Проект опытно - экспериментальная деятельность в детском саду
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
| Технологическая карта проекта | 3 |
2. |
| Основные понятия | 5 |
3. |
| Этапы реализации проекта | 6 |
| 3.1. | Организационно – диагностический этап проекта | 7 |
| 3.1.1. | Диагностика исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования | 7 |
| 3.1.2. | Результаты мониторинга на начало учебного года | 12 |
| 3.2. | Формирующий этап проекта | 14 |
| 3.2.1. | Модель содержания работы по опытно – экспериментальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей программы |
14 |
| 3.2.2. | Модель обучения детей организации экспериментирования | 15 |
| 3.2.3. | Структура экспериментальной деятельности | 16 |
| 3.2.4. | Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности |
17 |
| 3.3. | Заключительный этап проекта | 29 |
| 3.3.1. | Результаты мониторинга на конец учебного года | 29 |
| 3.3.2. 3.3.3. | Сравнительный анализ результатов мониторинга. Перспективы | 30 31 |
4. |
| Список используемой литературы | 32 |
|
| Приложения |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ds.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Долгосрочный проект
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
воспитателя старшей группы
Тарасовой Галины Николаевны
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта проекта | 3 | ||
Основные понятия | 5 | ||
Этапы реализации проекта | 6 | ||
Организационно – диагностический этап проекта | 7 | ||
Диагностика исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования | 7 | ||
Результаты мониторинга на начало учебного года | 12 | ||
Формирующий этап проекта | 14 | ||
Модель содержания работы по опытно – экспериментальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей программы | 14 | ||
Модель обучения детей организации экспериментирования | 15 | ||
Структура экспериментальной деятельности | 16 | ||
Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности | 17 | ||
Заключительный этап проекта | 29 | ||
Результаты мониторинга на конец учебного года | 29 | ||
Сравнительный анализ результатов мониторинга. Перспективы | 30 31 | ||
Список используемой литературы | 32 | ||
Приложения |
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
№ | Параметры | Содержание |
1 | Тема | Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. |
2 | Исполнители | Воспитатели, дети, родители. |
3 | Продолжительность | Сентябрь – апрель |
4 | Раздел программы | Развитие сенсорной культуры. ( Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.) Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область «Познание» |
5 | Тематическое поле | Окружающий мир, мир природы, рукотворный мир. |
6 | Актуальность | В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. |
7 | Проблема | В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. |
8 | Принципы |
|
9 | Методы и подходы | Методы: анализ научной и методической литературы. Подходы: комплексный и системный. |
10 | Цель | Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. |
11 | Задачи |
|
12 | Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно – диагностический; 2 этап – формирующий; 3 этап – заключительный. |
13 | Ожидаемый результат | 1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; 3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; 5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы. |
14 | Новизна | Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы. |
15 | Практическая значимость | Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ. |
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.
Мониторинг – система организации сбора, хранения и обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.
Познавательная деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями.
Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Формы работы | Содержание деятельности |
1.Организационно – диагностический | 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Мониторинг на начало учебного года 3.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. 4. Организация предметно – развивающей среды. | 1.1. Определение актуальности, проблемы, цели. 2.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. 4.1. Создание условий для детского экспериментирования.
|
2.Формирующий | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
| 1.1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки») 1.2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов. 1.3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
|
3.Заключительный |
| 1.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года
|
- Организационно-диагностический этап проекта
- Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
№ | Что исследуется, изучается | Содержание диагностической ситуации | Критерии оценки |
1 | Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. | «Что мне интересно?» Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу. |
2 | Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми. | «Что нам интересно?» Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу. |
3 | Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде. | «Кораблекрушение» Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска. Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему. | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя. |
4 | Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде. | «Перевертыши» 1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума. Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой. | 3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования, 2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему. 1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем. |
2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия). Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия. | ||
3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу? | 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. | ||
5 | Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. | «Сахар» Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?». Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?» | 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. |
6 | Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью. | Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось? | 3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого. 1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними. |
Критерии, уровни усвоения программы
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
- Результаты мониторинга на начало учебного года (сентябрь 2014)
Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:
С высоким уровнем развития – 19% (4) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним – 62% (13) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С низким уровнем развития – 19% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
- Формирующий этап проекта
- Модель содержания работы по опытно – экспериментальной деятельности с учётом интеграции образовательных областей программы
Области | Интеграция с другими областями | Содержание образовательной области |
Познание Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе. Социализация Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. | Коммуникация | Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов) |
Чтение художественной литературы | Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы. | |
Здоровье | Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни | |
Труд | Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнение трудовых действий. | |
Безопасность | Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. | |
Музыка | Расширять кругозор в части музыкального искусства | |
Художественное творчество | Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов. |
3.2.2.Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности | |
Мотивация деятельности | - создание развивающей среды; проблемные ситуации; - интрига и сюрпризные моменты. | Устойчивый интерес | |
1 этап | Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы | - наводящие вопросы; -уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям; - предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве | Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога |
2 этап | Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент | - проблемные вопросы; -пополнение уголка новыми материалами и предметами; - приемы межличностного общения и сотрудничества | Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов |
3 этап | Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно. | - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента; - разработка совместно с детьми условных графических обозначений. | Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия |
3.2.3. Структура экспериментальной деятельности
3.2.4. Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности
Сентябрь | ||||
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
3 неделя | Экспериментирование с песком и глиной. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке. | Тема: песок, глина – наши помощники. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. | Дети называют сходства и различия между песком и глиной. Вывод: песок сыпется, а глина нет. |
4 неделя | Экспериментирование с песком. Образовательная ситуация Строительные игры | Тема: Песочные часы. Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами. Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество. | Вывод: песок может двигаться. Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы. |
Октябрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Наблюдение за жизнью растений. Опыт Дидактическая игра Труд в природе | Тема: на свету и в темноте. Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения. Тема: «Угадай растение». Цель: учить описывать внешний вид растения. Сбор осенних листьев для гербария. | Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Зарисовка опыта. |
2 неделя | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке за ветром | Тема: этот удивительный воздух. Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Цель: формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Вывод: воздух может быть чистым и грязным Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера. | |
3 неделя | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация Конструирования | Тема: вдох – выдох. Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха. Изготовление вертушки. Цель: учить делать вертушку из квадратного листа бумаги. | Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» | Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Поместить в уголок сосуды разного объема. |
4 неделя | Наблюдение за жизнью растений Экологическая игра | Тема: с водой и без воды. Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода). «Угадай растение». Цель: учить детей описывать растение, используя схему описания. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. Вывод. Растения без воды жить не могут. |
Ноябрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт Чтение художественной литературы | Тема: Магнит и его свойства. Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Тема: два магнита. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад. Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3) | Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком «-» - которые не взаимодействуют с магнитами. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт на прогулке | Тема: магнитные свойства Земли. Компас. Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Тема: стороны света. Цель: учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. |
3 неделя | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: свойства воды. Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. «Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. | Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса. Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды. | |
4 неделя | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация Чтение художественной литературы | Тема: куда делась вода? Цель: познакомить с процессом конденсации, выявить процесс испарения воды. Чтение сказок «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Цель: продолжать формировать представление о круговороте воды в природе, о свойствах и формах воды, поддерживать интерес к литературе. (Приложение 6) | Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой. | Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. |
Декабрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Рассматривание репродукции картин профессиональных художников. Дидактическая игра | Тема: Термометр и температура. Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов. Тема: пейзаж в разное время года. Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха. Тема: «Оденемся на прогулку». Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды. | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (Приложение 1) | Выводы: температуру измеряют с помощью термометра. |
2 неделя | Экспериментирование с водой Опыт Дидактическая игра Исследовательская деятельность на прогулке | Тема: замерзание воды. Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Тема: «Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека. Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды) | Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед. Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды. | |
3 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация-экспериментирование Игра – экспериментирование Опыт | Тема: плавучесть предметов. Цель: подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Тема: тонет – не тонет. Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. Тема: почему не тонут корабли? Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». (Приложение №2) | Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть; Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые. |
4 неделя | Человек Образовательная ситуация Игра Прослушивание аудиозаписей | Тема: знакомство с ухом Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха Тема: угадай, чей звук. Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов. Тема: разные звуки. Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту. | Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами | Выводы: уши позволяют слышать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом, танцевать, слушать радио и т.д. |
Январь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
2 неделя | Человек Образовательная ситуация Опыт Беседа | Тема наши помощники – глаза. Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей. Тема: почему у нас два глаза? Цель: помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза Тема: береги глаза! Цель: воспитывать бережное отношение к органу зрения. | Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию. | |
3 неделя | Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке Словесная игра | Почему идет снег? Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. Тема: снег, его свойства. Цель: выявить свойства снега Тема: четыре стихии. Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов. | Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок | |
4 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Игровая деятельность Экспериментирование на прогулке | Тема: световой луч. Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей. Теневой театр «Репка». Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. Тема: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером - от света фонарей. | Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра. | Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. |
Февраль
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Человек Образовательная ситуация Дидактическая игра Игра на мимику | Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов. Тема: угадай на вкус. Цель: учить определять пищу на вкус. Тема: покажи вкус. Цель: учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения. | Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше. | |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: мир ткани. Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. Тема: наряды куклы Тани. Цель: побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. |
3неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Беседа | Тема: мир бумаги. Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги Тема: для чего человеку бумага Цель: формировать представление о роли бумаги для человека. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна» | Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить. |
4неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация-экспериментирование Словесная игра | Тема: путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы. Тема: скажи, какой? Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, дерево – деревянный) | Памятка Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? (приложение) | Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется. |
Март
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Наблюдение за жизнью растений | Тема: какие условия нужны растению для хорошего роста? Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света. Наблюдения за состоянием растений в зарисовывают на протяжении 3 недель. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. | |
2 неделя | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация – экспериментирование Опыт | Тема: вода – растворитель, фильтрование воды. Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра. Тема: растворимость соли; где легче плавать – в реке или море? Цель: формировать представление о том, что вода – растворитель, о свойствах соленой воды. (Приложение №5) | Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят». | Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду. Фиксирование опыта Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука) для самостоятельных опытов детей. |
3 неделя | Человек Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: определение пищи на вкус. Цель: учить определять пищу на вкус. Тема: полезные и вредные продукты. Цель: продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека. | Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно» | |
4 неделя | Наблюдение за жизнью растений Подвижная игра Чтение художественной литературы | Тема: Вершки – корешки. Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян. Тема: вершки и корешки Цель: поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах. Заучивание стихотворение Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника). Цель: развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека. | Наблюдение проводиться ежедневно, в течение 10 –12 дней Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности. Рассматривание схемы строения растения. |
Апрель
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Экспериментирование со светом Экспериментирование на прогулке | Тема: Из каких цветов состоит солнечный луч. Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Тема: солнечные зайчики. Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи. | Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение. | |
2 неделя | Экспериментирование со светом Экспериментирование на прогулке | Тема: образование тени. Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная. | Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей. | |
3 неделя | Земля. Космос. Опыт Образовательная ситуация Просмотр презентации «Неизведанный космос» | Тема: на орбите. Цель: установить, что удерживает спутники на орбите Тема: от чего происходит смена дня и ночи. Цель: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.) | Вывод: когда предметы крутятся, они не падают. |
4 неделя | Электричество Образовательная ситуация Опыт: Дидактическая игра | Тема: виды электричества. Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Тема: как увидеть и услышать электричество? Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета. Тема: что сначала, что потом? Цель: дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.). | Беседа: «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
Май
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель. | Работа с родителями | Выводы и примечания. |
1 неделя | Экспериментирование с водой Опыт Игра-имитация Чтение художественной литературы | Тема: куда исчезает вода? Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра). Тема: капельки. Цель: развивать воображение, творческие способности. Сказка «Путешествие капельки» Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе. | Беседа: «Как организовать игры с водой». Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. | Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений. Вывод: вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка). (Приложение №4) |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: легкая пластмасса Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы. Тема: что из чего сделано? Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства. | Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы. Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается) | |
3 неделя | Экспериментирование с предметами Опыт | Тема: металл и пластмасса. Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы». Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов). | Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие |
- Заключительный этап проекта
- Результаты мониторинга на конец учебного года (апрель 2015 г.)
Таким образом, результаты мониторинга на конец учебного года показали следующее:
С высоким уровнем развития - 36% (8) - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Со средним уровнем – 60% (12) - в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С низким уровнем развития – 4% (1) ребенок - включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
- Сравнительный анализ результатов мониторинга
В результате сравнительного анализа показателей усвоения знаний по опытно – экспериментальной деятельности на начало и конец учебного года выявлено следующее:
количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17 % (4), количество детей со средним уровнем уменьшилось на 2% (1) за счет увеличения количества детей с высоким уровнем, количество детей с низким уровнем снизилось на 15%(3). У одного ребенка – 4% низкий уровень развития (причины: двуязычие в семье, низкая речевая активность).
- Перспективы
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
- Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
- Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
- План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
- Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А. Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
- Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
- Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду. Н.В Нищева. – Санкт – Петербург «Детство – пресс», 2013 год.
- Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова. – Москва, издательский дом «Цветной мир», 2014 год.
- Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников. Е.В.Лосева. – Санкт – Петербург, «Детство - пресс», 2013 год.
Приложение 1
Консультации для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Нужно! Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Приложение 3
Магнитная сказка «Колобок» на новый лад
Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сделать, из бумаги, ткани, дерева…
Да только жили они так бедно, что ничегошеньки у них не нашлось.
Уж мела, мела старуха по амбару, скребла по сусекам, по всей горнице – ничего не нашла. Устала и пошла спать. Помел старик по сараюшке, да намел немного гаечек, болтов и шурупов.
Вздохнул: “Разве из этого что-нибудь сделаешь?” Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать.
Наутро опять встали, собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там “колобок” лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики. И стал он им по хозяйству помогать.
Но колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку:
Я колобок, колобок, я железный бок.
Я хочу гулять, все на свете знать.
Услышал его песенку заяц. Говорит: “Колобок, железный бок, я тебя съем!” Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый был колобок, и слишком твердый по зубам зайцу. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше.
Катится, катится, а на встречу ему волк: “Колобок, колобок я тебя съем!” Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше.
Катится, катится колобок, а на встречу ему медведь: “Колобок, колобок, а я тебя съем!” Схватил колобка, в карман положил, идет и думает “сейчас зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка”. Тропинка в лесу вела возле Магнитной горы. Идет медведь, мечтает, как колобка есть будет, и даже не заметил, как Магнитная гора вытянула колобка у него из кармана. Колобок прилип к горе, не может освободиться. А тут мимо горы бежала лиса. Уж очень ей есть хотелось. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходила возле него, и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему – понравился звон, который он издавал. Песенку поет. Эту песенку услышал дедушка, он колобка уже давно ходил искал. Вытащил магнит, поднял и колобку потянул и забрал его домой. С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец! Герои моей сказки из чего сделаны? (Из бумаги). Экран какой? (Бумажный). В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану?
Приложение 4
Схема фиксации опыта «Испарение воды»
Приложение 5
Схема фиксации результатов опыта «Растворимость соли»
мелкая крупная соль соль | Что произошло? Какая соль растворилась быстрее? |
холодная горячая вода вода | В какой воде соль растворилась быстрее? |
Где легче плавать в реке или в море?
простая вода куриное яйцо | соленая вода |
Приложение 6
Жила - была река
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Как люди речку обидели
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть, Я буду вам рада», — говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.
Кружок "Хочу всё знать". Презентация....
Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".
Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....
«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...
памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"
Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...
Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...
Проект "Опытно -экспериментальная деятельность в детском саду и дома"
Это актуальная проблема в наше время. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, а соответственно - быстрее и полноценнее развиваются вс...
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет. ( проект)
Цель данного проекта- научить ребенка познавать объект в ходе практической деятельности с ним....