СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
презентация к уроку (младшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ
С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступенька в приобретении более сложных знаний, умений и навыков.
«Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного восприятия органами чувств. Видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания». Я.И.Каменский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ : Создание игровой мотивации и проблемные ситуации на занятиях и в совместной деятельности детей и взрослого. Развитие у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять существенные характерные признаки предметов и явлений, группировать их по одному признаку. Обогащение предметной среды группы разнообразным материалом для совместного и самостоятельного исследования.
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступенька в приобретении более сложных знаний, умений и навыков. «Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного восприятия органами чувств. Видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания». Я.И.Каменский
В СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ВХОДИТ ОФОРМЛЕНИЕ И НАПОЛНЕНИЕ УГОЛКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
1. уголок ПОЗНАНИЯ С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности , сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики, воображения, речи. наборы пособий и материалов : пирамидки на конусной основе из колец; напольная пирамида; стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами; грибочки – втулки; матрешки (3 элемента); кубики с предметными картинками, сюжетно- дидактическое панно с прикрепляющимися на пуговицах, кнопках, липучках; ёмкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов); игрушки – забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки и пр.); набор шумовых коробочек; мягконабивная игрушка (крупная напольная) из тканей разной фактуры; тематические наборы картинок (животные, животные с детенышами, птицы, овощи и фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель) ; лото, настольно – печатные игры; набор разрезанных картинок и многое другое.
2. Уголок ВОДА-ПЕСОК Большое поле исследовательской деятельности открывает оборудование для игр с песком и водой. Набор для игры с водой : Стол-поддон; резиновые и пластиковые игрушки (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики, различные формочки, заводные игрушки; орудия для переливания и вылавливания (сачки, удочки, черпачки, ёмкости разных размеров и разной формы, лейки, водяная мельница, цветные губки, клеёнчатые фартуки). Набор для игры с песком : Стол – песочница; формочки разной конфигурации; предметы – орудия (совочки, грабельки, лопатки); ёмкости разного размера; природный материал (ракушки, камушки, шишки); бросовый материал (крышки, пробки; игрушки для закапывания (шарики, кубики); клеёнчатые фартуки.
3. Уголок ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающейся в ближайшем окружении Набор для экспериментирования : Стол с клеёнкой, клеёнчатые фартуки , материалы для пересыпания и переливания (фасоль, горох, макароны , пустые пластиковые бутылки, банки, воронки, формочки для приготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, поднос, пульверизатор, мыльные пузыри, зеркало, магниты, электрический фонарик, краски, разнообразный природный, текстильный, бросовый, строительный материал.
4. уголок ПРИРОДЫ Р асширять познавательный опыт , способствовать его использованию в практической деятельности Комнатные растения (фикус, оборудование для труда в природе). Комнатные растения (фикус, оборудование для труда в природе). Наблюдают за жизнью животных и растений (лук), участвуют в уходе за ними. Всё живое гибнет без воды.
Уголок ПОЗНАНИЯ Уголок МУЗЫКИ уголок ИЗО уголок ЧТЕНИЯ
Дидактические игры . Необходимы для развития аналитических способностей (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Это тематические наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, животных, животных с детенышами, растений и плодов, птицы, овощи и фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель; набор разрезанные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов); парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки; серии картинок с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и многое другое. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу), установление простых отношений между элементами (целое – части) и временных отношений (сначала – потом ).
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно – действенного мышления, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать координации руки и глаза, развития моторики. К данному типу материала относятся: наборы объёмных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски – вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики , пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.
Большое значение придают проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, происходящих в живой и неживой природе. Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной. Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а бумажные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Мы помогли детям разнообразить игры с водой: подкрашивали ее красителями, делали пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу.
Создание условий, организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности положительно повлияли на развитие детей ВЫВОД
Ребёнок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста ( «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » О.В . Дыбина ). Программа работы по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки для детей 2-6 лет» Т.В. Кирюшкина. «Малыш в мире природы» М.В. Коробова. «Ум на кончиках пальцев». Энциклопедия игр и заданий для развития мелкой моторики. О,В. Новикова. ЛИТЕРАТУРА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...
«Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности».
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, ...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Консультация для воспитателей....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...
- Мне нравится (1)