Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа круглый год"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Плуталова Татьяна Владимировна

Программа «Природа круглый год»  по изучению сезонных явлений в природе детей дошкольного возраста направлена  на расширение знания о природе, формировать у детей ряд конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы, формировать практические навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_kruglyy_god._plutalova_t._v.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность: естественнонаучная. 

По форме организации: групповая.
Уровень освоения программы: стартовый.

Новизна программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа круглый год»  имеет единый систематический цикл занятий по изучению сезонных явлений в природе.   Позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Дети с 5 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой воспитанники совместно с родителями и педагогом создадут цикл мини-проектов «Осеннее дерево», « В лесу родилась ёлочка», «Волшебные семена»". Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что развитие познавательных способностей, позволит детям адекватно оценивать происходящие вокруг них сезонные явления и природные процессы. Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому развитие у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, т. к. ведущей идеей программы является идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека и природы, что позволяет показать окружающую среду как среду единства природы и общества, даёт возможность эффективно влиять на становление отношения детей к миру природы.

Адресат программы

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Признаком возраста является начинающееся становление личности, овладение творческой деятельностью, познание и имитация мира человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития характеризуется разделением системы отношений на две ветви: «ребенок – взрослый» и «ребенок-ребенок». Главной направленностью жизнедеятельности является игра, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Кризисным моментом возраста является демонстративное поведение, отказ от правил и обязанностей. Появляется потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Для мотивационной сферы характерно соподчинение мотивов. Возраст характеризуется развитым самосознанием, наглядно-образным мышлением, непроизвольной памятью, правильной речью, целенаправленным анализирующим восприятием. Начинает появляться произвольная память и словесно-логическое мышление.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие.

Количество учащихся

В группе обучения 20 - 25 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

1год обучения: 36 часа в год.

Количество учебных недель- 36.

Формы и режим занятий

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть  обеспечивает  наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий  максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятия в неделю продолжительностью 25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

  1. Цель и задачи программы

Цель: Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Расширить знания о природе;

2. Формировать у детей ряд конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;

3. Формировать практические навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей любовь к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. Воспитывать эстетического отношения к окружающему миру и развитие творчества.

Развивающие:

1.  Развивать память, внимание, кругозор детей;

2.  Развитие творческого и художественного мышления воображения и фантазии;

3.  Обогащать словарный запас детей.

Виды  деятельности:

1. Организованные:

– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

– экскурсии ( сад, луг).

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, музыкальные, интеллектуальные, “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название темы

Всего

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

1.

Неживая природа осенью

4ч.

1ч.

3ч.

Развлечение

«Путешествие в осеннее царство»

2.

Растительный мир осенью

3ч.

1 ч.

2ч.

Мини- проект «Осеннее дерево»

3.

Животный мир осенью

3ч.

1ч.

2ч.

Акция «Помогите птицам выжить»

4.

Природа и человек

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

Сбор урожая на огороде

5.

Неживая  природа  зимой

4ч.

1ч.

3ч.

Викторина «Зимушкины забавы»

6.

Растения зимой

3ч.

1ч.

2ч.

Мини- проект    « В лесу родилась ёлочка»

7.

Животный мир зимой

3ч.

1ч.

2ч.

Викторина «Зимние кладовые белки»

8.

Природа и человек

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

Зимний праздник. «Пройдет зима холодная…»

9.

 Неживая природа весной

2ч.

1ч.

1ч.

Викторина «Сравнение признаков зимы и весны»

10.

Растения весной

4ч.

1ч.

3ч.

Мини- проект «Волшебные семена»

11.

Животный мир весной

3ч.

1ч.

2ч.

Акция «Домик для скворца»

12.

Природа и человек

3ч.

1ч.

2ч.

Изготовление знаков «Берегите природу».

Итого часов:

36ч.

11ч.

25ч.

Содержание учебного плана

Тема 1 «Неживая природа осенью»

Теория.

Беседы; наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона; дидактические игры; чтение художественной литературы; Рассматривание глобуса.

Практика.

Аппликация из природного материала «Сокровища природы»; Развлечение

«Путешествие в осеннее царство»; Моделирование

«Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика»;

Тема 2. «Растительный мир осенью»

Теория.

Наблюдение за цветущими растениями цветника, деревьями; экскурсии; чтение художественной  литературы.

Практика.

Рисование «Луг осенью»; сбор природного материала; Аппликация

«Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/поделки из природного материала; зарисовка признаков осени; проект «Осеннее дерево»

Тема 3. «Животный мир осенью»

Теория.

Наблюдение за дождевыми червями после дождя; просмотр обучающего видеофильма; наблюдение за поведением птиц; рассмотрение иллюстраций; просмотр обучающего фильма о подготовке животных к зиме.

Практика.

Акция «Помогите птицам выжить»; Развлечение «День синицы»; Ребусы «Животные»

Тема 4. «Человек и природа»

Теория. Наблюдение  за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ; рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе; Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма; наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Практика. Лепка «Богатый урожай»; Сбор урожая на огороде; Опыт «Вращение Земли»; Заполнение календарей природы.

Тема 5.    «Неживая  природа  зимой»

Теория. Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой».

  «Берегите воду»; Наблюдение за снегом, изморозью; наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Практика. Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды; игры с вертушками, шариками; опыты по выявлению свойств воздуха; опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды»; зарисовка признаков зимы; викторина «Зимушкины забавы».

Тема 6.  «Растения зимой»

Теория. Наблюдения за растениями зимой (хвойные и лиственные деревья); определение правильность ухода за растениями дома;  наблюдение за комнатными растениями.

Практика. Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»; Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений «Растения дышат», «Растения выделяют влагу»; рисование «Мое любимое комнатное растение»

 

Тема  7.  «Животный мир зимой»

Теория. Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин; наблюдение за сезонными изменениями в природе; просмотр обучающего видеофильма; цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц.

Практика. Аппликация  «Птицы на кормушке»; викторина «Зимние кладовые белки»; заполнение календарей природы.

        

Тема  8.   «Природа и человек»

Теория. Просмотр обучающего видеофильма; наблюдение за неживой природой; чтение художественной литературы.

Практика. Подкормка птиц зимой. Практическая работа: «Составление птичьего рациона и подкормка птиц»; Рисование (коллективная работа) «Природа родного края».

Тема   9.  «Неживая природа весной»

Теория. Наблюдений за солнцем; наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»; рассматривание коллекции камней.

Практика. Праздник  «Масленица», опыты по выявлению свойств песка, глины, камней; лепка (изготовление различных изделий) из глины; составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам.

Тема  10.   «Растения весной»

Теория. Наблюдений за первоцветами; наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. Беседа о пробуждении растений весной, набухание почек.

Практика. Выпуск листовок «Берегите первоцветы»; «Огород на окне». Посев семян на рассаду; пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду; аппликация «Веточка яблони».

Тема 11.   «Животный мир весной»

Теория. Просмотр видеофильма «Дикая природа»; наблюдение за прилетающими птицами, их поведением; наблюдений за насекомыми.

Практика. Акция «Домик для скворца»; конкурс загадок «Что? Где? Когда?»; экскурсия на луг в поисках насекомых;

Тема12.  «Природа и человек»

Теория. Просмотр видеофильма; чтение художественной литературы о весне. Рассматривание картин с изображением труда людей в саду.

Практика. Аппликация «Река весной»; изготовление знаков «Берегите природу»; зарисовка признаков весны.

1.4. Планируемые результаты

1. Результаты обучения (предметные результаты)

По окончании года обучения детей:

Знает:

- правила поведения в природе;

- зависимость жизнедеятельности растений в разные сезоны;

- зависимость жизнедеятельности диких и домашних животных в разные сезоны;

- зависимость жизнедеятельности птиц и насекомых в разные сезоны;

Имеет представления:

- о сезонных изменениях в природе;

- об изменениях в живой природе в зависимости от сезона;

- об изменениях в неживой природе в зависимости от сезона;

- о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;

Умеет:

выполнять правила поведения на природе;

- обеспечивать уход за растениями уголка природы в зависимости от сезона;

- оказывать помощь окружающей природе (Подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы»

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Природа круглый год»

год обучения: 1

№ п/п

Месяц Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

1.

02

15. 30

Комплексное

Занятие

1

«Наш дом -природа»

Групповая комната

Выставка

2.

09

15. 30

Интегрированное занятие

1

«Поможем дождевому червю найти дом»

Групповая комната

Просмотр

3.

16

15.30

Комплексное занятие

1

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Групповая комната

Просмотр

4.

23

15.30

Комплексное занятие

1

«Цветущие растения»

Групповая комната

Выставка

Октябрь

5.

07

15.30

Занятие- развлечение

1

«Осенние явления в неживой природе»

Групповая комната

Просмотр

6.

14

15.30

Экскурсия

1

«Луг –экосистема»

Луг на территории ДОУ, групповая комната

Выставка

7.

21

15.30

Комбинированное занятие

1

«Хлеб всему голова»

Групповая комната, кухня ДОУ

Выставка

8.

28

15.30

Интегрированное занятие

1

«Знакомим детей с почвой»

Групповая комната

Просмотр

Ноябрь

9.

4

15.30

Комплексное занятие

1

Сравнение диких и домашних животных

Групповая  комната

Просмотр

10.

11

15.30

Игровое занятие

1

«Беседа о перелетных птицах»

Групповая комната  

Просмотр

11.

18

15.30

Интегрированное занятие

1

«Почему бывают разные времена года»

Групповая комната  

Просмотр

12.

25

15.30

Обобщающее занятие

1

«Как растения готовятся к зиме»

Групповая  комната

Просмотр

Декабрь

13.

2

15.30

Комплексное занятие

1

«Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Групповая  комната

Просмотр

14.

9

15.30

Комплексное занятие

1

«Как растения приспособились зимовать»

Групповая  комната

Выставка

15.

16

15.30

Интегрированное занятие

1

«Рыбы зимой»

Групповая  комната

Просмотр

16.

23

15.30

Интегрированное занятие

1

«Зимовка  диких и домашних  животных»

Групповая  комната

Просмотр

Январь

17.

13

15.30

Комплексное занятие

1

«Что мы знаем о воздухе»

Групповая  комната

Просмотр

18.

20

15.30

Интегрированное занятие

1

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

Групповая  комната

Просмотр

19.

27

15.30

Комплексное занятие

1

«Беседа о зимующих птицах»

Групповая  комната

Выставка

20.

29

15.30

Комплексное занятие

1

«Зимние явления в неживой природе»

Групповая  комната

Выставка

Февраль

21.

3

15.30

Комплексное занятие

1

«Приборы – помощники»

Групповая  комната

Выставка

22.

10

15.30

Интегрированное занятие

1

«Комнатные растения – живой организм»

Групповая  комната

Выставка

23.

17

15.30

Интегрированное занятие

1

«Как животные проводят зиму в лесу?»

Групповая  комната

Просмотр

24.

24

15.30

Занятие –развлечение

1

Комплексное занятие  «Пройдет зима холодная…»

Групповая  комната

Просмотр

Март

25.

3

15.30

Комплексное занятие

1

«Берегите первоцветы»

Групповая  комната

Выставка

26.

10

15.30

Комплексное занятие

1

«Осторожно тонкий лед»

Групповая  комната

Просмотр

27.

17

15.30

Комплексное занятие

1

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

Групповая  комната

Просмотр

28.

24

15.30

Интегрированное занятие

1

 «Как солнце жизнь дает земле»

Групповая  комната

Просмотр

Апрель

29.

7

15.30

Комплексное занятие

1

«Встречаем птиц»

Групповая  комната

Просмотр

30.

14

15.30

Интегрированное занятие

1

Особенности жизни зверей весной»

Групповая  комната

Просмотр

31.

21

15.30

Комплексное занятие

1

«Земля – живая планета»

Групповая  комната

Просмотр

32.

28

15.30

Интегрированное занятие

1

«Путешествие по экологической тропе»

Территория ДОУ

Просмотр

Май

33.

5

15.30

Комплексное занятие

1

 Размножение растений  

Групповая  комната

Групповая  комната

34.

12

15.30

Комплексное занятие

1

«Этот удивительный мир насекомых»

Территория ДОУ

Просмотр

35.

19

15.30

Комплексное занятие

1

 «Весенние явления в неживой природе» 

Групповая  комната

Просмотр

36.

26

15.30

Комплексное занятие

1

 «Почему цветут деревья»

Групповая  комната

Выставка

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: групповая комната (светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН), развивающая предметно-пространственная среда.

Перечень оборудования учебного помещения: учебная доска, мольберт, магниты, магнитная азбука, мел, столы и стулья для детей по росту, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, бросового, природного материалов.

  • Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: Муляжи овощей, фруктов, плодово-ягодных культур, таблицы, стенды, динамические пособия: комплект таблиц по природоведению; дидактическое пособие «Овощи», "Сохраним родную природу", "Лекарство из леса", "Наши четвероногие друзья", занимательный материал, кроссворды, викторины, загадки, аудиовизуальные средства: тематические презентации: Экологические ситуации для младших дошкольников; Апрельская капель; Деревья рядом с нами; Март,цветная бумага, цветной картон, пластилин, доска для лепки, глина, клей, краски, клей, цветные карандаши, цветные фломастеры, альбом для рисования, гербарии, коллекции: камней, древесных пород, семян.

Перечень технических средств обучения: компьютер, ноутбук, телевизор, магнитофон.

Методическое обеспечение

  • словесный – объяснение, рассказ, беседа, чтение;
  • репродуктивный – передача и запоминание информации;
  • практической работы;
  • наглядный – просмотр видеосюжетов и презентаций, наблюдение;
  • игры – дидактические, настольные, игры-путешествия;
  • самостоятельный – выполнение творческих и индивидуальных заданий;
  • стимулирования – создание ситуации успеха;
  • контроля;
  • проектный – привлечение детей к выбору объектов для наблюдения.

        

2.3. Формы аттестации

  • конкурсы;
  • викторины;
  • творческие работы;
  • практическая и учебно-исследовательская работа;
  • наблюдения за природными объектами и явлениями;

2.4. Оценочные материалы

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа круглый год» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения программы, диагностику знаний, умений и навыков. С этой целью используется диагностика экологических знаний старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой).

        В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

        Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

       Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
       Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
       Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
       Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
       После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
       Как называется животное (птица, насекомое)?
       Что ты можешь рассказать о нем?
       Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
       Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
       Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
       Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
              Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
              Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
              Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
              Для чего нужны людям комнатные растения?
              Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
       Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
              а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
              б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
              в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
              г) цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень
       Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего
       Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

3. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
       Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
              Какие свойства песка ты знаешь?
              Где и для чего человек использует песок?
              Какие свойства камней ты знаешь?
              Где и для чего человек использует камни?
              Какие свойства воды ты знаешь?
              Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень
       Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего.
       Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
4. Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
Оборудование. 
Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению
       Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему?
       Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
       Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
              Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
              Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
              С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
              На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?". По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень
       Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
       Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

5. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
       Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
              Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает:               "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
              Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет,               спрашивает: "Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?".)
              Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
              Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
       Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
       Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, низкй).

2.5. Методические материалы

Название

Материально-техническое

Формы, методы,

Формы подведения

п/п

раздела,

оснащение, дидактико-

приемы обучения

итогов

темы

методический материал

Неживая природа осенью

1.

 «Наш дом -природа»

 Цветной картон, клей, природный материал,

Словесный, наглядный, Практический методы.

Комплексное занятия.

Аппликация из природного материала «Сокровища природы».

2.

«Осенние явления в неживой природе»

Предметные картинки, цветные карандаши, бумага.

Словесный, практический методы.

Занятие- развлечение

Развлечение

«Путешествие в осеннее царство».

3.

«Почему бывают разные времена года»

Зеркала, фонарики, глобус, модель солнечной системы.

Наглядно- действенный, практический методы.

Интегрированное занятие.

Опыт «Передача солнечного зайчика».

4.

«Знакомим детей с почвой»

Схемы, обучающие плакаты, цветная бумага, цветной картон, клей.

Словесный, практический.

Интегрированное занятие.

Акция

«Поможем земле подготовиться к зиме».

Растительный мир осенью

5.

«Луг –экосистема»

Цветные карандаши, бумага.

Наглядный, наблюдение, практический методы.

Комплексное занятие.

Экскурсия. Рисование «Луг осенью».

6.

«Как растения готовятся к зиме»

Природный материал, клей, цветной картон.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

Аппликация

«Осенний пейзаж» (из засушенных листьев).

7.

«Цветущие растения»

Бумажные конверты, предметные картинки.

Наглядный, словесный методы.

Практическое занятие.

Сбор семян.

Животный мир осенью

8.

«Поможем дождевому червю найти дом»

Обучающие плакаты, предметные картинки цветная бумага, цветной картон, клей,

Словесный, практический методы. Комплексное занятие.

Акция «Помогите птицам выжить», развлечение «День синицы», ребусы «Животные».

9.

Сравнение диких и домашних животных

Предметные картинки, видеофильм.

Словесный, игровой методы.

Игровое занятие.

Викторина

10.

Беседа о перелетных птицах

Обучающие плакаты, запись голосов птиц, предметные картинки.

Словесный метод.

Игровое занятие.

Развлечение «День синицы»

Человек и природа

11.

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Ведерки, перчатки.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

 Сбор урожая на огороде.

12.

 «Хлеб всему голова»

Видеофильм, соленое тесто, муляжи хлебобулочных изделий.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

Лепка из соленого теста.

Неживая  природа  зимой

13.

«Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Схемы, модели, видеофильм, прозрачная посуда различной формы, молоко, сок, камешки.

Практический метод.

Комплексное занятие.

Опыты по выявлению свойств воды.

14.

«Что мы знаем о воздухе»

Вертушки, воздушные шарики,

Практический метод.

Комплексное занятие.

Опыты по выявлению свойств  воздуха.

15.

«Приборы – помощники»

Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

Практический метод.

Комплексное занятие.

Опыт по измерению температуры воды и воздуха.

16.

«Зимние явления в неживой природе»

Календарь погоды, предметные картинки.

Практический метод.

Комплексное занятие.

Викторина «Зимушкины забавы». Зарисовка признаков зимы.

Растения зимой

17.

«Как растения приспособились зимовать»

Мнемотаблица, предметные картинки.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

18.

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

Комнатные растения, таблицы, цветные карандаши.

Практический метод.

Интегрированное занятие.

Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу».

19.

«Комнатные растения – живой организм»

Цветные карандаши, бумага.

Наглядные, практический методы.

Интегрированное занятие.

Рисование «Мое любимое комнатное растение»

Животный мир зимой

20.

«Как животные проводят зиму в лесу?»

Экран, ноутбук.

 Наглядный метод.

Интегрированное занятие.

 Викторина «Зимние кладовые белки».

21.

«Беседа о зимующих птицах»

Обучающий плакат, ноутбук, цветная бумага, картон, клей.

Практический метод.

Комплексное занятие.

Аппликация  «Птицы на кормушке»

22.

«Рыбы зимой»

Экран, ноутбук, календарь природы.

Наглядный, практический методы.

Интегрированное занятие.

Заполнение календарей природы. Просмотр обучающего видеофильма.

Природа и человек

23.

«Зимовка диких и домашних  животных»

Экран, ноутбук.

Наглядный метод.

Интегрированное занятие.

Просмотр обучающего видеофильма.

24.

 «Пройдет зима холодная…»

Экран, ноутбук

Практический метод.

Занятие –развлечение.

Зимний праздник.

Неживая природа весной

25.

«Как солнце жизнь дает земле»

 Атрибуты к народным играм, эстафетам.

Практический метод.

Занятие –развлечение.

Праздник  

«Масленица»

26.

«Весенние явления в неживой природе»

Предметные картинки, обучающие плакаты, ноутбук.

Наглядный, словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

Викторина «Сравнение признаков зимы и весны»

Растения весной

27.

«Берегите первоцветы»

Цветные карандаши, бумага.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

28.

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

Семена овощей, почва, лотки для рассады, схемы.

Практический метод.

Комплексное занятие.

«Огород на окне». Посев семян на рассаду.

29.

«Размножение растений»

Схемы посадки, почва, горшки для цветов, побеги (герань, бегония), черенки (традесканция, бальзамин), листья (фиалка, сансевьера), кусты (хлорофитум).

Практический, словесный методы.

Комплексное занятие.

Пересадка комнатных растений.

30.

«Почему цветут деревья»

Ноутбук, экран, цветная бумага, клей.

Наглядный, практический методы.

Комплексное занятие.

Аппликация «Веточка яблони»

Животный мир весной

31.

«Особенности жизни зверей весной»

Ноутбук, экран.

Словесный метод.

Интегрированное занятие.

Конкурс загадок «Что? Где? Когда?»

32.

«Встречаем птиц»

Наглядный, практический методы.

Комплексное занятие.

Акция «Домик для скворца».

33.

«Этот удивительный мир насекомых»

Комплексное занятие.

Экскурсия на луг в поисках насекомых.

Природа и человек

34.

«Осторожно тонкий лед»

Цветная бумага, клей, ножницы, ноутбук, экран.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

 Аппликация «Река весной»

35.

«Земля – живая планета»

Цветные карандаши, бумага, ноутбук, экран.

Словесный, практический методы.

Комплексное занятие.

Изготовление знаков «Берегите природу».

36.

«Путешествие по экологической тропе»

Сочки, увеличительные стекла, фломастеры, бумага.

Практический метод. Интегрированное занятие.

Зарисовка признаков весны.

2.6. Список литературы

1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А.  Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

2. Гончаров Н.В.  План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.

3. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.,

4. Дыбиной О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М.. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

4.  Нифонтова С. Н.  , Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

5. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...