проверить качество семян?»; Опыт№2 «Как влияет на жизнь растения полив, т.е. вода?»; Опыт№3 «Как температура воздуха влияет на жизнь растений?»; Опыт№4 «Влияние света на жизнь растения». | - размещение в вайбере фото детей «Помогаем взрослым»; - «Секреты родителей – огородников» в Вайбере; - папка-передвижка «Детское меню с томатами»; - консультация «В каких продуктах живут витамины». |
3 этап итоговый (май) | - фотовернисаж в Вайбере «Юные овощеводы»; - распространение опыта через публикацию в онлайн-газете «Маленькая страна»; - участие во Всероссийских конкурсах. |
Итоговое мероприятие развлечение «Помидорки для ребят» (высадка рассады томатов в огород).
Продукт проекта - сбор урожая.
Альбом «Овощной марафон».
Приложение
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1 «Как проверить качество семян?»
Цель: Формировать умения и навыки поисковой - исследовательской деятельности ребенка. Расширять кругозор, словарный запас. Для проверки семян на пригодность для посадки, мы берем семена и отпускаем их воду. Одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно, пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки. Вывод: Надо сажать те семена, которые опустились на дно.
Опыт№2 «Как влияет на жизнь растения полив, т.е. вода?»
Цель: Учить ребенка устанавливать связь между условиями ухода и состоянием растения. Закреплять умения делать выводы. Развивать интерес к исследовательской работе. Расширение кругозора. - Вода для растений необходима, или они могут обойтись без воды. Проведем опыт, из которого узнаем, могут растения жить без воды, или нет. У меня есть два стаканчика с рассадой один мы будем поливать водой, другой не будем поливать. И через несколько дней посмотрим, что будет с растениями. После наблюдений делаем вывод, что растение, которое поливали, стоит крепкое, листья ярко зеленого цвета. А которое не поливали начало вянуть. Вывод: Вода необходима для жизни растения.
Опыт№3 «Как температура воздуха влияет на жизнь растений?»
Цель: Учить сравнивать влияние изменения температуры на жизнь растений. Развивать интерес к исследовательской работе. Расширение кругозора. Может ли изменение температуры повлиять на жизнь растений? - Чтобы доказать что температура имеет влияние на жизнь растений, я предлагаю провести опыт. Посеянные семена мы накрываем пленкой и ставим на подоконник. Вывод: Чтобы растение было здоровым, нужно тепло. При низкой температуре растение погибает.
Опыт№4 «Влияние света на жизнь растения»
Цель: Учить устанавливать связь между фотосинтезом и ростом растений, делать умозаключения. Развивать интерес к исследовательской работе. Расширение кругозора. Почему комнатные цветы ставят на окно? Проведем опыт. Посеянные семена ставили на подоконник, через некоторое время появились ростки. Вывод: Для роста растений необходим солнечный свет.
Стихотворения
Наши чудо – помидоры, созревают, но нескоро.
И мы будем есть их вволю, посыпая крупной солью.
Угощать друзей, подруг, помидор наш лучший друг!
Помидоров нынче – море, детка, брось свои конфетки,
Старших, золотце, послушай и салатов больше кушай.
Много солнышка и света в них для нас вложило лето.
Позабудь про все «Мивины», кушай, детка, витамины!
***
Наш любимый помидор – это просто чудо-овощ,
Нам известен с давних пор, прибавляет всем здоровья.
Он растёт в полях на грядках, красный-красный, кисло-сладкий.
Мы зимой по нему тоскуем, ну, а осенью смакуем.
Консервируем и солим, чтобы после кушать вволю.
Таким образом - весь год, помидор к столу нас ждёт!
***
Любят дети сок томатный, кисло-сладкий и приятный.
В первых блюдах и в салатах, мы используем томаты.
Мир реально б обеднел, если б помидор не ел.
Наш бы стол скуднее стал, если б помидор не знал.
Вот поэтому томаты, людям дороги, ребята!
Загадки
Красный вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор,
Все зовут его: «Синьор»! (помидор)
Этот овощ быстро очень
Разгадаем между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растёт у всех на грядке.
Положи его на солнце.
Он дозреет у оконца,
Этот толстенький сеньор
Всем известный ... (Помидор)
Ярко-красные томаты,
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный ...!» (помидор)
Грядка наш родимый дом.
Мы на кустике растём.
Как в музее экспонаты,
На кусте красны. (томаты)
Они гроздьями висят
И на солнышко глядят,
Цветом словно светофор
Красный, жёлтый ... (помидор)
Рос весною, рос я летом.
Был зеленым, незаметным,
Твердым, мелким и невкусным
Потому - то был я грустным!
Но когда кончалось лето –
Стал я красного вдруг цвета,
Знают все, о чем тут спор.
Я – красавец …(помидор).
Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен (помидор).
Список источников:
1 . Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! М «Баласс», 2003 г.;
2. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы» Москва-Синтез, 2017 г.;
3. Воронцов В.В. комнатные растения. Новое руководство по уходу. - М.: ЗАО «Фитон +», 2000;
4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «ВАКА» 2005 г.;
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Интернет – ресурсы:
6. Технология и способы выращивания помидоров на подоконнике зимой- https://dachadecor.ru/ogorod/technologiya-i-sposobi-viraschivaniya-pomidorov-na-podokonnike-zimo
7. Энциклопедия технологий тайны выращивания помидор https://www.liveinternet.ru/users/4983302/post414226561/
Оказывается, помидор правильнее всего называть томатом.
Таким образом, по результатам проведённых исследований, мы можем
сделать вывод:
Помидор можно вырастить на подоконнике!
Сравнение с гипотезой – помидор можно вырастить на подоконнике, если создать
необходимые условия для роста и развития растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в первой младшей группе Познавательно - исследовательская деятельность. Занятие по лексической теме: «Овощи». Тема: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».
Интегрированное занятие в первой младшей группеПознавательно - исследовательская деятельность.Занятие по лексической теме: «Овощи».Тема: «Знакомство с овощами - огурец,помидор, капуста, перец»....
Познавательно-исследовательское занятие «Синьор-помидор»
Задачи: 1. Познакомить с родиной помидора. 2. Расширить знания о составе помидора, его пользе. 3. Систематизировать знания стадии развития помидора. 4. Развивать умение устанавлива...
Познавательно-исследовательский проект «СИНЬОР ПОМИДОР»
Проект по познавательно – исследовательской деятельности позволит предоставить детям возможность самостоятельно познавать окружающий мир, будет содействовать развитию творческой иссл...
Познавательно исследовательский проект Сеньор Помидор
Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию овощных культур.Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры ...
Познавательно- исследовательский проект «Как вырастить помидоры на подоконнике»
Познавательно- исследовательский проект «Как вырастить помидоры на подоконнике» Вид проекта: Долгосрочный, познавательно – исследовательскийТема исследования: «...
Познавательно - исследовательская деятельность. Образовательная ситуация: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец». Группа раннего возраста
Познавательно - исследовательская деятельность.Образовательная ситуация: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».Группа раннего возрастаВоспитатель: Койносова Е.С....