Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с водоемами родного края и их обитателями».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство с водоемами р. п. Шербакуль и их обитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Знакомство с водоемами родного края и их обитателями». | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с водоемами родного края и их обитателями».
Тема: Знакомство с водоемами родного края и их обитателями.
Занятие разработано для детей старшей группы (5 -6 лет).
Цель: Сформировать представления о водоемах родного края и их обитателях.
Задачи:
Обучающие: Познакомить с озерами Шербакульского района. Расширять у детей представления о водных обитателях - рыбах, птицах,. Развивающие: Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, устанавливать психологические контакты со сверстниками для достижения общей цели.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному краю, любовь к природе, бережное отношение к водным ресурсам.
Материалы и оборудование: Иллюстрационный материал (презентация озера Шербакульского района). Фломастеры, альбомные листы на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: (Показывает глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите внимательно на глобус. Что мы можем увидеть на нем? (разные цвета). Зеленым цветом обозначены равнины, где растет трава, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
«Из космоса наша планета видится голубой. Почему? Как изображена на глобусе вода? Тоненькие линии — это реки, небольшие синие пятнышки — озера, большие — моря и океаны. Жизнь есть только там, где есть вода! Как вы думаете, чего больше на планете - суши или воды.
3.Формулировка проблемы: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде) Да. Мы уже многое знаем об этом веществе. Скажите, может ли природа обходиться без воды?
Воспитатель: - Кто мне скажет, как называется наша страна? (Россия) А как называется наш поселок? (Шербакуль). Верно, наш поселок называется Шербакуль, он находится на территории Омской области, где множество рек и озер. А вы знаете, сколько у нас в Шербакуле озер и как они называются? (ответы детей).
А сейчас ребята мы с вами отправимся в путешествие по озерам нашего района. Главное чудо нашего поселка – это пять озер расположенных на территории Шербакульского района. Наши озера – это наша местная святыня, тесно связанная с историей края, его прошлым, настоящим и будущим. По легенде, наш поселок, получил свое название по названию озера Шербакты. Если перевести название поселка, то получится - Шербакуль – край озер или огороженное озерами. И это действительно так. Путнику, следующему по трассе Омск – Екатеринославка, среди лесов и полей встречается пять равноудаленных друг от друга озер.
Строки о наших озерах простилаются нитью в стихах местных авторов: Под небом ясным, ярко – синим,
В краю озер, березовых лесов,
Мой Шербакуль – ты часть России.
Рожден трудами дедов и отцов. (Леонид Евсеев)
Показ слайдов (В ходе показа слайдов воспитатель рассказывает об озерах, их название.)
2 слайд: Озеро Шербакульское (Местное, Шербакты)
3 слайд: озеро Бол. Ащикуль (Щегуль) Ближайшее место отдыха жителей шебаркуля.
4 слайд: Озеро «Сухое»
5 слайд: Озеро «Жалтырь»
Воспитатель: А сейчас давайте поговорим об обитателях озер. Ведь подводный мир богат и разнообразен. Ребята, а каких обитателей знаете вы?
Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.
Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов: лягушки.
Лягушки. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.
Воспитатель: Многие наши озера загрязнены, отдыхающие, разводят костры, а уходя, оставляют мусор, бутылки, консервные банки. Моют машины в воду, попадает масло, бензин. Как вы думаете это хорошо или плохо? Сейчас мы проведем опыт.
Опыт:
В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее бензин, масло . Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)
- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)
- Как можно очистить водоем? (Ответы детей)
В наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её.
Водоемы нужно охранять, оберегать. Сейчас посмотрим слайды и запомним правила поведения у водоемов. (слайды с 5 – 8).
Практическая работа в микро группах со знаками. Выводы и рекомендации по применению знаков.
- Предлагаю взять фломастеры и нарисовать для людей знаки, которые бы призывали нас бережно относиться к озерам, и показывали что не следует делать вблизи озер. (Дети на листочках с помощью фломастеров рисуют знаки поведения у водоемов).
Спасибо, ребята, за такие красивые знаки, мы их повесим у нас в группе, и всегда будем помнить о том, как правильно себя вести на озерах, будем следить за чистотой наших водоемов.
Рефлексия:
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С РОДИТЕЛЯМИ «Знатоки растительности родного края»
Деловая игра выявляет и расширяет знания родителей о природе родного края....
Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Водоёмы Владимирского края и их обитатели»
Программное содержаниеПознакомить детей с водоёмами нашей области и их обитателями. Обучение детей умению устанавливать рыб по внешнему виду с помощью рисунков и фотографий.Развивать у вос...
Экологическое развлечение "Водоемы родного края" (ЕАО) для средней и подготовительной группы
Цели:- развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире;- формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы;- воспитывать культуру поведения в природе и бере...
Водоемы родного края, их обитатели.
Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о видах водоемов (озера, реки, пруды), дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприя...
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Водоемы родного края" (Природное окружение)
Мы живем в Карелии! Это край озер, рек и болот. Чаще мы знакомим с реками и озерами, но не уделяем внимание на болота. А болота - это кладезь пресной воды, разнообразный животный и растительный мир. П...
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...