Конспект ООД по познавательному развитию «Знакомство с жанрами живописи».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Симонова Елена Владимировна

Конспект ООД по познавательному развитию "Знакомство с жанрами живописи" в старшей группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект ООД по познавательному развитию

в старшей группе «Изобретатели 1»

«Знакомство с жанрами живописи»

Воспитатель: Симонова Елена Владимировна

г. Пушкин, 2023 г.

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи

Интеграция образовательных областей: познание, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Используемые технологии: ИКТ, игровая.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт);

- познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.

- познакомить с новым жанром – анималистическим.

Развивающие:

- расширять кругозор, развивать речь детей.

- активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник- анималист, художник-живописец, экскурсия, экскурсовод)

Воспитательные:

- приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства;

- формирование художественного вкуса.

Предварительная подготовка: Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Утро в сосновом бору»; И. Левитан «Март»; Н. Ге «Портрет Николая Ге»; И.Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой»; Г. Кончаловского «Сирень в корзине».

Материалы: мольберты, предметные картинки на основе для составления пейзажа на мольбертах репродукции картин. Репродукции портретов: «Маргот танцует» П. П. Кончаловского, «Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы») В. И. Сурикова, «Портрет крестьянки в русском костюме» И. П. Аргунова, «Портрет Ф. Юсупова с бульдогом» В. А. Серова, «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге.

Репродукции картин художников анималистов.

Аудиозапись произведений: «Малагуэнья» И. Альбениса., отрывок Р.Шумана «Грезы»., Н.А. Римский –Корсаков «Океан-море синее».

Ход ООД:

Педагог: Ребята, посмотрите какой сегодня красивый вид из нашего окна. Посмотрите какая красота. Что вы видите? (ответы детей) кто скажет как называется эта картина за окном? (пейзаж). Да, это красивый пейзаж. Какое время года изображено на нашем пейзаже? Посмотрите в нашу подзорную трубу и скажите, что интересного вы увидели в этом пейзаже. (Дети смотрят и отвечают) А кто нарисовал нам такой красивый пейзаж за окном? (осень). Осень рисует свои пейзажи.

Педагог: А кто рисует для нас пейзажи?

Кто может краской и холстом

Рассказать всем обо всем.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очередное увлекательное путешествие. Мы продолжим знакомиться с жанрами живописи. Жанр живописи – это вид художественных произведений с определенными сюжетами, художественными образами, предаваемые художниками с помощью красок. Живописью мы называем произведения, созданные красками. Это уже знакомые нам акварель, гуашь, а также картины, написанные масляными красками.

Мы с вами отправимся в путешествие по картинам. А как называется место, где они хранятся?

Дети: Музей, картинная галерея.

Педагог: Правильно. Музей, это дом, где хранятся картины, но они не просто хранятся, они развешаны на стенах больших, светлых залов, куда могут приходить люди, чтобы полюбоваться картинами, увидеть в картинах красоту родной природы, эпизоды из жизни людей прошлого, портреты людей и многое другое. Посетители, которые пришли в музей, должны соблюдать несколько правил:

В музее все ходят «музейным» шагом,

Не топают ногами - ходят тихо,

Показывать на картины можно «музейным» жестом, а не пальцем,

В музее все должны соблюдать «музейную» тишину,

Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь,

Нельзя ничего трогать руками.

Давайте попробуем пройти «музейным» шагом, сделать «музейный» жест и создадим «музейную» тишину». (Дети выполняют задание.)

Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.

Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она – экскурсовод.

Экскурсоводом сегодня буду я и буду знакомить вас с экспонатами своего музея. Давайте пройдем в нашу картинную галерею и посмотрим какие пейзажи сегодня мы увидим. Вы тихо войдете в зал, самостоятельно походите около картин и внимательно их рассмотрите, а потом расскажете, про что эти картины. Когда музыка закончится, подойдите к стульчикам и сядьте.

Дети входят под тихо звучащую музыку в зал, подходят к стендам и рассматривают пейзажи. Через 2 минуты музыка замолкает.

Педагог: Что вы увидели? Как называются картины в нашей галерее? (ответы детей)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Многие художники рисуют родную природу: луга и леса, поля и реки, дожди и радугу. Так как называют художника, который пишет картины природы?

Дети: художник-пейзажист

Педагог: А картины, которые он пишет?

Дети: пейзажи.

Педагог: Французское слово «пейзаж» означает «природа».

Она становится как бы «героем» произведения. Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?

Дети: Медвежья семья в лесу.

Педагог: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая. В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в сторонку, он что-то увидел.

Педагог: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?

Дети: «Грачи прилетели»

Педагог: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость от предвкушения тепла и лета.

Педагог: посмотрите на пейзажи и скажите, какие виды пейзажей здесь расположены? ( Морской, природный, городской).

Что изображено на морском пейзаже? Почему этот пейзаж называется городским?

Педагог: А вы хотите научиться создавать пейзаж? Давайте представим, что мы – художники - пейзажисты.

Дидактическая игра: «Из чего состоит пейзаж»

Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях, частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

Педагог: Какая красота у нас получилась. Что мы с вами сейчас составляли? (пейзаж). Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.

Если видим на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем.

Педагог: Переходим к другим картинам. Догадайтесь, о каких картинах я буду рассказывать:

Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

В нарисованной картине это главное лицо.

Может, папа или мама, может, дедушка и я

Нарисованы в картине. Может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

Что красивая картина называется …!

Дети: Портрет!

Педагог: Портрет — это жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Давайте рассмотрим картины. Кого мы там видим?( разных людей (старик, мальчик, девочка танцует и т.д) Давайте рассмотрим картину Н. Ге «Портрет Николая Ге». Кого мы там видим?

Дети: Мальчика в кресле.

Педагог: Посмотрите внимательно, с какой нежностью нарисовал своего внука художник? Малыш сидит в кресле и, кажется, немного устал позировать. Ребенку ведь сложно долго сидеть в одной позе, ему наверняка хочется побегать, поиграть. Наверное, художнику пришлось рассказать интересные истории и сказки, чтобы внук посидел спокойно. Но ведь художнику нужно много времени, чтобы написать картину, мы можем понять по отстраненному взгляду мальчика, что он уже витает где-то в своих фантазиях, еще чуть-чуть и он задремлет. Художник передает в портрете и красоту человеческих эмоций, настроение людей.

Давайте посмотрим на другую картину. Сегодня я приготовила для вас картину (открывает). Посмотрите на нее и полюбуйтесь, а я включу музыку, она поможет нам понять, про что эта картина, о чем она напоминает. (Мелодия звучит 1—2 минуты.) Что же вам напомнила музыка? (Ответы детей.) Да, задорный испанский танец под кастаньеты. Композитор передал его звуками и ритмом. А что же увидел художник? Он увидел, как его шалунья и озорница дочка красиво и изящно танцует испанский танец.

Маргарита играла с мячиком, прыгала через скакалку, но вдруг услышала музыку и стала танцевать. Это увидела ее мама и нарядила дочку в свое шелковое синее платье с оборками на юбке и рукавах. Под платье надета пышная белая юбка. На шее повязан ярко-желтый платок. Какое красивое получилось сочетание цветов — холодного синего с ярко-желтым! Мама прикрепила к волосам девочки два цветка. Получилась очаровательная испанка!

Какое настроение у девочки? Посмотрите на ее лицо. (Ответы детей.) Да, веселое, озорное, лукавое, задорное: рот приоткрыт в улыбке, видны беленькие зубки. Большие карие глаза, весело поблескивая, смотрят прямо на нас. Волосы у девочки пышные, темно-каштановые. Расскажите, что делает девочка? (Ответы детей.) Верно, она танцует. Как вы догадались? Правильно, у нее поза танцующего человека: поднятые руки и ножка. А что это у нее в руках? (Ответы детей.) Погремушки, как кастаньеты у танцовщицы, отбивают ритм.

Динамическая пауза: Давайте вместе с девочкой потанцуем под веселую музыку.

Педагог: А сейчас мы познакомимся с новым жанром живописи. Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать дальше:

Если видишь на картине

Лес и мишек в том лесу,

Или зайца на опушке,

Или рыжую лису,

Зверя, рыбу или птицу,

Как на снимке фотографическом,

Знай, что жанр называют –

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.

Посмотрите на эти картины. Кто изображен на них? (животные). А вы знаете как называются художники, которые рисуют животных? Их называют анималисты. Это название происходит от слова «АНИМАЛ», что в переводе означает «живое существо», «животное».

Художники анималисты изучают характер, повадки и образ жизни животных. Они наблюдают за ними и в зоопарке, и в дикой природе и потом передают нам красоту живого мира. Герои этих картин животные, птицы, рыбы и все, что окружает нас в мире живой природы.

Педагог: Попробуйте угадать, о картинах я буду вам рассказывать дальше, в чем их красота:

Мы его составили, а потом рисуем –

Вазочку с цветами, скатерть голубую,

Книги, кисти, краски, даже бутерброд!

О работе скажем – это …..!

Дети: Натюрморт!

Педагог: Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Натюрморт яркий, нарядный. А вот ещё один натюрморт художника Петра Кончаловского «Сирень в корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая, голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года.

Педагог: Ну вот и завершается наша экскурсия в музей.

Назови жанры живописи которые мы видели.

Вспомни картины разных жанров.

Что такое портрет?

Что такое пейзаж,

Что такое натюрморт?

Кто такой художник анималист?

Чем жанры отличаются друг от друга?

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра: «Какой рисунок лишний»

Цель: Закрепить знания о жанре .

Педагог: Посмотрите, что на этом столе, что это? Это раскраска городского пейзажа. Давайте вместе раскрасим его как настоящие живописцы.

Дети начинают рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в подготовительно к школе группе.

Цели: закреплять знания детей о строении растения;закреплять знания детей о потребности растений во влаге, тепле, свете и т. д.Дать детям знания о способах размножения растений;формировать умение...

Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с матрешкой" младшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с матрешкой" младшая группаМДОУ «Детский сад «Улыбка»Московская область Серпуховский муниципальный район 2017г.Занятие по познавательному разви...

конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с профессией - врач" в младшей группе

Данный материал поможет воспитателям детских садов познакомить маленьких воспитанников в увлекательной форме с профессией врач....

Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"

На занятии дети смогут познакомится с убранством русской избы, узнать назначение и способ использования некоторых предметов утвари, обогатить словарь новыми словами......

Конспект ООД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"

Организованная образовательная деятельность по теме «Знакомство с русской избой» проводится с детьми старшей группы. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие&raqu...