«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Роль теарализованной деятельности в тречевом развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 155.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка - детский сад № 233»
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
Автор воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр – детский сад № 233»
Турбина А.А.
Краснодар, 2017г.
В настоящее время современные дошкольные организации ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка:
- дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир и прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Новизна опыта «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие», заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюдов, соответствуют единой теме - развитию речи ребенка.
Актуальность: Совместная творческая театрализованная деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста.
Цель:
- Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность;
- Реализация новых форм общения с детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Задачи и методы:
- последовательное знакомство с разными видами театра;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью, интонациями;
- научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять;
- поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада (Совершенствование артистических навыков детей);
- продолжать знакомить детей с традициями и культурой народов Кубани;
- раскрытие таланта каждого ребенка.
Моя работа составлена с учетом взаимодействия всех 5 образовательных областей:
- «ОО Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
- «ОО Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
- «ОО Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов Кубани, что служит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
- «ОО Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
- «ОО Социализация», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция, речь.
Методологическая основа.
В нашем детском саду совместно с музыкальными руководителями и другими педагогами ДОО, ведется планомерная работа по развитию театрализации:
- на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника;
- на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми;
- на успешную социализацию в современном мире.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам:
- с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии,
- учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
- Дети становятся более раскрепощенными, общительными;
- они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично,
- тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В работе с детьми использую следующие формы и методы:
- Чтение и совместный анализ сказок.
- Проигрывание отрывка из сказок.
- Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием мультимедийного оборудования (презентации).
- Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
- Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Работа по театрализованной деятельности в первой младшей ведется следующим образом:
- Театрализованные представления (ведущая роль взрослого).
- Инсценирование песен.
В младшем возрасте дети последовательно знакомятся с различными видами театра, основами актерского мастерства.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут.
Я обучаю детей некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, используем потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, я раздаю детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу.
В средней группе:
- разыгрываем несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- используем в театрализованных играх образные игрушки и би-ба-бо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер – сюрпризов.
Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. В работе я использую обучающие упражнения типа «Представь себя маленьким котенком и расскажи о себе».
В старшей группе, использую разные видов театров:
- теневой
- пальчиковый
- настольный
- кукольный театр
- Постановка спектаклей;
- Инсценирование сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.
- Театрализованные игры:
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, я в свою очередь учу их самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.
Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
В подготовительной к школе группе дети развивают творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку.
Имитационным движениям обучаем на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастике, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.
У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.
Для лучшего понимания литературного произведения, я использую прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы.
При рассматривании иллюстраций в книге уделяем внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаю этюды на разыгрывание сюжетов: «Лето» «Гроза», «Щенок».
Дети выполняют различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.
Я использую Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
Использую Метод обратной связи, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Для достижения поставленной цели, особо актуальным является создание насыщенной развивающей среды в группе. В связи с этим, мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:
- ТСО, наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).
- Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).
- Различные виды театров:
- Пальчиковый театр представлен куклами – головками. А также у нас имеется большая картотека пальчиковых игр, методического материала и аудио записей пальчиковых игр с музыкальным сопровождением.
- Театр би-ба-бо. Куклы этого театра нам помогли создать наши родители (мамы связали из шерстяных ниток нам персонажей).
- Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).
- Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывали из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.
- Театр на фланелеграфе.
- Театр из ложек. Герои сказок сделаны из ложек.
- Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажи и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.
- Театр из магнитиков.
- Театр из прищепок.
- Настольный театр.
Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
Работа с родителями.
Успешность моей работы во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогают театральные встречи, где родители становятся активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях. Ежегодно в нашем детском саду проводится мероприятие «Панорама добрых дел», которое подводит итог о проделанной работе.
Основные формы работы с родителями:
- совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования;
- Родители помогают украшать группы и залы, где живут и воспитываются наши дети;
- Шьют костюмы и изготавливают атрибуты для спектаклей и игр.
Проведённый мониторинг позволил убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей дошкольного возраста. Если на начало года уровень развития детей был:
высокий | средний | низкий | |
Начало года | 3 человека | 21 человек | 5 человек |
Конец года | 8 человек | 20 человек | 1 человек |
В настоящее время более 85 % детей и родителей принимают активное участие в моей работе.
Ожидаемые результаты реализации опыта.
С уверенностью можно сказать, что проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание, они умеют:
- Запоминать и описывать героев;
- Сочинять этюды по сказкам;
- Строить простейший диалог;
- Распределять между собой обязанности и роли;
- Использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения);
- Имеют представление об разных видах театра;
- Умеют придумывать разные сказки, рассказы;
- Имеют представления о традициях, культуре народов Кубани;
- У них развита речь: чёткая дикция, применяют чистоговорки, скороговорки.
Сроки и этапы реализации опыта работы
В течение 5 лет с 2012 - 2017г.г.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
2012 – 2013г.г. | ||
1. | Изучение литературы и методических пособий по музыкотерапии. | в течение года |
2. | Анализ развивающей среды в группе. | сентябрь |
3. | Анкетирование родителей воспитанников, с целью выявления заинтересованности по данной проблеме. | октябрь |
4. | Разработка алгоритма использования методов и приемов музыкотерапии. | ноябрь |
5. | Приобретение методических пособий и материалов по музыкотерапии. | в течение года |
6. | Разучивание разных потешек, игр с детьми, показ для детей театрализованных представлений. | в течение года |
2013-2014г.г. | ||
1. | Оформление картотеки дидактических игр и упражнений. | апрель |
2. | Оформление уголка в группе «Театр в жизни ребёнка» Изготовление разных видов театра. | май |
3. | Сбор фото и видеоматериалов | в течение года |
4. | Совместное с родителями и педагогами изготовление атрибутов к праздникам и развлечениям. | в течение года |
5. | Подготовка и проведение консультаций для педагогов и родителей «Театрализованная деятельность - как средство развития речи». | Май |
6. | Подготовка презентаций для детей, родителей и педагогов по теме. | в течение года |
7. | Постановка сказок для детей. | в течение года |
2014 – 2015г.г. | ||
1. | «Мастер-класс» для педагогов ДОУ «Формы и методы театрализованной деятельности. Знакомство с разными видами театра». | сентябрь |
2. | Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. | в течение года |
3. | Изготовление разных видов театра. | в течение года |
4. | Опубликование материала из опыта работы: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие» в СМИ. | в течение года |
5. | Участие в разных конкурсах ДОО. | в течение года |
6. | Постановка несложных представлений по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); | в течение года |
7. | Изготовление пальчикового театра, би-ба-бо, и др. | февраль |
2015 – 2016г.г. | ||
1. | Оформление картотеки сюжетно-ролевых игр. | в течение года |
2. | Сбор материла для опыта. | |
3. | Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей. | в течение года |
4. | Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме. | в течение года |
5. | Разыгрывание и инсценировка этических сказок и басен. | в течение года |
Обобщающий этап. 2016 – 2017 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Показ непосредственно-образовательной деятельности для педагогов и родителей с использованием театрализованной деятельности. | в течение года |
2. | Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей. | в течение года |
3. | Участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях. | в течение года |
4. | Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме. | в течение года |
5. | Анализ работы по теме: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие» | май |
6. | Опубликование материала из опыта работы: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие». | в течение года |
7. | Оформление опыта: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие». | июнь |
Дети – будущее нашей страны, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. Надеюсь, наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
Рекомендации для педагогов...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...
Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...
ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация театрализованной деятельности в детском саду,как одно из напрвлений формирования творческих и речевых способностей детей»
Сроки: с ______________ по _____________ 20____г..Исполнители: старший воспитатель Фролова Е.В.ЗадачиИзучить условия, созданные в группах для развития творческих способностей детей в театр...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.
Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...