Конспект по основам науки и естествознания в старшей группе «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «У Лукоморья»
Конспект занятия по основам науки и естествознания
(старшая группа)
ТЕМА: «Пернатые друзья»
Выполнила:
Сафьянова А.А.
г. Саяногорск
Конспект по основам науки и естествознания в старшей группе
«Пернатые друзья»
Цель: создание условий для формирования представлений у детей о зимующих птицах.
Задачи:
1) формировать умение узнавать по внешнему виду птиц, называть их;
2) способствовать закреплению знаний о повадках птиц;
3) формировать у детей желание заботится о птицах в зимний период.
Материал. Презентация с картинками и голосами птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповника, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от сороки и конверт. Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева.
Ход игры
Звучит запись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?
Дети. Голоса птиц.
Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.
Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки и другие.
Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Дети. Зимующие.
Младший воспитатель (входит). Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом детский сад «Сказка».
Воспитатель (читает письмо).
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!».
Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки: «Сложи птицу!». На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу.
Воспитатель. Какую птицу вы сложили?
Дети. Сороку.
Воспитатель. Из каких частей вы её составили?
Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы детей). А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы). Верно, размером, окраской, формой частей тела и т.д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть на свои места.
Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!». Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.
Первая загадка
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Дятел – врач лесного царства, очищает кору деревьев от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из-под коры жуков-короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слизью. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловую или сосновую шишку, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
Вторая загадка
Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь она.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.
Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дубле. Великолепно видит в темноте. А слух у нее в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Третья загадка
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле-кле-кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенками, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама-клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа-клест.
Воспитатель. Где живут эти птицы?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как их можно назвать?
Дети. Это лесные птицы.
Затем дети выполняют третье задание Сороки: «Поиграй-ка!» (организуется физминутка «Птички»).
Птички в гнездышке сидят (дети приседают)
И на улицу глядят (поворачивают голову в сторону).
Погулять они хотят
И тихонько все летят (дети разлетаются, машут руками, как крыльями).
Снова в гнездышке сидят (дети приседают).
Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка». Дети произносят слова, загибают пальцы, начинаю с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам! Дети садятся на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай и назови!».
Воспитатель.
Различаемся мы цветком,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем –
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель), воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.
У снегиря ярко-красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.
Синица – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.
У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно-бурые, а голова серая.
У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые. Вороны – всеядные птицы.
У свиристелей оперение нарядное, розовато-коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях ярко-красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.
Затем дети выполняют пятое задание Сороки: «Расставь птиц!». На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.
Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.
Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».
Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой перелетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупу и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Ответы).
А теперь встанем, повернемся направо, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся.
Воспитатель. Настало время выполнить последнее, задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». И так вопросы.
- Как называют птиц, которые не улетает в теплые края? (Зимующие).
- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу).
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятел).
- Почем зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает).
- Понравилось вам путешествие? (Ответы).
Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_pernatye_druzya.docx | 851.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «У Лукоморья»
Конспект занятия по основам науки и естествознания
(старшая группа)
ТЕМА: «Пернатые друзья»
Выполнила:
Сафьянова А.А.
г. Саяногорск
Конспект по основам науки и естествознания в старшей группе
«Пернатые друзья»
Цель: создание условий для формирования представлений у детей о зимующих птицах.
Задачи:
1) формировать умение узнавать по внешнему виду птиц, называть их;
2) способствовать закреплению знаний о повадках птиц;
3) формировать у детей желание заботится о птицах в зимний период.
Материал. Презентация с картинками и голосами птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповника, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от сороки и конверт. Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева.
Ход игры
Звучит запись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?
Дети. Голоса птиц.
Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.
Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки и другие.
Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Дети. Зимующие.
Младший воспитатель (входит). Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом детский сад «Сказка».
Воспитатель (читает письмо).
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!».
Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки: «Сложи птицу!». На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу.
Воспитатель. Какую птицу вы сложили?
Дети. Сороку.
Воспитатель. Из каких частей вы её составили?
Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы детей). А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы). Верно, размером, окраской, формой частей тела и т.д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть на свои места.
Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!». Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.
Первая загадка
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Дятел – врач лесного царства, очищает кору деревьев от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из-под коры жуков-короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слизью. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловую или сосновую шишку, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
Вторая загадка
Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь она.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.
Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дубле. Великолепно видит в темноте. А слух у нее в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Третья загадка
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле-кле-кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенками, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама-клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа-клест.
Воспитатель. Где живут эти птицы?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как их можно назвать?
Дети. Это лесные птицы.
Затем дети выполняют третье задание Сороки: «Поиграй-ка!» (организуется физминутка «Птички»).
Птички в гнездышке сидят (дети приседают)
И на улицу глядят (поворачивают голову в сторону).
Погулять они хотят
И тихонько все летят (дети разлетаются, машут руками, как крыльями).
Снова в гнездышке сидят (дети приседают).
Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка». Дети произносят слова, загибают пальцы, начинаю с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам! Дети садятся на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай и назови!».
Воспитатель.
Различаемся мы цветком,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем –
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель), воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.
У снегиря ярко-красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.
Синица – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.
У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно-бурые, а голова серая.
У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые. Вороны – всеядные птицы.
У свиристелей оперение нарядное, розовато-коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях ярко-красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.
Затем дети выполняют пятое задание Сороки: «Расставь птиц!». На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.
Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.
Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».
Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой перелетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупу и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Ответы).
А теперь встанем, повернемся направо, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся.
Воспитатель. Настало время выполнить последнее, задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». И так вопросы.
- Как называют птиц, которые не улетает в теплые края? (Зимующие).
- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу).
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятел).
- Почем зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает).
- Понравилось вам путешествие? (Ответы).
Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (Основы науки и естествознания) в средней группе «Беседа о сотрудниках детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны»
Конспект ОД по познавательному развитию.Средняя группа....
Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Цель:дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Землеуточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлебпривить детям бережное отношение к хлебу.Зад...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Книга- наш друг»
Цель: познакомить детей с историей возникновения современной книги, сформировать у детей понятие, что книга - это источник информации знаний.Задачи:Образовательные: познакомить с историей во...
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»Цель: создание условий для формирования представлений у детей о детском саде как, дружном колле...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Моя семья»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе «Моя семья»Цель: создание условий для формирования у детей интереса к семье, членам семьи.Задачи:1) побуждать называть ...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группе Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект ООД по основам науки и естествознания в старшей группеТема: «Дикие животные наших лесов»Цель: создание условий для расширения представлений детей о многообразии животного мира.Зад...