Конспект ООД по познавательному развитию «Спасите остров!».
план-конспект занятия по окружающему миру

Кетова Елена Адгамовна

Конспект ООД для подготовительной группы (6-7 лет) экологической направленности по познавательному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД для подготовительной группы (6-7 лет)

экологической направленности по познавательному развитию

Тема: «Спасите остров!».

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатель.

Цель: активизировать внимание и живой интерес к решению экологических проблем посредством опытов и проблем сказочных героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Задачи:

- продолжать формировать умение находить решение из возникшей проблемы путем обсуждений, проигрывания ситуации и опытной деятельности;

- развивать представление детей об экологических проблемах нашей планеты;

- воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, любовь к литературным произведениям А. С. Пушкина.

Материалы и оборудование: контейнеры, масло, свеча, банки, ватные палочки, почва и семена,  лейка с водой для проведения опытов. Атрибуты к игре «Сортировка мусора»: контейнеры и разные виды мусора, бочка с бутылочками чистой воды. А также «волшебные предметы»: перо, фантики, орех, цветок.

ТСО: компьютер или электронная доска со скайпом, видеофайл на флэш-носителе, аудио записи с обращением сказочных героев.

Ход организованной образовательной деятельности

     Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня 6 июля и сегодня день рождения великого русского поэта. Может быть, кто-то знает или догадался какого именно?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята сегодня день рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Воспитатель показывает портрет писателя.

Воспитатель: Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично, вы знаете много произведений писателя. Сейчас внимательно взгляните на экран и подумайте, как  называется эта сказка А.С. Пушкина.

На экране транслируется «Сказка о царе Салтане» и внезапно экран становится черным, на нем написан номер телефона «тех. поддержки» и звучит сигнал SOS.

Воспитатель: Ребята, что же делать? Давайте  по скайпу позвоним по этому номеру телефона.

На экране по видеосвязи (скайп) появляется князь Гвидон.

    Царь Гвидон: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы позвонили.

    Воспитатель: Мы смотрели видео со сказкой и вдруг экран потемнел. Что у вас случилось, чем мы можем помочь?

     Царь Гвидон: Ой, ребята целая экологическая катастрофа: леса исчезли, кругом мусор, животные погибают. Мы выбились из сил, Нам очень нужна помощь!

     Воспитатель: Ребята, давайте поможем Гвидону и жителям острова?

     Ответы детей.

     Царь Гвидон: Я буду ждать, ребята, вашего звонка. Очень надеюсь на вашу помощь!

     Педагог обращает внимание детей на перо с заданием в группе.

     Воспитатель: Ребята, смотрите перо, какому сказочному герою оно принадлежит? Как вы думаете?

     Ответы детей.

     Воспитатель: Давайте проверим, здесь есть номер телефона можем позвонить.

    Педагог и дети звонят по скайпу по указанному номеру. На экране появляется Царевна Лебедь.

     Царевна Лебедь:

Здравствуйте, ребята. Это я Царевна Лебедь.

Злой коршун решил меня погубить,

Нефтью озеро залить,

Мои перья почернели,

Выживаю еле-еле!

Помогите мне друзья,

Благодарна буду я!

      Воспитатель: Ребята, а давайте мы проведем опыт и очистим озеро от нефти. Но прежде, чем мы начнем, давайте вспомним, правила безопасного поведения во время проведения опытов.

      Ответы детей. За столом нужно вести себя спокойно; аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать; незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус. Дети надевают халаты и занимают свои места за столами.

 Опыт №1 «Нефтяная пленка» 

 Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм.

Воспитатель: Нальём в контейнер воды – это и будет наше озеро, после добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в озеро».

Предлагает детям очистить воду от масла, не сливая её через трубочку. Дать возможность придумать собственные способы очистки воды. Нужно показать ребятам, как можно это осуществить: снять прищепку с трубочки и слить воду в подставленную банку. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

На экране появляется чистая, беленькая Царевна Лебедь.

Царевна Лебедь:

Перья вновь мои сияют

В речках рыбки вглубь ныряют,

Вам спасибо говорю,

Вас я в гости всех зову….

     Воспитатель: Какие мы молодцы с вами справились с таким сложным заданием.

     Педагог замечает корзинку и достает орех с заданием.

     Воспитатель: Ребята, что это за сказочный предмет и кто его хозяин?

     Предположения  детей.

     Воспитатель: Правильно это белочка, ну что звоним ей.

     На экране появляется белочка и плачет.

     Воспитатель: Белочка, что у тебя произошло?

     Белочка:

Лес мой люди загубили,

Все деревья в нем срубили,

Без орешков гибну я,

Помогите мне друзья!

     Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь в этой ситуации?

     Ответы детей.

     Воспитатель: Правильно вы сказали, что можно посадить саженцы и семена. Предлагаю сейчас подойти к контейнерам с землей и посадить растения.

Опыт №2 «Посади семена»

     Белочка веселая появляется на экране

Белка: Ох, как славно потрудились,

Посадили новый лес

Будет он большой, красивый,

Полон сказочных чудес!

Физкультминутка

Словно в сказку окунулись,

Поклонились и проснулись.

Так на лодке мы плывем,

Чудеса с собой зовем!

Лебедь в небеса взлетает,

Браво богатырь шагает.

Белка весело живет

И орешки все грызет.

Вот так сказка, посмотри,

И Гвидону помоги!

     Педагог видит и берет цветочек с заданием

     Воспитатель: Ребята, что произошло с цветочком? Чей же он, кто возле него летал? Давайте узнаем.

     Педагог с ребятами звонят по скайпу. На экране появляется Шмель.

     Шмель:

Трудно стало нам дышать,

Стали воздух загрязнять,

Понастроили заводы,

Нет нам никакой свободы.

Воздух грязный – пропадаю…

И куда лететь не знаю.

     Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно сделать, чтобы воздух стал чище?

     Ответы детей.

     Воспитатель: Я предлагаю наглядно посмотреть, как можно очистить воздух, для этого проведем опыт.

Опыт № 3 «Загрязнение воздуха» 

Продемонстрировать способы загрязнения воздуха. Воспитатель и дети проводят опыт, в случае затруднения используют алгоритм. Воспитатель зажигает свечу.

Воспитатель: Что вы видите, ребята? Может ли пламя загрязнить воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени.

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно копоть. Возьмите ватные палочки, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы поняли, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе дым оседает на наши дома и деревья, почву. Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, что будет с нашей планетой?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы, планета погибнет. Заводы и фабрики, которые сбрасывают в воздух ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Если мы будем загрязнять воздух, то вскоре не увидим ни солнышко, ни радугу. Вы хотите этого?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, но что же делать, ведь мы не можем прожить без заводов и фабрик?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму тарелочку, на тарелочку положу фильтр (смоченную в воде марлю) и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Ответы детей.

Ребята и педагог делают вывод, что на заводах и фабриках надо устанавливать фильтры, для очистки воздуха.

На экране появляется Шмель.

Шмель: 

Ах, спасибо вам друзья!

Чистый воздух-красота!

Звучит музыка, педагог находит под столом фантики и письмо. В письме: «Тут ткачиха с поварихой сватьей бабой Бабарихой, разбросали все объедки и конечно этикетки. Засорили все вокруг, острову грозит недуг…»

Воспитатель: Что же делать, ребята, чтоб мусора было меньше?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю убрать мусор, поиграв в игру «Сортировка мусора».  

Педагог показывает, что происходит с бумагой и пластиком под дождем на открытой поверхности (мусор мокнет, но не разлагается).

Под сказочную музыку дети сортируют мусор и на экране исчезают капризные ткачиха и повариха.

     Звучит сигнал скайпа. На экране появляется Гвидон.

     Гвидон:

Вот так радость, вот так счастье,

Чистота теперь вокруг,

Свежий воздух,

Лес и речка,

Ты мой друг и я твой друг!

     Появляется картинка острова Буяна в лучах солнца.

     Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершили путешествие по страницам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Скажите, какие герои нуждались в нашей помощи? Как мы им помогли.  

     Педагог показывает волшебные предметы, и дети вспоминают героев и опыты, которые проводились.

     Воспитатель: Ребята,  в награду жители острова Буяна прислали вам бочку, а в ней живая вода, которая дает жизнь всему вокруг! (детям раздаются бутылочки с чистой, питьевой водой).

Литература:

  1. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. – М.: АСТ, 2022. – 64 с.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 336 с.
  3. Яковлева М.А., Болушевский С.В. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2012. – 280 с.
  4. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект НОД по познавательному развитию "Спасаем пруд" для детей среднего дошкольного возраста

Формирование представлений о природоохранных мероприятиях ( в части создания пруда и его охраны), закрепление представлений о жизни пресноводного водоема....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие на остров"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию  с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект НОД по познавательному развитию. ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Спасем планету»

Программные задачи.Обучающие задачи:- Определить уровень знаний детей по изученным темам;- Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном   порядке;- Закрепить знан...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Остров сокровищ"

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе "Остров сокровищ"...

Конспект НОД по познавательному развитию Необитаемый остров (позн-исл деят-сть)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей группы по теме: «Удивительный мир камней»...