Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА социально – педагогической направленности по организации экспериментально-исследовательской деятельности в экосистеме планеты Земля «Чудеса природы»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе серии успешно реализованных авторских проектов для детей старшего дошкольного возраста естественнонаучной и социально – педагогической направленности с учётом нормативно правовых документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в образовательных организациях.
Тематический цикл программы: естественнонаучный
Предметная область: экология
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Форма организации: групповая, индивидуальная
Уровень сложности: стартовый.
Программа включает теоретические знания, работы практического характера, экскурсии, наблюдения, квест-игры, создание моделей. Она содержит занимательные сведения о неживой и живой природе, об эволюционных процессах в экосистеме нашей планеты. Работа по программе даёт не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников познавательный интерес к миру природы, бережное и ответственное отношение к экологической системе нашей планеты. Программа даёт ребёнку возможность понимания того, что человек тоже является неотъемлемой частью природы, а значит и частью экологической системы планеты Земля. В результате активной познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность повышения уровня своей социальной компетентности. Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных проблем дошкольного воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и обществе в целом. Развитие социальных навыков может происходить только лишь в правильно организованной деятельности свойственной ребёнку. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской экспериментально-исследовательской деятельности направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Ребёнок должен «примерить» на себе различные роли, исполняемые людьми в повседневной жизни, увидеть их значимость для окружающих и почувствовать свою принадлежность к этому миру предметов и явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Чудеса природы" | 76.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД С. БАКЧАРА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА
социально – педагогической направленности
по организации экспериментально-исследовательской деятельности в экосистеме планеты Земля
«Чудеса природы»
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе серии успешно реализованных авторских проектов для детей старшего дошкольного возраста естественнонаучной и социально – педагогической направленности с учётом нормативно правовых документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в образовательных организациях.
Тематический цикл программы: естественнонаучный
Предметная область: экология
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Форма организации: групповая, индивидуальная
Уровень сложности: стартовый.
Программа включает теоретические знания, работы практического характера, экскурсии, наблюдения, квест-игры, создание моделей. Она содержит занимательные сведения о неживой и живой природе, об эволюционных процессах в экосистеме нашей планеты. Работа по программе даёт не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников познавательный интерес к миру природы, бережное и ответственное отношение к экологической системе нашей планеты. Программа даёт ребёнку возможность понимания того, что человек тоже является неотъемлемой частью природы, а значит и частью экологической системы планеты Земля. В результате активной познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность повышения уровня своей социальной компетентности.
Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных проблем дошкольного воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и обществе в целом. Развитие социальных навыков может происходить только лишь в правильно организованной деятельности свойственной ребёнку. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской экспериментально-исследовательской деятельности направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Ребёнок должен «примерить» на себе различные роли, исполняемые людьми в повседневной жизни, увидеть их значимость для окружающих и почувствовать свою принадлежность к этому миру предметов и явлений.
- Актуальность.
В основе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников лежит огромное желание познать окружающий мир и стремление к повседневным открытиям, а так - же любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Эта деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе НОД, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам и ситуациям, тем самым социализируя ребёнка. Правильно организованная исследовательская деятельность помогает малышу самостоятельно ответить на многие вопросы, а как известно, знания добытые именно таким путём усваиваются практически на всю жизнь. И очень важно, не оставить без внимания тот момент, что каждый ребёнок должен выступать в роли экспериментатора, а не пассивного наблюдателя.
- Новизна
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса природы» заключается в том, что процесс социализации старших дошкольников проходит через экспериментально - исследовательскую деятельность с предметами и явлениями природы окружающего нас мира в неформальном общении с ровесниками, сверстниками и взрослыми.
В условиях реализации программы дети могут развивать свои потенциальные способности, учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, адаптироваться в современном обществе и получить возможность полноценной организации своего свободного времени.
Родители становятся активными участниками реализации программы, создаётся единая воспитательно-образовательная среда.
- Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программа «Чудеса природы» является то, что она даёт возможность каждому воспитаннику попробовать свои силы в разных областях познания, углубленно изучить ту тему, которая его наиболее заинтересовала и поделиться своими открытиями со сверстниками и взрослыми, выступить в роли человека, несущего в массы экспериментально исследованную информацию.
Каждая из организованной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающая программе «Чудеса природы» является только первоначальным шагом к дальнейшим познавательным действиям в области экологической культуры нашей планеты.
Для детей, которые изъявили желание получить базовые знания или даже продвинутый уровень знаний по той или иной теме, с помощью технологии «Трёх вопросов», пишется индивидуальный учебный план дальнейшего развития. Им предоставляется возможность работать по теме индивидуально или создавать свои исследовательские группы по интересам, распределять роли в группах самостоятельно или с помощью взрослого – если это необходимо. Дети могут привлекать к работе ровесников на разных этапах исследовательской деятельности.
Воспитатель и родители работают в одной общей команде, их основная задача – поддержка детской инициативы и интереса на протяжении всего исследования.
В объединение «Чудеса природы» принимаются все желающие от 5 до 6 лет без конкурсного отбора.
Система действий педагога и детей на разных этапах экспериментально-исследовательской деятельности.
Этапы | Деятельность детей | Деятельность воспитателя |
Подготовка - выбор темы исследования, определение цели и содержания исследовательской деятельности, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов исследовательской деятельности | Уточняют информацию, предлагают задания, принимают совместное решение по теме исследования | Отбирает возможные темы и предлагает их детям. Объясняет цель, мотивирует к деятельности, организует и контролирует работу по формированию творческих групп. |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств, с помощью которых будет происходить исследовательская деятельность, выбор критериев оценки результатов, распределение обязанностей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы. | Предлагают план действий, выделяют конкретные задачи, определяют, с помощью чего будем проводить исследования, распределяют роли в группе | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, продумывает экспериментально-исследовательскую деятельность, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации исследовательской деятельности. |
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана действий. | Работают с информацией, выдвигают и отбирают наиболее понравившиеся гипотезы, ведут исследовательскую работу. | Консультирует, координирует работу, поддерживает интерес детей к деятельности. |
Выполнение – выполнение исследования | Занимаются непосредственно исследовательской деятельностью. Оформляют полученные результаты в соответствии с принятыми правилами | Консультирует, координирует работу детей, стимулирует их деятельность. Оказывает помощь в оформлении результатов. |
Оценка результатов – оценка выполнения исследовательской деятельности: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. | Обсуждают результаты, исправляют недочеты, формулируют выводы. | Наблюдает за деятельностью детей, принимает участие в обсуждении. |
Презентация – защита исследовательских работ. | Оглашают результаты своей работы | Организует экспертизу (приглашает в качестве экспертов других воспитателей, администрацию, родителей). |
- Цель и задачи Программы.
Цель. Повышение уровня социальной компетентности детей предшкольного возраста через совместную экспериментально – исследовательскую деятельность в области экологической системы планеты Земля.
Задачи.
- Обучающие
1.Создать условия для пробуждения интереса детей к окружающему нас миру предметов и явлений природы.
2.Расширить представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3.Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
4.Совершенствовать умения пользоваться оборудованием для экспериментирования.
- Воспитательные
5.Формировать представления об использовании человеком факторов природной среды.
6. Воспитывать ответственное отношение к окружающему нас миру.
7.Формировать представление детей о собственной значимости и принадлежности к этому миру предметов и явлений окружающей среды.
- Развивающие
8.Развивать умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать, делать выводы, умозаключения (развивать умственные способности).
9.Способствовать социально-личностному развитию: развитию коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля и саморегуляции.
1.5. Адресат программы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» рассчитана на детей 5 – 6 лет. Так как в этом возрасте дети уже готовы усваивать нормы и ценности общественной жизни. До начала игры, а экспериментально-исследовательская деятельность по своей сути и является игрой, активно распределяют роли между участниками и каждый следует своей отведённой роли, не нарушая правил. Они начинают понимать социальные отношения и подчиненность среди взрослых. Какие то роли их привлекают больше, а какие то меньше, ребята пытаются договариваться и обосновывать свой выбор.
Образное мышление в этом возрасте, активно продолжает развиваться. Старшие дошкольники уже могут решать задачи не только в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта в мыслительных операциях, например, схематизированные представления, возникающие в процессе наглядного моделирования.
Формируются устойчивость внимания, его распределение и переключаемость. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному.
- Объём и срок реализации.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» рассчитана на 8 месяцев обучения (с ноября по июнь включительно) (32 недели, 64 часа). Охват детей 15 человек.
- Формы обучения и режим занятий.
Формы обучения: очная, очно-заочная.
Форма обучения зависит от подготовленности ребёнка и от уровня освоения программы (стартовый, базовый). «Гибкую» форму обучения предоставляют дошкольнику педагог и родители. К завершению программы все дети должны овладеть стартовым уровнем, наиболее одарённые – базовым.
Режим занятий:
НОД по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Чудеса природы» на протяжении всего курса обучения проводятся: 2 раза в неделю, продолжительность 25 минут (всего 2 часа в неделю, 64 часа в год), время может увеличиваться до 45 минут в зависимости от формы проведения занятия: квест – игра, экскурсия, игра – путешествие. (В соответствии с СанПиН)
- Нормативно – правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
3. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
6. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
7. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
- Методическое обеспечение и условия реализации
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
«Чудеса природы
2.1. Методическое обеспечение.
Использование в работе инновационных образовательных технологий:
- технология проектной деятельности,
- технология исследовательской деятельности,
- технология трёх вопросов,
- технология «Сторителлинг»
Авторские педагогические проекты естественнонаучной и социально-педагогической направленности:
- «Чудеса природы» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов),
- «Экспериментально-исследовательский центр «Простоквашино»» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов),
- «Солнышко в цветочном горшочке» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов).
- «Частичка лета в моём сердце» (1 место во Всероссийском конкурсе проектов).
2.2. Материально-техническое обеспечение
- Групповое помещение с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности.
- Мебель по количеству, соответствующая детям 5 – 7 лет; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, магнитная доска, шкаф для хранения методической литературы и пособий.
- Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, сканер, принтер, фотоаппарат.
- Природные материалы: семена растений, почва, глина, песок, торф, камни, минералы, нефть, соль, растительное масло, перья водоплавающих и лесных птиц, и т.д.
- Измерительные приборы: весы, линейки, мерные стаканы, ложки, градусник.
- Увеличительные приборы: микроскоп, лупы.
- Материалы и оборудование для экспериментирования: проборки, чашечки Петри, пипетки, пинцеты, предметные стёкла, одноразовая посуда, марля, вата, пищевые красители, и т.д.
- Макеты: глобус, различные карты мира.
- Наглядный и дидактический материал
- Канцелярские принадлежности: ксероксная бумага, ватман, карандаши, краски, фломастеры, кисти, непроливайки.
- Бросовый материал для создания макетов: вулкан, гейзер, глобус, компас, «радужный волчок», куклы-моталки, травянчики
2.3. Информационное обеспечение:
- Обучающие видеофильмы для детей.
- Видео-презентации
- Фото-призентации
- Интернет- источники
2.4. Кадровое обеспечение:
Воспитатель Михайлова Татьяна Александровна, образование высшее, первая квалификационная категория.
3.Планируемые результаты
Знания и умения
1.Проявляет интерес и самостоятельность в познании окружающего мира.
2.Обладает элементарными знаниями об окружающем нас мире предметов и явлений природы.
3.Сформирован интерес к исследовательской деятельности.
4.Умеет самостоятельно пользоваться элементарным оборудованием для экспериментально-исследовательской работы
Компетенции и личностные качества
1.Имеет представление об использовании человеком факторов природной среды.
2.Ответственно относится к окружающему нас миру природы.
3.Понимает свою значимость и принадлежность к этому миру. Готов нести ответственность за свои поступки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
1.Ребёнок может работать в коллективе, группе, принимать общепринятые правила и регулировать свои собственные действия.
2. Умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию с помощью взрослых и самостоятельно.
3.Готовит и презентует свои исследовательские работы с помощью взрослого и самостоятельно.
4.Доводит начатое дело до конца.
3.1. Продукт деятельности
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
«Чудеса природы»
- Детские проекты, презентации, рефераты, по исследовательской деятельности.
- Изготовленный комплект «кубиков истории» (технология «Сторителлинг»)
- Обогащённый различным материалом экспериментально – исследовательский центра в группе.
- экспериментальный огород на окне.
- Клумбы на участке детского сада.
- Экспериментальный огород на участке детского сада.
- Методические разработки занятий; методическая копилка опытов, экспериментов по программе
4.Учебно – тематический план.
Возраст детей | Старшая группа (5 – 6 лет) | ||
Количество образовательной деятельности (неделя, месяц, год) | |||
Неделя | Месяц | Год | |
Продолжительность НОД | 25 минут | ||
Объем образовательной деятельности (неделя, месяц, год) | 50мин | 200 мин | 1600 мин |
| Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | Формы организа- ции | Формы контроля | |
теория | практика | |||||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Презентация, «Мозговой штурм» | опрос |
2 | Неживая природа | 27 | 9,5 | 17,5 | беседа, викторина, гостиная, квест – игра, игра – путешествие, защита проектов, мастер – класс, «Мозговой штурм», наблюдение, презентация, практические, экспериментально-исследовательские, размышления, творческая мастерская, экскурсия. | Проекты, рефераты, презентации, публичные выступления |
3 | Живая природа | 29 | 13 | 16 | Экспериментальный огород на окне, клумбы на участке детского сада. Проекты, презентации. | |
4 | Азбука выживания | 6 | 2 | 4 | «Мозговой штурм», наблюдение практические, экспериментально-исследовательские, игра – путешествие творческая мастерская, мастер – класс. | Наблюдения педагога за самостоятельной деятельностью детей. |
Итого: | 64 | 25,5 | 38,5 |
4.1. Формы аттестации:
Показательные выступления детей перед сверстниками, ровесниками взрослыми; защита проектов; выход на конкурс «Я исследователь»; наблюдения педагога за выполнением детьми индивидуальных и коллективных поручений.
4.2. Формы организации:
Формы организации деятельности: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Формы проведения: беседа, викторина, гостиная, квест – игра, игра – путешествие, защита проектов, мастер – класс, «Мозговой штурм», наблюдение, презентация, практические, экспериментально-исследовательские, размышления, творческая мастерская, экскурсия, праздник.
Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, лабораторные.
5. Содержание разделов
дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Чудеса природы».
Раздел 1. Введение в программу «Чудеса природы» (Всего часов: 2)
Подведение итога полученным ранее знаниям об окружающем нас мире природы. Новые интересные факты из жизни экосистемы планеты Земля. Наметить план действий в перспективе в совместной деятельности с детьми с помощью презентации. Закрепить знания правил техники безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.
Раздел 2. Неживая природа. (Всего часов: 27)
Теория: Расширение знаний детей о неживой природе: воздух, вода, камни, песок, глина, почва, соль, нефть, газ, уголь. Знакомство с сущностью возникновения природных явлений: радуга, тучи, осадки, ветер. Эволюция планеты Земля, появление морей и океанов. (Всего часов: 9,5)
Практика:
- Опыты, эксперименты с воздухом.
- Опыты, эксперименты с водой (её состояния)
- Опыты эксперименты с солью.
- Опыты, эксперименты с песком.
- Опыты эксперименты с глиной.
- Опыты эксперименты с почвой.
- Опыты эксперименты с нефтью.
- Опыты эксперименты с газом.
- Опыты эксперименты с углём.
- Моделирование радуги. Спектральный анализ солнечного луча.
- Моделирование облака, тучи. Образование осадков на планете Земля
- Моделирование вулкана, кипящей лавы, гейзера.
- Создание макета компаса. Определение частей света.
- Создание макета планеты Земля.
- Моделирование процесса эволюции земли. Как появились моря и океаны.
(Всего часов: 17,5)
Раздел 2. Живая природа (Всего часов:29)
Теория: Выявление характерных признаков живой природы, обобщение знаний о живой природе: животный мир, растительный мир. Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде. Значение живой природы в жизни человека и человека в жизни природы как её составной части. Развитие этнокультурного разнообразия в интеграции экологического образования. (Всего часов 13)
Практика:
- Опыт: «Как преобразовались первые живые клетки» (С маслом и водой)
- Эксперимент. Выявление в продуктах мельчайших живых организмов «Растущие малютки» (скисание молока)
- Эксперимент «Заплесневелый хлеб». Выявление условий, необходимых для роста мельчайших живых организмов (грибов).
- Опыты эксперименты с куриным яйцом.
- Перелётные птицы. Наблюдения, экспериментально-исследовательская деятельность.
- Опыты и эксперименты, направленные на выявление факторов, влияющих на прорастание семян различных растений, а также интересных фактов из жизни растений.
- Оформление клумб на участке детского сада из выращенной рассады цветочных культур.
- Оформление экспериментального огорода на участке детского сада.
- «Хоровод дружбы» (создание кукол-моталок этнокультурного характера).
(Всего часов: 16)
Раздел 4. Азбука выживания (Всего часов: 6)
Теория: Деятельность человека в экологической системе планеты Земля. Защита окружающей среды. Чему человек научился у природы – наука бионика.
(Всего часов: 2)
Практика:
- Опыты, эксперименты по очистке воды.
- Получение пресной воды.
- Утилизация отходов деятельности человека. Вторая жизнь ненужным вещам.
- Эксперимент «Эрозия почвы».
- Исследование продуктов на наличие крахмала
- Получение невидимых чернил.
- Квест – игра «Необитаемый остров»
(всего часов: 4)
6. Литература
Для педагога:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 64 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 2-е изд., 192 с. (Ребёнок в мире поиска)
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой: Для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЗАО ЭЛТИ-КУДИЦ, 2014. – 104 с.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». Для детских садов и начальной школы. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, ТЦ СФЕРА, 2006. – 256 с., 8 л.ил.
- Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ СФЕРА; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
Для детей, родителей и педагога:
Серия книг: «Большая серия знаний»:
- Берлянт А.М. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2006. – 128 с.: ил.
- Брилёв Д.В. Большая серия знаний. Физика. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 128 с.; ил.
- Нахтигаль В. Большая серия знаний. Бионика. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 128 с.; ил.
- Новичков В.Б. Большая серия знаний. Страны. Народы. Америка, Австралия и Океания. – М.: ООО Издательство Мир книги, 2005. – 128 с.; ил.
- Новичков В.Б. Большая серия знаний. Страны. Народы. Азия и Африка. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128.; ил.
- Новичков В.Б. Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128.; ил.
- Большая серия знаний. Химия/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги. Русское энциклопедическое товарищество, 2006. – 128 с.; ил.
- Большая серия знаний. Биология/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги. Русское энциклопедическое товарищество, 2006. – 128 с.; ил.
- Большая серия знаний. Вселенная/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги. Русское энциклопедическое товарищество, 2006. – 128 с.; ил.
- Большая серия знаний. Чудеса света/ Коллектив авторов. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 128 с.; ил.
А также:
- Белько Е. Весёлые научные опыты для детей в домашних условиях. - СПб.: ООО Питер Пресс, 2017г. – 63с.
- Белько Е. Весёлые научные опыты, увлекательные эксперименты с растениями и солнечным светом. - СПб.: ООО .Питер Пресс, 2017г. – 63с.
- Белько Е. Весёлые научные опыты, увлекательные эксперименты в домашних условиях. - СПб.: ООО Питер Пресс, 2017г. – 63с.
- Болушевский С.В., Зарапин В.Г. Самая полная энциклопедия научных опытов. - М.: Эксмо, 2014г. – 288с.
- Тлешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 12 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.: ил.
- Фардон Д., Джеймс Я. Энциклопедия: Вопросы и ответы. Издание на русском языке. – М.: ООО Издательская группа Азбука – Аттикус, 2012г. – 255 с.
- Чайка Е.С. Моя первая энциклопедия. - Минск: Харвест, 2010г. – 240с.
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | ||
теория | практика | ||||
Ноябрь | |||||
Раздел № 1. Введение в программу «Чудеса природы» | 2 | 1 | 1 | ||
1. | «Чудеса природы планеты Земля» | 1 | 1 | 0 | |
2 | Экскурсия «Живая и неживая природа вокруг нас» | 1 | 0 | 1 | |
Раздел № 2. Неживая природа | 27 | 9,5 | 17,5 | ||
3. | Свойства воды. Вода в жизни человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Поверхностная плёнка воды. Значение поверхностной плёнки для обитателей водоёмов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Что растворяется в воде (соль, сахар, парашёк, земля, песок) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Солёная и пресная вода, их свойства. (наблюдения и фиксирование изменений в не занятий) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Выращиваем соленые кристаллы. (наблюдения и фиксирование изменений в не занятий) | 1 | - | 1 | |
8. | Круговорот воды в природе. Три состояния воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Декабрь | |||||
1. | Превращение воды в пар. Опыт «Образование облаков» | 1 | - | 1 | |
2. | Волшебное превращение воды в разноцветные льдинки. | 1 | - | 1 | |
3. | Сравнение свойств воды и льда. Почему лёд не тонет в воде. Эксперимент с водой, льдом, маслом. | 1. | 0,5 | 0,5 | |
4. | Замораживание солёной и пресной воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Ледяные гербарии. | 1 | - | 1 | |
6. | Расширение воды при замерзании | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Почему вода, образовавшаяся от таяния снега, занимает меньший объём? Создание макета выпадения снежных осадков. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Квест игра «Вернём природе зимние краски» | 1 | - | 1 | |
Январь | |||||
1. | Сравнение свойств песка, глины, почвы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Нефть – как дар природы человечеству. Её плюсы и минусы в жизнедеятельности человека. Опыты, эксперименты с нефтью. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Природный газ, его свойства и предназначения. Эксперименты. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Природное ископаемое – каменный угль. Его свойства и назначение. Опыты с углём | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Рельеф планеты Земля. Зависимость рельефа планеты от процессов, происходящих в толщи земной коры. Эксперимент «Кипящая лава» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Создание макета вулкана из бросового материала. Эксперимент «Извержение вулкана» | 1 | - | 1 | |
7. | Как появились камни на земле, их многообразие, свойства и применение. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Февраль | |||||
1. | Гейзеры, их природа возникновения. Создание макета гейзера. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Земля – планета, на которой мы живём. Создание макета нашей планеты (папье-маше) | 1 | - | 1 | |
3. | Эволюция в процессе зарождения земли. Эксперимент «Как появились моря и океаны» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Где спит солнце». Создание макета компаса, определение частей света. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Секрет солнечного лучика. Эксперимент «Радуга». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Спектральный анализ солнечного луча. Создание макета - игрушки «Радужный волчок» | 1 | - | 1 | |
Раздел № 3 «Живая природа» | 20 | 10 | 10 | ||
7. | Многообразие народов и народностей, живущих на планете Земля. (Презентация) | 1 | 1 | 0 | |
8. | «Хоровод дружбы». Изготовление кукол в национальных нарядах. (Развитие этнокультурного разнообразия в интеграции экологического образования) | 1 | - | 1 | |
Март | |||||
1. | Приспособление живых организмов к условиям обитания. Что человек позаимствовал у природы для инновационных изобретений. | 1 | 1 | - | |
2. | Зарождение жизни на земле. Эксперимент с растительным маслом и водой: «Как преобразовались первые живые клетки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Выявление в продуктах мельчайших живых организмов. Эксперимент «Растущие малютки» (Скисание молока») | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Эксперимент «Заплесневелый хлеб». Выявление условий, необходимых для роста мельчайших живых организмов (грибов). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Куриное яйцо, как макет зарождения жизни. | 1 | 1 | 0 | |
6. | Свойства куриного яйца. Опытно экспериментальная деятельность: «Определение свежести куриных яиц» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Опытно-экспериментальная деятельность «Почему варёное яйцо крутится, а сырое нет?». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Почему птицы летают. Образ жизни птиц родного края. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Апрель | |||||
1. | «Почему одни птицы плавают, а другие нет» - опытно-экспериментальная деятельность. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Акция «Скворечник» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Вестники весны – первоцветы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Многообразие растительного мира планеты Земля. Растения нашего края, занесённые в красную книгу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Значение растительного мира в жизни человека и планеты в целом. Эксперимент «Выделение кислорода растениями» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Эксперимент «Как дышат растения» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Посев семян различных цветочных растений для наблюдений за развитием растения из семени. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Выявление факторов влияющих на прорастание семян. Эксперимент «Влияние света, воды, тепла, воздуха на прорастание семян» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Май | |||||
1. | Эксперимент «Как дышат растения» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Изготовление травянчиков | 1 | - | 1 | |
3. | Почему корнеплоды дают корни, и способны заново расти. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел №4 «Азбука выживания» | 6 | 2 | 4 | ||
4. | Что такое эрозия почвы. Эксперимент «Эрозия почвы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Значение воды в экологической системе планеты. Опыты: «Очистка воды», «Получение пресной воды» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Что такое калорийность продуктов. Выявление крахмала в продуктах. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Наука бионика. Что человек позаимствовал у природы в своих изобретениях. «Получение невидимых чернил». | 1 | - | 1 | |
8 | Утилизация отходов деятельности человека. Вторая жизнь ненужным вещам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Квест – игра «Необитаемый остров» | 1 | - | 1 | |
Июнь | |||||
Раздел №3 «Живая природа» | 9 | 3 | 6 | ||
1. | Викторина: «Здравствуй Лето!». Знатоки живой природы. | 1 | 1 | - | |
2. | Правила техники безопасности при работе на приусадебном участке. | 1 | 1 | - | |
3. | Подготовка огорода к высадки овощных культур | 1 | - | 1 | |
4. | Высадка овощных культур, посев семян. Корневая система растений. | 1 | - | 1 | |
5. | Подготовка клумб для цветочной рассады. | 1 | - | 1 | |
6. | Высадка рассады цветов. Корневая система растений. | 1 | - | 1 | |
7. | Правила ухода за огородными культурами и клумбами на участке. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | «Насекомые – наши друзья!». Наблюдения за насекомыми. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9. | Праздник «Я узнал, что у меня есть огромная семья!» | 1 | - | 1 | |
Всего: | 64 | 25,5 | 38,5 |
Приложение № 2
Диагностика
Критерии оценки результатов:
Оценка складывается из наблюдений за детьми педагога и родителей по нескольким позициям и выводится средний результат.
Низкий уровень – красный
Средний – жёлтый
Высокий - зелёный.
Ф.И. ребёнка | Умеет задавать вопросы, находить информацию | Умеет видеть проблему, выдвигать гипотезы | Желает участвовать в исследованиях | Желает готовить и презентовать свои работы | Умеет работать в коллективе | Умеет доводить начатое дело до конца | Итог |
Приложение № 3.
Этапы реализации
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
«Чудеса природы»
А) Этап – организационный
Задачи этапа:
- Изучить накопленный опыт по заявленной теме и познакомиться с требованиями нормативных документов.
- Диагностика детей, выявление факторов актуальности темы.
- Постановка цели, определение задач для реализации программы.
- Заинтересовать родителей данной программой.
Ожидаемый результат:
- Выстраивание целостной системы познавательной, экспериментально – исследовательской деятельности с целью повышения социальной компетентности детей предшкольного возраста.
Б) Этап – проектировочный
Задачи этапа:
- Составить план работы над программой.
- Подобрать материал, литературу.
- Подготовить беседы, презентации, подобрать опыты эксперименты по заявленной теме;
- Ввести детей в основную идею программы с помощью презентации «Чудеса природы»
Ожидаемые результаты этапа:
- Готовность к реализации программы.
В) Этап - практический
Задачи педагога:
- Подготавливает и проводит эвристические беседы.
- Подбирает научную и художественную литературу, материалы по теме экспериментально - исследовательской деятельности.
- Продумывает практическую часть исследования. Подготавливает оборудование для экспериментально – исследовательской деятельности.
- Проводит тематические экскурсий.
- В совершенстве овладевает методами и приёмами экспериментально–исследовательской деятельности, применять её в практической работе с детьми.
- Соблюдает принцип последовательности и регулярности.
Задачи детей:
- Участвуют в эвристических беседах, экспериментах, наблюдениях, исследованиях, ищут новые знания по интересующей теме самостоятельно, с воспитателем, с родителями и другими окружающими взрослыми.
- Участвуют в проектной деятельности.
- Выдвигают гипотезы, выбирают способы нахождения ответов на интересующие вопросы, делают выводы.
- Участвуют в оформлении материалов по заявленной теме.
- Передают полученный опыт ровесникам, сверстникам, взрослым.
- Привлекают к исследовательской деятельности окружающих.
Задачи родителей:
- Ищут информацию вместе с детьми по теме исследования.
- Организуют дома условия для детского экспериментирования и творчества.
- Оказывают помощь в подготовке и подборе материалов и оборудования для творческой и экспериментально – исследовательской деятельности.
- Участвуют в оформлении материалов, презентаций, подготовки детей к защите исследовательских работ.
Ожидаемые результаты этапа:
- Накопление опыта экспериментально-исследовательской деятельности в области экологической системы планеты Земля, как средства социализации детей предшкольного возраста.
- Разработка методических материалов по программе «Чудеса природы».
- Создание атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи с детьми и родителями.
Г) Этап – Аналитический
Задачи этапа:
- Подвести итоги по реализации программы.
- Обобщить и распространить накопленный опыт.
Ожидаемый результат этапа:
- Повышение уровня социальной компетентности детей предшкольного возраста через совместную экспериментально – исследовательскую деятельность в области экологической системы планеты Земля.
- Готовность детей к дальнейшей познавательной, экспериментально – исследовательской деятельности.
- Умение полноценно организовывать своё свободное время в соответствие с принципами поведения принятыми в современном общества.
Приложение № 4.
Интеграция образовательных областей в программе.
Образовательная область | Формы и методы работы | Задачи |
Социально – коммуникативная | 1.Поиск информации на заявленные темы через различные источники: ИТК, окружающие взрослые, книги и т. д. 2. Моделирование 3.Тематические экскурсии. 4. "Погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы. 5.Трудовые поручения (наблюдения, уход за растениями, фиксирование данных и т.д.) 6.Составление рассказов о проведённых опытах, экспериментах, пояснение и обобщение полученных результатов. 7.Передача накопленного опыта сверстникам, ровесникам, взрослым 8.Публичные выступления, участие в конкурсах. | Формировать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формировать позитивные установки к труду и творчеству. Развивать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцыю. Воспитывать в детях основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Познание | 1. Эвристические беседы с привлечением ИКТ, постановка и решение вопросов проблемного характера. 2.Экспериментально – исследовательская деятельность. 3.Наблюдения и фиксирование результатов. | Формировать первичные представления о себе, окружающих людях объектах живой и неживой природы. Развивать любознательность, воображение, творческую активность, совершенствовать навыки познавательных действий. |
Речевое развитие | 1.Чтение научной литературы. 2.Использование художественного слова. 3.Составление описательных рассказов. 4.Составление рассказов о проделанной работе. 5.Словотворчество (сочинение небольших стихов по теме исследования) | Совершенствовать речь, как средство культуры и общения. Обогащать активный словарь ребёнка. Развивать монологическую и диалогическую речь. Знакомить с книжной культурой. Воспитывать желание проявлять речевую активность. |
Художественно - эстетическое | 1.Созерцание красоты и многообразия мира природы и явлений (просмотр презентаций, произведений искусства) 2.Создание макета планеты Земля, собственных образов вулканов, цветочных клумб, оформление общей картины огорода на окне и экспериментального центра. 3.Изготовление кукол-моталок в народных, этнических костюмах «хоровод дружбы»
| Формировать эстетическое отношение к окружающему нас миру. Развивать желание создавать красоту вокруг себя, пользуясь собственным замыслом. Воспитывать гармонично развитого человека уважающего традиции своего народа и народов планеты Земля. |
Физическое развитие | 1.Выполнение трудовых поручений, участие в трудовых десантах. 2.Прогулки, экскурсии на свежем воздухе. | Формировать навыки трудовой деятельности. Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...