Проект "Витамины на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа)

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной из ведущих потребностей – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vitaminy_na_podokonnike.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Ключинский детский сад "Звёздочка"

                                                          ПРОЕКТ

                                       "Витамины на подоконнике"

                             Подготовила воспитатель:  Скляр  А.А.

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной из ведущих потребностей – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их интерес быстро пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей, а ещё лучше – научить самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы, выдвигать и проверять свои предположения. Достичь  этого можно используя метод экспериментирования. С помощью данного метода развиваются познавательно-исследовательские способности детей. Проведение экспериментов позволяет не только удовлетворять потребность в познании окружающего мира, расширять представления согласно возрастным особенностям, но и самим детям быть их активными участниками.

Организуя работу с детьми в соответствии с ФГОС, реализуя комплексно-тематический принцип планирования, эффективнее использовать  краткосрочные проекты.  Данные проекты направлены на развитие у детей коммуникативных  способностей, навыков исследовательской деятельности. Краткосрочные проекты наиболее целесообразны для работы  с детьми младшего и среднего возраста, так как:

 - направлены на организацию образовательного процесса в жизни детей в детском саду (позволяют сделать его более насыщенным, интересным, содержательным);

- делают образовательный процесс мотивированным;

- небольшой срок реализации позволяют сохранить интерес детей к деятельности;

- наиболее эффективны для решения задач образовательной области «Познание».  

Познавая окружающий мир посредством проектной деятельности, дети получают первый опыт коллективного труда, обучаются простейшим  трудовым умениям, уточняют представления о луке: лук – это овощ, растёт в земле, чтобы он рос, за ним надо ухаживать: рыхлить землю, вовремя поливать, узнают о пользе этого овоща.  Мы  совместно с детьми рассматривали  лук и рассказывают, как за ним надо ухаживать, формируя тем самым представления детей о необходимости  света, тепла, влаги, почвы для роста лука. Воспитанники с интересом и желанием взрыхляют землю, сажают лук, после посадки, бережно его поливают. В конце месяца нами проведён сбор первого урожая – зелёных перьев лука. Дети увидели и оценили результат своего труда: зелёные перья лука были употреблены в пищу. Имея опыт в  посадке лука, дети совместно с педагогами выразили желание посадить на своём огороде укроп и салат.

Цель проекта:  Формировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности; расширять представления об уходе за растениями; развивать внимание и память.

Задачи:

1. Учить детей ежедневно ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

3. Расширить знания детей о луке,

4.Учить детей замечать  изменения в состоянии лука и отображать в календаре наблюдений.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта:

- воспитатель;

- воспитанники средней группы;

- родители воспитанников.

 Актуальность: огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Проблемный вопрос: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Методическое обеспечение:

При реализации проекта  использовались наглядные, практические и словесные методы, как наиболее соответствующие целям проекта и возрастным особенностям детей данного возраста: показ воспитателем картинок с изображением растений, опрос «Что знаем мы об овощах?», беседа «Бабушкин огород», чтение художественной литературы (поговорки, стихи, сказки, иллюстрации и загадки о луке), проведение дидактических игр («Узнай и назови овощи», «Найди и принеси», «Узнай на вкус»)  лепка «Я вырастил лучок» ,  посадка  и уход за луком.

Значимость данного проекта определяется потребностью развития личности ребёнка в деятельности.

 3 этапа:

 1) подготовительный

- предварительная работа;  постановка проблемного вопроса;  подготовка к посадке лука

( родители принесли луковицы), организовали место для посадки, куда садить, приготовили землю.

2) основной

 Знакомство с землей, с художественной литературой о луке. Посадка лука. Ухаживание за ним. Заполнение дневника наблюдения.

3) заключительный 

- результаты проекта.

- оформление огорода на окне

- развитие изобразительного творчества, проявившегося в детских рисунках о луке.

-познавательная активность детей, которая нашла отражение в книге «Все о луке» с рассказами детей и родителей, с фотографиями, с загадками и стихами..

Этапы работы непосредственной проектной деятельности.

1.Знакомство с землёй.

фотография начало с куклой

Беседа: "Бабушкин огород".

Цель: Выявить свойства земли: сыпучая, черного цвета.

Оборудование: кукла бабушка Арина, мини-огород, контейнер с землёй.

Ход проведения:

Педагог приглашает  ребят в гости к бабушке Арине в огород, рассматривают, что там растёт: лук, укроп(иллюстрации). Далее  дети рассматривают  землю в огороде. Бабушка обращает внимание, что земля черного цвета, рыхлая, сыпучая, предлагает потрогать её руками. Бабушка Арина дарит ребятам контейнер, для посадки растений. Воспитатель беседует с детьми о том, что, можно посадить в землю,  как правильно ухаживать за ними.

Дидактическая игра: «Найди и принеси»

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки, затем вызывает ребенка, даёт ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает найти такую же картинку (с изображением овощей).

Стихотворение "Лук"

«Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад»

2. Чтение художественной литературы и отгадывания загадок об овощах.

Чтение русской народной сказки «Пых».

Цель: учить детей внимательно  слушать русскую народную сказку, рассматривать иллюстрации к сказке, побуждать малышей отвечать на вопросы педагога.

Ход занятия:

Педагог рассказывает  детям сказку «Пых», сопровождая показом иллюстраций. Дети внимательно слушают. По иллюстрациям проводится беседа по содержанию сказки. Дети отвечают на вопросы педагога, рассказывают, что им понравилось.

Загадки об овощах

Лежит меж грядок, зелен и сладок.

 (Огурец)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.

                                     (Лук)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

 (Капуста)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

                                   (Лук)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

  (Помидор)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

                 (Морковь)

3. Посадка лука.

ДЕТИ В ФАРТУКАХ ФОТОГРАФИЯ

Цель: учить детей сажать лук, воспитывать трудолюбие и желание ухаживать за растениями.

Оборудование: лотки с землёй, лейки,  луковицы по количеству детей.

Ход проведения:

Педагог рассказывает и показывает  последовательность посадки лука в землю: сделать углубление в земле маленьким совочком, посадить лук на оптимальную глубину т.е. так, чтобы верхняя часть луковицы выступала из земли, засыпать землёй, полить лук из лейки. Дети самостоятельно приступают к посадке лука, педагог в случае необходимости помогает ребятам.

4. Лепка на тему: «посадка лука»

Цель: закреплять знания детей о форме предметов, учить различать предметы по форме и величине.  Закрепить умение раскатывать круг, тонкие «колбаски», присоединять детали между собой. Развивать интерес, воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование  салфетки, пластилин, доска для лепки, муляж лука.

Ход проведения:

Педагог рассматривает с детьми  выращенный на окне лук.  Закрепляют знания  о нем. Для чего он нужен? Уточняет вместе с детьми, какой он формы, цвета. Какого цвета перья лука, на что похожи?

 Дети скатывают желтый круг- это луковица, затем из зеленого пластилина катают «колбаски»- это перья лука и присоединяют к луковице. Стекой наносят полоски на луковицу. В конце занятия организуется выставка работ, дети любуются полученным результатом.

 Раскрашивание раскрасок « овощи»  в самостоятельной деятельности.

4. Уход за растениями.

ПОЛИВ ЛУКА ФОТОГРАФИЯ

Цель: Формировать представление детей о необходимости света, тепла для роста растения.

Ход проведения:

Педагог,  рассматривая с детьми зелёные перья лука, говорит о том, что для роста лука необходимы свет и тепло.  Чтоб он рос хорошо,  необходимо его вовремя поливать и взрыхлять землю. Предлагает проверить, как растение будет себя чувствовать без солнечного света, накрыть один из контейнеров непрозрачным бумажным колпаком. Через два дня открыть и сравнить с теми растениями, которые получали достаточно солнца.  Объяснить что д ля хорошего роста растениям нужен свет.

5. Наблюдение за луком.

КАЛЕНДАРЬ НАБЛЮДЕНИЙ ФОТОГРАФИИ

Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;  формировать представление о  пользе зеленого лука.

Ход проведения:

Педагог рассаживает ребят вокруг стола. На столе ёмкость с луком.   Дети рассказывают насколько выросли зелёные перья лука. Педагог говорит о пользе лука, что в нем есть витамины, они защищают нас от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.  Дети самостоятельно поливают лук и рыхлят землю.

 Настольно-печатная игра: «Овощи»

Цель: учить сравнивать предметы, находить признаки сходства и различия.

Ход проведения:

Педагог раздает детям карточки с изображением овощей. Дети по образцу находят такие же картинки.

6. Сбор урожая.

СБОР УРОЖАЯ ФОТОГРАФИИ

Цель: формировать представления о росте растений, учить радоваться   результату своего труда.

Оборудование: нож, контейнеры с луком.

Ход проведения:

Воспитатель перед обедом предлагает посмотреть на выросший лук, вспомнить, какой он был раньше. Дети обращают внимание, как выросли перья лука, любуются ими. Педагог предлагает собрать урожай: срезает перья лука, измельчает лук и  во время обеда добавляет в  первое блюдо.

Дидактическая игра: «Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в узнавании   овощей на вкус.

Ход проведения:

Педагог приносит детям подарок от зайчика в мешочке. Там находятся заранее вымытые овощи: помидор, огурец, морковь, лук. Воспитатель достает из мешочка тарелочку с овощами, режет овощи, приглашает  ребёнка к себе, предлагает  с закрытыми глазами попробовать любой овощ. Ребёнок узнает и называет овощ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Витамины на подоконнике"

Краткосрочный творческо-исследовательский проект. Поможет детям освоить опытным путем способы выращивания лука на перо в домашних условиях....

Проект "Витамины на подоконнике"

Проект "Витамины на подоконнике" Старшая группа. Как вырастить витамины в домашних условиях...

Проект "Витамины на подоконнике"

Цель: Расширить  представлений детей о росте и развитии растений: лука, чеснока, петрушки, укропа и щавеля. Укреплять здоровье детей витаминной пищей....

Экологический проект «Витамины на подоконнике» в средней группе общеразвивающей направленности (4-5 лет)

Экологический проект «Витамины на подоконнике»в средней группе общеразвивающей направленности (4-5 лет)...

Проект "Витамины на подоконнике"

исследовательский проект средней продолжительности...

Проект "Витамины на подоконнике"

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами и салатом; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, прив...

Познавательно - исследовательский проект "Витамины на подоконнике"

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-про...