Конспект по основы науки и естествознания в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по основы науки и естествознания в средней группе
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания о характерных признаках осени, особенностях каждого периода.
2. Расширить представление детей о поведение диких животных осенью.
3. Познакомить со старинными названиями осенних месяцев;
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.
2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Развивать быстроту, ловкость, аккуратность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.
2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Предварительная работа с детьми: Наблюдения на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе; просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень»; беседы, чтение художественной литературы об осени; заучивание стихов.
Материал и оборудование: листочек, корзинка, аудиозапись П. И. Чайковского «Осень», календарь, картинка «осеннее дерево», картинки с животными и птицами, картинка с временами года «осень», картинка «труд человека осенью», мяч, ребусы.
Ход занятия.
- Встали дети дружно в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, четко говорим, потому что не спешим.
- Посмотрите, ребята, какой красивый листочек к нам прилетел! Чтобы узнать кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Как думаете, кто прислал нам этот листочек? (Осень)
- Ребята, а на листочке Осень нам что-то написала. Давайте я прочитаю.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вы найдете корзиночку с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное.
- Принимаем приглашение? (Да)
- Чтобы оказаться в лесу, нам нужно пофантазировать, мы скажем волшебные слова, повернемся вокруг себя и хлопнем в ладоши:
Вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!
- Посмотрите, на полянке стоят пенечки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень».
- Ребята, какая мелодия прозвучала? Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Мелодия очень красивая, мелодичная. Написал ее композитор П. И. Чайковский, она так и называется – Осень. Сегодня мы будем вспоминать об осени все, что знаем.
- А вот и наша корзиночка, которую приготовила для нас осень. Что же в ней есть, какие задания?
Задание №1. Календарь.
- Ребята, что это? (Календарь)
- Да, календарь. А что такое календарь? (Ответы детей)
(Обозначает движение времени)
- Посмотрите на картинку. Какое время года изображено на ней? (Осень)
- Вот и поговорим об этом времени года.
Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Ребята, сейчас какой месяц?
Назовите второй осенний месяц?
Назовите третий осенний месяц?
А первый месяц как называется?
Между сентябрем и ноябрем какой месяц?
- Молодцы!
- Ребята, а осень какой бывает? (Ранняя, золотая, поздняя)
-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)
- Ребята! Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:
На смену лету пришла …
Осенью опадают …
Дует холодный …
В лесу растут …
Моросит легкий…
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …
Птицы собираются в стаи и …
- Молодцы!
Физ. минутка.
- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы.
Встаем возле своих стульчиков – пенечков, так, чтобы было удобно.
Листья на ветках все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо).
Сентябрь наступит и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»).
Октябрь с собою принес листопад (плавно опускаем вниз руки).
Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую сторону).
Ноябрь пришел и весь лист облетел (присели).
И под ногами у нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).
Дети садятся на стульчики-пенечки.
Задание №2. Станинные названия осенних месяцев.
- Ребята, посмотрите, что это? (Осеннее дерево)
- Как вы догадались, что это дерево именно осеннее? (Ответы детей)
- А что необычного происходит с листьями на деревьях осенью? (Меняют цвет, опадает листва)
- Почему листья опадают? (Ответы детей)
- Вы знаете как называется явление природы, когда листья опадают? (Листопад)
Пальчиковая игра.
- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать. (дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины,
Листья тополя, листья рябины,
Листья дуба мы соберём. (загибают поочередно пальцы).
Мамам осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки).
- Ребята, а вы знаете, что в старину осенние месяцы называли по-другому? Кто-нибудь знает эти названия? (Ответы детей) Никто не знает? Тогда я вам сейчас расскажу!
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (В это время появляются ягоды рябины)
Октябрь – листопадник. (Потому что опадают листья)
Ноябрь – зимник. (Становится холодно, почти как зимой)
- Вставайте со своих пенечков и давайте поиграем в игру «Назови листочек». Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листочек. (Дуб, клен, осина, рябина, береза, липа, тополь)
- Молодцы! Садитесь.
Задание №3. Картинка с животными и птицами.
(Показать детям картинку с изображением животных и птиц)
- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)
- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени? (Готовятся к зиме)
- А как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей)
(Залегают в спячку – медведь, еж, барсук; делают запасы на зиму – белка, бурундук; меняют шубку на зимнюю – зайцы, белки)
- А что происходит с земноводными и насекомыми? Наверное они тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные и насекомые залегают в спячку до весны)
- Ребята, а в жизни птиц с приходом весны что-то меняется? (Ответы детей)
- Знаете ли вы как такие птицы называются? (Перелетные)
- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы!
- Давайте немного поиграем. Вставайте. Я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы должны махать руками, а если нет, то приседайте. (Сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь)
Задание №4. Картинка – труд человека.
- Давайте теперь поговорим о заботах человека осень. Что делают осеньюлюди в огородах и садах? (Ответы детей)
- Как называется урожай, собранный в саду/ на огороде? (Ответы детей)
- А что люди собираю осенью в лесу? (Ответы детей)
- Осень очень щедра на подарки. И все эти дары человеку нужно переработать. Это очень нелегкий труд.
- Вы знаете какие дары осени можно заготовить на зиму? Как их заготавливают? (Ответы детей)
- Хорошо. Вы молодцы!
Задание №5. Ребусы.
- Ребята, осень предложила отгадать нам ребусы. Давайте попробуем!
(Отгадывают ребусы, представленные на картинке)
- Молодцы ребята!
Завершающий этап.
- Сейчас я дам вам наш листочек и вы передавая его друг другу будетеговорить какая бывает осень. (Ответы детей)
(Золотая, печальная, долгая, дождливая, пестрая, теплая, холодная, разноцветная, красивая, хмурая, веселая)
- Понравилось вам в осеннем лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя: Вокруг себя повернись – в детский сад возвратись!
Ну вот и все! На этом наше путешествие завершено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по основам науки и естествознания в подготовительной группе на тему: «Одежда, обувь, головные уборы»
история происхождения одежды с использованием презентации, речевые игры...
Конспект ОД (Основы науки и естествознания) в средней группе «Беседа о сотрудниках детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны»
Конспект ОД по познавательному развитию.Средняя группа....
Занятие по Непосредственно образовательной деятельности Основы науки и естествознания для средней группы
Занятие по Основам науки и естествознания для средней группы "Животные средней полосы"...
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»
Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»...
Конспект по основам науки и естествознания в подготовительной группе по теме: «Путешествие снежинки»
Цель: Создать условия для закрепления знания детей о характерных признаках зимы.Задачи - образовательные:уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы, о свойствах снега и его значении в жи...
Конспект по основам науки и естествознания в старшей группе «Пернатые друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья» Конспект занятия по основам науки и естество...
Методическая разработка по основам науки и естествознанию в средней группе на тему: «Вода – наша спутница всегда»
Методическая разработка по основам науки и естествознанию в средней группена тему: «Вода – наша спутница всегда»...