Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет. ( проект)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет.
Актуальность темы:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога –не пресекать эту деятельность, а наоборот,активно поощрять.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики.Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир,заложена генетически. Задача взрослых лишь в том,чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи.Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы моей группы.
Цель проекта: научить ребенка познавать объект в ходе практической деятельности с ним.
В ходе реализации проекта мною решаются следующие задачи:
:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка младшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность я распределила по направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов местной природно-климатической зоны, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разработала модель обучения детей организации экспериментирования.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности | |
Мотивация деятельности | - создание развивающей среды; - проблемные ситуации; | Устойчивый интерес | |
- интрига и сюрпризные моменты | Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога | ||
1 этап | Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы | - наводящие вопросы; - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям; | |
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве. | Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов. | ||
2 этап | Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент. | - проблемные вопросы; - пополнение уголка новыми материалами и предметами; | |
- приемы межличностного общения и сотрудничества | Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия | ||
- работа воспитателя по указанию целей; - допущение неточности в действиях воспитателя; | |||
3 этап | Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно | - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента; | |
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений |
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Предполагаемый результат: Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволят познать их свойства, качества, возможности, пробудят любознательность, желание узнать больше, обогатят воображение яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Срок реализации проекта: 1 год.
С целью успешной реализации данного проекта мной было разработано перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности(НОД) по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
- экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
- познавательная деятельность с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Примерный алгоритм проведения экспериментальной деятельности:
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа ,вида и тематики экспериментальной деятельности
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах ( фотографии, , рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура экспериментальной деятельности:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Организация уголка экспериментирования в группе:
1. Место для выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
Приборы и оборудование для уголка экспериментирования:
1.Лупы, зеркала, термометры, , веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, , мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки
8. Пух и перья.
10. Полиэтиленовые пакетики.
11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов
12. Спилы дерева.
13. Вата, синтепон.
14.. Киндер-сюрпризы
.15. Вода и пищевые красители.
16. Бумага разных сортов.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и Т.Д.).3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).4. О способах исследования объекта.5. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытов и экспериментов:
Сентябрь
1.«Узнаем, какая вода»Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества)
2.. «Игры с веерами и султанчиками»Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер
3. «Поиграем с солнышком»Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1.«Чудесный мешочек»Цель: познакомить с органами чувств и их назначением
.2. «Поиграем с ветерком»Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы
.4. «Почему осенью бывает грязно»Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1.«Волшебные дощечки»Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности
.2 . «Легкий - тяжелый»Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу
.3. «Найди по звуку»Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо-холодно»Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. « Игры с соломинкой»Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1.«Изготовление цветных льдинок»Цель: познакомить с одним из свойств воды
.2. «Мороз и снег»Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. «Плавает-тонет»Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука» Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства»Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)
.4. «Что в пакете»Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку»Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
5.. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
6. В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №74 «Семицветик», г. Смоленск.
Проект
«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду с детьми средней группы».
Воспитатель: Кириллова Т.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект опытно - экспериментальная деятельность в детском саду
СОДЕРЖАНИЕ1. Технологическая карта проекта32. Основные понятия53. Этапы реализации проекта6...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
Роль теарализованной деятельности в тречевом развитии дошкольников....
Театральная деятельность в детском саду с детьми с ОНР
Предлагаю Вашему вниманию статья по театральной деятельности в средней гру...
Приложение к презентации ПРОЕКТ «Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-7 лет»
Приложение к презентации "Проект «Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-7 лет»...
Презентация "ПРОЕКТ «Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-7 лет»
В Презентации представлен проект «Театрализованная деятельность в детском саду с детьми 5-7 лет»Проект:- творческий, игровой- групповой- средней продолжительности.Сроки реализац...
Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду с детьми ЗПР
материал включает в себя теоретический и практический материал (игры подвижные и малоподвижные)....
Конспект образовательной деятельности «Волшебники детского сада» с детьми подготовительной к школе группы
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о педагогических профессиях детского сада, об их трудовых действиях.Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить детей играть в развивающи...