Конспект совместной деятельности детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:«Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухотина Наталья Васильевна

Совместная деятельность детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:  «Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»

Цель: формирование у детей элементарных навыков ресурсосбережения: представлений о сортировке мусора, о возможности его вторичного использования.                                            

Задачи:

- инициировать и поддерживать  проявление инициативы и самостоятельности в ходе исследовательской и продуктивной деятельности;

- побуждать  исследовательские действия детей к выявлению сходства и различия между объектами исследования на основе разных признаков;

- поддерживать стремление детей к выбору способов действия с предложенным материалом, высказыванию своего мнения;

- создавать ситуации коммуницирования и поддерживать взаимодействие сверстников в ходе исследовательской и продуктивной деятельности;

- поощрять стремление беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s_detmi.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 « Малышок» г.Енисейска Красноярского края

Конспект совместной деятельности детей и педагога

познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:

«Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»

Сухотина Наталья Васильевна,

воспитатель

г. Енисейск

Пояснительная записка

Совместная деятельность детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему: «Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»

Цель: формирование у детей элементарных навыков ресурсосбережения: представлений о сортировке мусора, о возможности его вторичного использования.

Задачи:

- инициировать и поддерживать проявление инициативы и самостоятельности в ходе исследовательской и продуктивной деятельности;

- побуждать исследовательские действия детей к выявлению сходства и различия между объектами исследования на основе разных признаков;

- поддерживать стремление детей к выбору способов действия с предложенным материалом, высказыванию своего мнения;

- создавать ситуации коммуницирования и поддерживать взаимодействие сверстников в ходе исследовательской и продуктивной деятельности;

- поощрять стремление беречь природу.

Оборудование и материалы: столы, емкости под мусор, мешок с мусором: пустые коробки и пластиковые бутылки разных форм и размеров; втулки; журналы; обрезки от аппликации (бумага, картон, фольга); кусочки ткани и ниток; крышки и колпачки, обрезки резины и т.д.; лабораторные принадлежности: лупы, пинцеты, халаты, колпачки, перчатки, тара и т.д.; ножницы, кисти, клей.

Предварительная работа: беседы на экологические темы, рассматривание плакатов, иллюстраций, просмотр видеоролика на тему «Мусор - враг природы!», виртуальная экскурсия на завод по переработке мусора, чтение художественной литературы по теме исследования, запуск и проведение акции «Нужное из ненужного!» во всех группах ДОУ, наблюдение на прогулке за машиной по вывозу мусора.

Предполагаемый результат:

- дети способны сортировать бытовые отходы по разным признакам, понимают важность этих действий, получили представления о возможностях вторичного использования отходов.

Предполагаемая деятельность основывается на содержании основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Представленный конспект соответствует педагогическим принципам:

- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослого;

-принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-принцип возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов и приемов используемых в занятии)

- принцип психологической комфортности.

Для достижения цели занятия, были использованы следующие методы и приемы:

-словесный метод (беседа - сопровождение, вопросы открытого типа (проблемного, уточняющего характера), формулировка вывода)

- наглядно - практический метод (показ примера действия)

-практический метод (изучение материала в «лаборатории», изготовление продукта в « мастерской»)

- использование проблемных ситуаций

- прием эмоциональной заинтересованности (просьба о помощи младших воспитанников)

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены представлениями из нескольких образовательных областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

-социально - коммуникативное развитие (приветствие, взаимодействие детей друг с другом в ходе занятия)

- физическое развитие (развитие мелкой моторики пальцев рук в ходе работы с материалами и инструментами)

-познавательное развитие (поиск решений в ходе работы в «лаборатории» и «мастерской»)

- речевое развитие (речевые обороты в формате «выводы», «рассуждение»)

- художественно - эстетическое развитие (выполнение творческих работ)

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности

Деятельность педагога

Деятельность (активность) детей

Результаты

1.Психологический настрой

Создать эмоционально - положительную атмосферу на предстоящую совместную деятельность.

Социо-игровой прием - приветствие.

Педагог создает атмосферу доброжелательности через общее приветствие.

Дети эмоционально откликаются на действия педагога.

Создана благоприятная атмосфера, дети направлены друг на друга.

2.Вводно-организационный

3.Мотивационно-побудительный

4. Актуализация

Обозначить тему деятельности

Создать проблемную ситуацию, мотивирующую детей на дальнейшую деятельность.

Актуализировать представления детей о переработке и утилизации мусора.

Сюрпризный момент - в группу приходят младшие дети с пакетом и просьбой о помощи в сортировке мусора для акции. Словесный - беседа, вопросы открытого типа; создание проблемной ситуации, принятия решения. Наглядный - рассматривание содержимого пакета.

Педагог задает вопросы уточняющего характера. Обращает внимание на содержание пакета. Побуждает к принятию детьми решения и дальнейшим действиям.

Дети отвечают на вопросы, уточняют друг у друга мнение по теме вопроса, дискутируют. Откликаются на действия педагога, предлагают свои версии.

Дети обращены к своему опыту, создана рабочая атмосфера для дальнейшей деятельности.

5. Практическая работа.

Создать условия для детского исследования предметов по разным признакам. Поддерживать самостоятельное взаимодействие со сверстниками в исследовательской и продуктивной деятельности. Побуждать к дискуссии, высказыванию своего мнения.

Словесные приемы привлечения внимания, удержание паузы, изменение тональности и темпа голоса. Выясняющие, уточняющие вопросы, вопросы проблемного характера.

Наглядные - показ действия. Создание проблемных ситуаций для самостоятельного поиска детьми решений.

С помощью уточняющих, выясняющих, проблемных вопросов, подводит к осознанному выбору деятельности с материалами и оборудованием. Обращает внимание детей на деятельность друг друга, поощряет неординарные высказывания, умозаключения, выводы детей, интересный способ выполнения творческой работы, помощь друг другу.

Дети делают выбор «куда им идти работать», исследуют материалы визуально, тактильно и с помощью оборудования, имеющегося в «лаборатории», по собственному замыслу, контактируют друг с другом. Проявляют самостоятельность и инициативу в поиске новых способов действия и решений.

Дети включились в практическую деятельность, рассуждают, отстаивают свою точку зрения. Самостоятельно взаимодействуют со сверстниками в рамках собственной деятельности. Дети нашли новые творческие решения и приобрели новый опыт.

6.Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Формировать предпосылки рефлексии, элементарные навыки само- и взаимооценки

Вопросы открытого типа, вопросы-уточнения

Педагог задает уточняющие, выясняющие вопросы, направляющие детей на рассуждения по поводу результата их деятельности.

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к состоявшейся деятельности.

Дети оценили свои действия и результат: получилось - не получилось»

Сценарный план мероприятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Приветствие: «Если скажем раз, два, три – значит, быстро к нам беги! Утро весело начнем, всех ребят в круг соберем! Побеседуем, расскажем, как живем, мы всем расскажем. Хором громко не кричать, и друг друга уважать! Мы хотим узнать, понять, начинаем рассуждать...». В процессе произнесения приветствия в общий круг постепенно включаются все дети.

2.Вводнол-организационный

3.Мотивационно-побудительный этап

4. Актуализация

Воспитатель: предлагает присесть на ковер и пообщаться:

- кто из вас может напомнить правила приятного общения в нашей группе (высказывания детей)

- какой проект мы с вами реализуем (в каком проекте работаем), что является темой нашего проекта? (высказывания детей)

-что мы с вами уже узнали про мусор? (высказывания детей).

- на какие вопросы мы еще не нашли ответ? ( высказывания детей). Вчера мы с вами договорились, что сегодня попробуем ответить на вопросы: «Что на заводах делают с мусором?» и «А дети могут сами сделать из мусора, ну не знаю что?».

Сюрпризный момент (стук в дверь, заходят воспитанники старшей группы и их воспитатель с большим пакетом).

Приветствуют друг друга.

Гости: «Мы узнали, что вы собираете ненужные и сломанные вещи и что-то с ними делаете, поэтому пришли к вам, потому что сами не знаем, что с этим делать и можем все это только выкинуть в мусор. А вам это может пригодится?!» (отдают пакет с мусором).

Воспитатель: посмотрим, что все-таки есть, в этом пакете? (дети достают из пакета старые журналы, фантики, остатки от аппликаций, обрезки тканей и ниток, пустые коробки, бутылки разных форм и размеров и т.д.)

Воспитатель: - как можно одним словом назвать все это? (высказывания детей).

- как вы думаете, для чего мусор нужно исследовать, изучать? (высказывания детей).

- мы с вами сможем исследовать этот мусор? Где мы это можем сделать? (высказывания детей).

- что еще можно со всем этим сделать? (высказывания детей).

- для того чтобы нам приступить к работе, нужно определить, кто и где сегодня будет работать.

- Итак, предлагаю занять свои рабочие места.

5. Практическая работа.

Воспитатель: что делают с мусором на заводах перед тем как он отправляется на переработку,? (высказывания детей) Я с вами согласна, его изучают, исследуют по определенным признакам, а потом сортируют и делят по группам. Для этого в нашей лаборатории есть необходимые инструменты и емкости под различный тип мусора.

Обращаясь к детям, которые решили исследовать мусор: что нам нужно сделать в первую очередь, чтобы приступить к работе в лаборатории? (высказывания детей) Если все согласны, предлагаю подготовиться: надеть фартуки, перчатки, шапочки.

Если нет вопросов, то можете приступать к работе, а если затруднения все-таки возникают, предлагаю выносить их на общее обсуждение, согласны? (высказывания детей)

В мастерской (если дети выбрали этот вид деятельности): мастера, вам уже поступил материал, который отслужил по своему прямому назначению. Но мы не будем его сразу выбрасывать, а попробуем дать ему «вторую жизнь». Что мы имеем? (высказывания детей ). Как вы думаете, что можно из этого сделать? (предложения детей). Ну что, предлагаю попробовать. Но для начала повторим правила безопасности при работе с ножницами (мнения детей). Воспитатель наблюдает, какие варианты будут предлагать дети, в случае затруднения предложит ненавязчиво свой вариант «перерождения» какой- либо вещи, в ходе деятельности обращает внимание на безопасное действие с режущими инструментами.

Идет исследовательская и продуктивная деятельность, в ходе которой воспитатель поддерживает эмоциональный настрой детей, направляет их деятельность с помощью вопросов выясняющего и проблемного характера, обращает внимание детей на интересные пути решения задач их сверстниками, создает проблемные ситуации, стимулируя интерес детей к дальнейшей деятельности, в сложных ситуациях выбора старается перенаправлять за помощью к сверстникам, помогает советом, Воспитатель не дает конкретных установок и готовых решений, а создает условия для их поиска, например, при появлении затруднительной ситуации, воспитатель предлагает вынести решение на общий совет, обсуждение, с обязательной фиксацией вывода. Так, если вопрос не раскрыт, или раскрыт не полностью, воспитатель предлагает внести этот вопрос в модель трех вопросов, в раздел «что хотим узнать» для дальнейшего поиска в информационных источниках и других видах деятельности, делая на этом эмоциональный акцент.

В ходе деятельности возможен переход детей из лаборатории в мастерскую и наоборот, но при этом воспитатель создает ситуации речевой фиксации ребенком результата предыдущей деятельности и цели планируемой.

6. Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Воспитатель: предлагаю посетить рабочие места друг друга и послушать выводы ребят о проделанной работе. Итак, лаборанты, чем вы сегодня занимались? (высказывания детей) Предлагаю пронаблюдать, как вы рассортировали мусор (рассуждения, высказывания детей). Что вам больше всего понравилось сегодня в работе? А кому можно рассказать об этом? (высказывания детей). А на какой вопрос мы смогли получить ответ? Предлагаю отметить его в нашей модели. А какие вопросы появились у нас в ходе работы? Так же предлагаю внести их в нашу модель для дальнейшего изучения (возможные предложения детей).

Теперь я предлагаю всем пройти в мастерскую и посмотреть, что же изготовили наши мастера сегодня. Итак, мастера, расскажите, что вы сегодня делали в мастерской? А из чего? А кому об этом можно рассказать, а что с этим можно сделать? (высказывания и предложения детей)

Ребята, возникли ли у вас новые вопросы о мусоре? А на какой вопрос мы смогли найти ответ сегодня? (высказывания детей). Давайте отметим в нашей модели, какие задачи мы сегодня решили. И над чем нам еще нужно будет поработать.

Ребята, как выдумаете нам нужно рассказать и показать ребятам из старшей группы, что у нас сегодня получилось? А для чего? (высказывания и предложения детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Методическая разработка Конспект совместная деятельность с детьми Тематический досуг «Деревенский дворик» в рамках проекта «Домашние животные»

Закрепление знаний о домашних животных , акетивизировать словарь детей, развивать разговорную речь, учить подражать голосам животных. Воспитывать любовь к животным,заботливое отношение и желание ухажи...

План - конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках проекта «Откуда хлеб пришёл?»

В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с темой занятия "Откуда хлеб пришёл?"...

Мастер-класс «Рецепты старого Саратова» создание шоколадных конфет по рецепту шоколадной фабрики семейства Миллер в рамках информационно - исследовательского проекта «Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»

Мастер-класс по кулинарии — нестандартное мероприятие, которое заинтересует детей любого возраста. При его подготовке нужно продумать много деталей: интересная тематика и доступные рецепты, увле...