Конспект ООД по познавательному развитию «Спасите остров!».
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект ООД для подготовительной группы (6-7 лет) экологической направленности по познавательному развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД для подготовительной группы (6-7 лет)
экологической направленности по познавательному развитию
Тема: «Спасите остров!».
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатель.
Цель: активизировать внимание и живой интерес к решению экологических проблем посредством опытов и проблем сказочных героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
- продолжать формировать умение находить решение из возникшей проблемы путем обсуждений, проигрывания ситуации и опытной деятельности;
- развивать представление детей об экологических проблемах нашей планеты;
- воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, любовь к литературным произведениям А. С. Пушкина.
Материалы и оборудование: контейнеры, масло, свеча, банки, ватные палочки, почва и семена, лейка с водой для проведения опытов. Атрибуты к игре «Сортировка мусора»: контейнеры и разные виды мусора, бочка с бутылочками чистой воды. А также «волшебные предметы»: перо, фантики, орех, цветок.
ТСО: компьютер или электронная доска со скайпом, видеофайл на флэш-носителе, аудио записи с обращением сказочных героев.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня 6 июля и сегодня день рождения великого русского поэта. Может быть, кто-то знает или догадался какого именно?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята сегодня день рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Воспитатель показывает портрет писателя.
Воспитатель: Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично, вы знаете много произведений писателя. Сейчас внимательно взгляните на экран и подумайте, как называется эта сказка А.С. Пушкина.
На экране транслируется «Сказка о царе Салтане» и внезапно экран становится черным, на нем написан номер телефона «тех. поддержки» и звучит сигнал SOS.
Воспитатель: Ребята, что же делать? Давайте по скайпу позвоним по этому номеру телефона.
На экране по видеосвязи (скайп) появляется князь Гвидон.
Царь Гвидон: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы позвонили.
Воспитатель: Мы смотрели видео со сказкой и вдруг экран потемнел. Что у вас случилось, чем мы можем помочь?
Царь Гвидон: Ой, ребята целая экологическая катастрофа: леса исчезли, кругом мусор, животные погибают. Мы выбились из сил, Нам очень нужна помощь!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Гвидону и жителям острова?
Ответы детей.
Царь Гвидон: Я буду ждать, ребята, вашего звонка. Очень надеюсь на вашу помощь!
Педагог обращает внимание детей на перо с заданием в группе.
Воспитатель: Ребята, смотрите перо, какому сказочному герою оно принадлежит? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим, здесь есть номер телефона можем позвонить.
Педагог и дети звонят по скайпу по указанному номеру. На экране появляется Царевна Лебедь.
Царевна Лебедь:
Здравствуйте, ребята. Это я Царевна Лебедь.
Злой коршун решил меня погубить,
Нефтью озеро залить,
Мои перья почернели,
Выживаю еле-еле!
Помогите мне друзья,
Благодарна буду я!
Воспитатель: Ребята, а давайте мы проведем опыт и очистим озеро от нефти. Но прежде, чем мы начнем, давайте вспомним, правила безопасного поведения во время проведения опытов.
Ответы детей. За столом нужно вести себя спокойно; аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать; незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус. Дети надевают халаты и занимают свои места за столами.
Опыт №1 «Нефтяная пленка»
Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм.
Воспитатель: Нальём в контейнер воды – это и будет наше озеро, после добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в озеро».
Предлагает детям очистить воду от масла, не сливая её через трубочку. Дать возможность придумать собственные способы очистки воды. Нужно показать ребятам, как можно это осуществить: снять прищепку с трубочки и слить воду в подставленную банку. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
На экране появляется чистая, беленькая Царевна Лебедь.
Царевна Лебедь:
Перья вновь мои сияют
В речках рыбки вглубь ныряют,
Вам спасибо говорю,
Вас я в гости всех зову….
Воспитатель: Какие мы молодцы с вами справились с таким сложным заданием.
Педагог замечает корзинку и достает орех с заданием.
Воспитатель: Ребята, что это за сказочный предмет и кто его хозяин?
Предположения детей.
Воспитатель: Правильно это белочка, ну что звоним ей.
На экране появляется белочка и плачет.
Воспитатель: Белочка, что у тебя произошло?
Белочка:
Лес мой люди загубили,
Все деревья в нем срубили,
Без орешков гибну я,
Помогите мне друзья!
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь в этой ситуации?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно вы сказали, что можно посадить саженцы и семена. Предлагаю сейчас подойти к контейнерам с землей и посадить растения.
Опыт №2 «Посади семена»
Белочка веселая появляется на экране
Белка: Ох, как славно потрудились,
Посадили новый лес
Будет он большой, красивый,
Полон сказочных чудес!
Физкультминутка
Словно в сказку окунулись,
Поклонились и проснулись.
Так на лодке мы плывем,
Чудеса с собой зовем!
Лебедь в небеса взлетает,
Браво богатырь шагает.
Белка весело живет
И орешки все грызет.
Вот так сказка, посмотри,
И Гвидону помоги!
Педагог видит и берет цветочек с заданием
Воспитатель: Ребята, что произошло с цветочком? Чей же он, кто возле него летал? Давайте узнаем.
Педагог с ребятами звонят по скайпу. На экране появляется Шмель.
Шмель:
Трудно стало нам дышать,
Стали воздух загрязнять,
Понастроили заводы,
Нет нам никакой свободы.
Воздух грязный – пропадаю…
И куда лететь не знаю.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно сделать, чтобы воздух стал чище?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю наглядно посмотреть, как можно очистить воздух, для этого проведем опыт.
Опыт № 3 «Загрязнение воздуха»
Продемонстрировать способы загрязнения воздуха. Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм. Воспитатель зажигает свечу.
Воспитатель: Что вы видите, ребята? Может ли пламя загрязнить воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени.
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно копоть. Возьмите ватные палочки, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы поняли, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе дым оседает на наши дома и деревья, почву. Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, что будет с нашей планетой?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, планета погибнет. Заводы и фабрики, которые сбрасывают в воздух ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Если мы будем загрязнять воздух, то вскоре не увидим ни солнышко, ни радугу. Вы хотите этого?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, но что же делать, ведь мы не можем прожить без заводов и фабрик?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму тарелочку, на тарелочку положу фильтр (смоченную в воде марлю) и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Ответы детей.
Ребята и педагог делают вывод, что на заводах и фабриках надо устанавливать фильтры, для очистки воздуха.
На экране появляется Шмель.
Шмель:
Ах, спасибо вам друзья!
Чистый воздух-красота!
Звучит музыка, педагог находит под столом фантики и письмо. В письме: «Тут ткачиха с поварихой сватьей бабой Бабарихой, разбросали все объедки и конечно этикетки. Засорили все вокруг, острову грозит недуг…»
Воспитатель: Что же делать, ребята, чтоб мусора было меньше?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю убрать мусор, поиграв в игру «Сортировка мусора».
Педагог показывает, что происходит с бумагой и пластиком под дождем на открытой поверхности (мусор мокнет, но не разлагается).
Под сказочную музыку дети сортируют мусор и на экране исчезают капризные ткачиха и повариха.
Звучит сигнал скайпа. На экране появляется Гвидон.
Гвидон:
Вот так радость, вот так счастье,
Чистота теперь вокруг,
Свежий воздух,
Лес и речка,
Ты мой друг и я твой друг!
Появляется картинка острова Буяна в лучах солнца.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершили путешествие по страницам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Скажите, какие герои нуждались в нашей помощи? Как мы им помогли.
Педагог показывает волшебные предметы, и дети вспоминают героев и опыты, которые проводились.
Воспитатель: Ребята, в награду жители острова Буяна прислали вам бочку, а в ней живая вода, которая дает жизнь всему вокруг! (детям раздаются бутылочки с чистой, питьевой водой).
Литература:
- Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. – М.: АСТ, 2022. – 64 с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 336 с.
- Яковлева М.А., Болушевский С.В. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2012. – 280 с.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"
Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются с решением разных математических задач....
Конспект НОД по познавательному развитию "Спасаем пруд" для детей среднего дошкольного возраста
Формирование представлений о природоохранных мероприятиях ( в части создания пруда и его охраны), закрепление представлений о жизни пресноводного водоема....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие на остров"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы....
Конспект НОД по познавательному развитию. ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Спасем планету»
Программные задачи.Обучающие задачи:- Определить уровень знаний детей по изученным темам;- Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;- Закрепить знан...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Остров сокровищ"
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе "Остров сокровищ"...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Остров Сокровищ-Знаний»
ФЭМП средняя группа...
Конспект НОД по познавательному развитию Необитаемый остров (позн-исл деят-сть)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей группы по теме: «Удивительный мир камней»...