Познавательный проект: "Любознай-ка" 1 младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект был реализован с детьми 1 младшей группы по познавательному развитию через опыты и эксперименты совместно в родителями. Для детей ранненого возраста элементарные опыты и эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboznay-ka.docx | 755.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Малышок» №11
Проект по познавательному развитию
в первой младшей группе
«Любознай-ка»
Выполнили:
Вензель С.И.
Черняк Л.Н.
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
Актуальность проблемы:
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассматривать предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребёнка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно - образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса. Постановка вопросов, заставляющих ребёнка возвращаться к прошлым экспериментам, способствует развитие памяти.
В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов.
Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент.
Задачи проекта:
- Сформировать представления детей о свойствах воды, песка, камней
- Активизировать речь детей и обогатить их словарный запас
- Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством взаимодействия с природными материалами
- Развивать тактильные ощущения , воображение, логическое мышление, навыки экспериментальной деятельности.
Сроки реализации: 1 месяц
Целевая группа: дети, воспитатели, родители
Возраст участников: 1 младшая группа
Место реализации: помещение МБДОУ №11 «Малышок» (групповая комната, спортивно – музыкальный зал)
Прогнозируемый результат:
- Стимулирование в ребёнке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям
- Развитие наблюдательности, любознательности
- Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса
- Вовлечение родителей в образовательный процесс
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание |
Подготовительный | 1.Определение цели и задач проекта. 2.Изучение литературы, подбор методического и практического материала 3.Составление комплексно - тематического планирования |
Основной | Организованная деятельность детей через проведение экспериментальной деятельности |
Заключительный | Мероприятие совместно с родителями «Путешествие в страну открытий» |
Комплексно-тематическое планирование
Работа с детьми | Работа с родителями |
«В гостях у волшебницы водицы» Эксперимент «Свойства воды» (дата проведения) | Привлечение родителей к проведению эксперимента дома |
Эксперимент «Вода - прозрачная» | Привлечение родителей к обогащению уголка экспериментирования |
Эксперимент «Растворимость веществ в воде» | Привлечение родителей к совместному проведению экспериментов с водой |
«Чудесный песочек» Эксперимент «Юные кладоискатели» | Обогащение развивающей среды |
Эксперимент «Эти забавные рисунки» | Привлечение родителей к созданию выставки «Чудесные превращения водички (песочка, камней)» (поделки, рисунки, аппликации) |
«Волшебный мир камней» Эксперимент «Камни» | Обогащение развивающей среды |
Эксперимент «Тонет - не тонет» | Консультация «Экспериментируем дома» |
Эксперимент «Мягкий - твёрдый» | Привлечение родителей к проведению итогового мероприятия |
Итоговое мероприятие «Путешествие в страну открытий» (Просмотр презентации «Юные исследователи», проведение экспериментов вместе с родителями, просмотр выставки «Чудесные превращения») |
«В гостях у волшебницы водицы»
Эксперимент «Свойства воды».
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая и холодная.
Оборудование: два тазика с водой, резиновые игрушки – уточки, гусята, рыбки.
Ход эксперимента:
Дети усаживаются на стульчики полукругом. Звучит музыка со звуком воды.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте руками глазки и посчитаем вместе: раз, два, три - откройте глазки.
На столе ставятся два тазика с тёплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань и потрогать воду в тазике с холодной водой.
Воспитатель: Что там?(ответы детей)
-Какая водичка? (холодная)
Воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с тёплой водой.
Воспитатель: Что там?(ответы детей)
-Какая она? (тёплая)
Во время эксперимента ткань не снимается с тазиков, для того, чтобы активизировать тактильное восприятие.
Воспитатель (сняв ткань с тазиков): Кто может плавать в воде? (ответы детей)
Пальчиковая игра «Уточка»
Дети опускают руки в тазики с водой и делают упражнения.
На волнах качаясь, Руки ставятся параллельно друг к другу,
ладонями вниз,
Уточка плывёт плавными движениями поворачивают руки
Из стороны в стороны
То нырнёт, то вынырнет Руки ставятся параллельно друг к другу,
ладонями вниз, вверх, имитируя нырок
отпуская руки вниз, затем плавно поднимая вверх.
Лапками гребёт Гребут ладошками поочерёдно, имитируя лапки уточки.
Игры с водой и плавающими игрушками.
Эксперимент «Вода – прозрачная»
Цель: познакомить со свойством воды – прозрачностью.
Материал: вода, молоко, камешки, два стакана
Ход эксперимента:
Показ презентации «В гостях у волшебницы водицы»
Воспитатель: Сегодня мы снова отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте глазки руками и посчитаем вместе: раз, два, три. (Дети открывают глаза).
Уточнение правил безопасности:
- не брать в рот камешки
-не пить воду и молоко
Выполнение эксперимента.
Воспитатель в оба стакана опускает по камешку. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная, в стакане с молоком камешка не видно - значит, молоко – не прозрачное.
Предлагаем детям повторить: «Вода – прозрачная». Дети сами повторяют опыт.
Вывод: вода – прозрачная, молоко - непрозрачное.
Эксперимент «Растворимость веществ в воде»
Цель: раскрыть понятия о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Материал: вода, песок, сахар, два стакана
Ход эксперимента:
Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает посмотреть, что у нас находится на столе (ответы детей). Сегодня мы с вами будем маленькими волшебниками.
Уточнение правил безопасности:
- не пить воду из стакана
- не брать в рот сахар и песок.
Выполнение эксперимента.
В один стакан кладём песок, а в другой - сахар. Размешиваем. Дети наблюдают и отмечают, что песок медленно опустился на дно стакана. Сахар исчез.
Воспитатель. Почему так происходит? (Высказывания детей).
Вывод: в воде некоторые вещества растворяются (сахар), а некоторые нет
(песок).
Дети повторяют «Сахар растворился, а песок не растворился». Дети повторяют опыт.
«Чудесный песочек»
Эксперимент «Юные кладоискатели»
Цель: формирование представлений об особенностях сухого и мокрого песка.
Материал: песок, тазик с сухим песком, мелкие игрушки, лейка с водой , формочки для лепки из песка.
Ход эксперимента:
Показ презентации «Песок»
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (Песок).
Правила безопасности:
- не брать песок в рот
- не обсыпаться песком
-не тереть глаза грязными руками.
-Скажите, какого цвета песок? (Ответы)
Потрогайте его и скажите:
-- Какой песочек? (сухой, лёгкий, сыпучий)
- Как можно играть в песок? (копать, насыпать, сеять, лепить пирожки)
Игра «Юные кладоискатели»
Ребята, в песочке можно что – то найти, давайте с вами посмотрим, что же он сегодня для нас припрятал. Дети ищут в песке мелкие игрушки. По ходу поиска, беседуем:
- Скажите, а из нашего песка можно слепить пирожки? Дети пробуют.
- Получается? Почему нет?
Вывод: из сухого песка пирожки не получаются
-Что нужно сделать, чтобы он стал мокрым? (ответы детей)
Воспитатель наливает воды в песок так, чтобы он стал мокрым и пригодным для лепки.
- Каким стал песочек? (ответы детей)
Дети пробуют слепить пирожки и фигурки.
Вывод: из мокрого песка можно сделать пирожки.
Эксперимент «Эти забавные рисунки»
Цель: формирование тактильного восприятия сухого и мокрого песка.
Материал: тазик с сухим песком, лейка с водой, мелкие игрушки, музыка со звуками воды.
Ход эксперимента:
Подвижная игра «Песчинка».
Воспитатель предлагает поиграть: Вокруг себя повернитесь и в песочек (песчинку) превратитесь.
-Вот как много у нас песка. Весь песок сыпучий. Вдруг подул сильный ветер (воспитатель дует на детей). Все песчинки закружились, полетели. (Дети кружатся). Ветер притих и песчинки осторожно опустились на землю (дети садятся на корточки).
-Пыльно на улице (воспитатель поливает песчинки из лейки). Песчинки намокли и опустились на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь за руки и образуем круг - каравай. Вот какой большой каравай получился.
Предложить детям посмотреть, как на мокром песке остаются следы - игра с игрушками.
Тоже проделать с сухим песком. Сравнить отпечатки, оставленные на сухом и мокром песке.
Вывод: на мокром песке отпечатки видны лучше, чем на сухом песке.
«Волшебный мир камней»
Эксперимент «Камни»
Цель: познакомить с камнями, закрепить восприятие величины.
Материал: коллекции камешков, коробочка, картинки с изображение камней.
Ход эксперимента:
Воспитатель вносит коробочку с камнями. Просит угадать, что лежит в коробочке (поболтать коробочку, если дети не угадают - показать камешки).
Беседа о камушках:
-Где можно найти камушки? ( ответы детей - на дороге, на речке, в песке; при затруднении в ответах - показать картинки)
- Какие бывают камушки? (большие, маленькие, чёрные и т.д)
Уточнение правил безопасности:
-нельзя кидаться камнями;
нельзя брать их в рот.
Рассматривание камней.
Игра «Сортировка»
Дети группируют камешки по размеру и по цвету.
Вывод: камни бывают разные по размеру и по цвету.
Эксперимент «Тонет - не тонет»
Цель: закреплять восприятие веса, развивать логическое мышление.
Материал: камни, пёрышки, спички, тазик с водой.
Ход эксперимента:
Дети стоят в кругу. Показ корзиночки, в которой находятся камешки, пёрышки, спички.
-Что произойдёт, если нам опустить пёрышко и спичку в воду? (ответы детей)
-Как вы думаете, почему пёрышко и спичка плавают ? ( ответы детей)
-А что произойдёт, если нам опустить в воду камушек? (ответы детей)
-Почему он утонет? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям подержать на ладошках пёрышко, спичку и камешек, почувствовать, что тяжелее, а что легче.
Дети сами повторяют опыт.
Вывод: камешек тонет, потому что он тяжёлый, а пёрышко и спичка не тонут - лёгкие.
Эксперимент «Мягкий - твёрдый»
Цель: закрепить знания о свойствах пластилина; познакомить со свойствами камней.
Материал: пластилин, камни, дощечки для лепки.
Ход эксперимента:
Воспитатель говорит детям, что хочет показать им кое-что интересное и предлагает сесть за столы.
-Из чего можно слепить шарик (колбаску)? (ответы детей)
Воспитатель раздаёт кусочек пластилина на каждого и предлагает помять его и скатать шарик или колбаску.
Далее каждому по камушку и предлагает также скатать колбаску или шарик.
-Получается? (ответы детей)
- Возьмите камешек в ручку и сожмите его в ладошке. Какой камень? (ответы детей)
Вывод: пластилин - мягкий, камни - твёрдые.
Используемая литература:
- А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва 2009
- Е.И. Мурудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Детство - пресс 2010
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Познавательный проект "Любознай-ка"
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые откр...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
Интегрированное занятие в младшей группе Тема: «Путешествие в весенний лес»Конспект познавательно- интегрированного занятия в младшей группе. Цель: расширять и закреплять представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, через ИКТ. Задачи
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25747592","attributes":{"alt":"","class":"me...
ООД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в младшей группе. Тема « Свойства бумаги».
ООД по познавательному развитию(познавательно-исследовательская деятельность)в младшей группе.Тема « Свойства бумаги»....
Конспект занятия по ОО Познавательное развитие во 2 младшей группе.Тема:Сравнение двух групп предметов способами наложения и приложения.
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения....