Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33
Программа
по театрализованной деятельности
для обучающихся старшего дошкольного возраста
Разработала: Ковалёва Л.П.
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Североуральск 2023год
Содержание
1 | Пояснительная записка | с.3 |
2. | Цели и задачи программы | с.4 |
3. | Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет) | с.6 |
4 | Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (6-7 лет) | с.16 |
5 | Литература | с.37 |
- Пояснительная записка
Детский театр востребован нашим обществом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, проиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд возможностей, как в - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Занятия театральной деятельностью сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который и есть автор спектакля. Процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает детям возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, что способствует формированию нравственных качеств у дошкольников
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать.
В программе выделяются следующие разделы:
- Введение в программу.
- Основы театральной культуры.
- Ритмопластика.
- Театрализованная игра.
Реализация программы рассчитана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Режим проведения занятий:
- в старшей группе (5-6 лет) -2 раза в неделю по 20- 25 мин.
- в подготовительной группе (6-7 лет) 2 раза в неделю по 30- 35 мин.
2. Цели и задачи программы
Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
- необходимых представлений о театральном искусстве;
- актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
- речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
- интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
- творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
- эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- творческой активности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к творчеству других.
- духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной культуры.
Используемые методы
Словесные методы:
- чтение сказок;
- проведение диалогов с детьми о прочитанном.
Наглядные методы:
- просмотр детских спектаклей на экране;
- инсценировка сказок.
Игровые методы:
- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);
- подвижные игры.
Практические методы:
- организация художественной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка;
3. Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)
Сентябрь
Тема | Программное содержание | Оборудование | Содержание работы | Методическое обеспечение |
Театр | Развивать интерес детей к театральному искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. |
| 1. Вводная беседа. 2. Игровая программа. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Сказку ты, дружок, послушай и сыграй. | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Шапочки: солнца, ветра, зайчик, ежик, тучка, снежинки. | 1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок». 2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». 3. Сказка «Зайчик и ежик». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Зайчик и Ежик | Развивать умение детей искрение верить в любую воображаемую ситуацию. | Шапочки: зайчик и ежик. | 1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». 2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Красная шапочка | Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка». | Красная шапочка, корзинка с пирожками. | 1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». 2. Беседа о прочитанной сказке. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Октябрь
Красная Шапочка | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. |
| 1. Работа над дикцией.
| А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Красная Шапочка | Совершенствовать память, внимание, общение детей. |
| 1. Работа над дыханием, артикуляцией. 2. Работа над голосом. Репетиция сказки «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Театральные игры. | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, памяти. | Шапочки обезьянки, колпачки поварят. | 1. Игра «Веселые обезьянки». 2. Игра «Поварята». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать согласованно. |
| 1. Беседа. 2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ноябрь
Репетиция сказки «Красная шапочка» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства | Красная шапочка; шапочки: зайчиков; волка. | 1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных. 2. Репетиция эпизодов сказки «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция сказки «Красная Шапочка» | Продолжать работу над событием «Красная шапочка в лесу». | Красная шапочка; шапочки: зайчиков; волка. | 1. Упражнение на дыхание, на артикуляцию. 2. Работа над скороговорками. 3. Репетиция события «Красная Шапочка в лесу».
| А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Игра на действие с воображаемыми предметами. | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно. | Коробка конфет; книжка; фломастеры. | 1. Упражнение со штангой. 2. Игра «День рождения». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Разыгрывание этюдов. | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Театральная касса; билеты. | 1. Беседа на тему «Что такое этюд?». 2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Декабрь
Разыгрывание этюдов. | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | Карточки с изображением эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвержение, страх. | 1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, страх, отвращение. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Разыгрывание этюдов. | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга. | Шапочки для спектакля теремок. | 1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция сказки «Красная Шапочка». | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. | Шапочка волк; атрибуты для роли бабушки. | 1. Упражнение на дыхание. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Работа над голосом. 4. Репетиция эпизода «Хитрый Волк». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | Шапочки снеговиков. | 1. Беседа о театре. 2. Игры на развитие двигательных способностей. 3. Игра «Снеговик». 4. Игра «Баба Яга». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Январь
Угадай, что я делаю? | Развивать память, воображение детей. | Произвольная музыка. | 1. Беседа о театрализованной игре. 2. Игра «Угадай, что я делаю?». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
«Красная Шапочка». | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | Костюмы для проведения спектакля. | 1. Работа над техникой речи. 2. Скороговорки. 3. Репетиция спектакля «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция спектакля «Красная шапочка». | Репетировать спектакль «Красная Шапочка» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное использование песни. | Оборудование для проведения спектакля. | 1. Репетиция спектакля «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Спектакль «Красная Шапочка». | Творческий отчет по театральной деятельности. | Оборудование для проведения спектакля. | 1. Встреча гостей. 2. Спектакль «Красная Шапочка». 3. Представление исполнителей. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Февраль
Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. |
| 1. Беседа о спектакле «Красная Шапочка». 2. Работа по технике речи. 3. Упражнения на дыхание и дикцию. 4. Игра «Японская машинка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Любитель - рыболов | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. | Удочки; ведра; лопаты. | 1. Этюд «Любитель - рыболов». 2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель – рыболов», муз. Н. Старокадомского, сл. А. Барто. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Театральная игра «Любитель - рыболов» | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. | Удочки; ведра; лопаты. | 1. Работа над этюдом «Любитель – рыболов». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Одно и то же по-разному | Развивать воображение, фантазию детей. | Карандаш; маленький мячик; записная книжка; стул. | 1. Игра «Одно и то же по-разному». 2. Игра «Превращение предмета». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Март
Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | Декорации корабля; избушки; музыка народов мира; костюмы различных народов; маски. | 1. Кругосветное путешествие». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Медленная музыка. | 1. Игра «Конкурс лентяев». 2. Игра «Гипнотизер». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Мяч. | 1. Творческие игры «Сочини сказку»; «Ручной мяч». 2. Игры со скороговорками. 3. Игра «Сочини сказку». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Чтение пьесы «Теремок» | Прочитать и обсудить пьесу «Теремок». | Портрет С. Я. Маршака. | 1. Беседа о творчестве С.Я. Маршака. 2. Чтение пьесы «Теремок». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Апрель
Работа над эпизодами пьесы «Теремок». | Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию. | Шапочки: лягушка, мышка, петушок, ежик, волк, лиса, медведь. | 1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных. 2. Работа над скороговорками. 3. Репетиция эпизодов пьесы «Теремок». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Театральная игра | Учить детей свободно перемещать в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Карандаши; тетрадь; часы; спички; монеты; стулья. | 1. Упражнение с предметами. 2. Упражнение со стульями. 3. Игра «Руки – ноги». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Культура и техника речи | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | Картинки обитателей птичьего двора. | 1. Упражнение на опору дыхания «Эхо». 2. Игра «Птичий двор». 3. Упражнение «Гудок». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. |
| 1. упражнение «Ритмический этюд». 2. Игра «Считалка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Май
Театральная игра «Метелица». | Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами. | Музыка. | 1. Игра «Метелица». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Шапочки лошадок. | 1. Упражнение на дыхание «Спать хочется». 2. Упражнение на гласные и согласные «Шутка». 3. Работа над пословицами и поговорками. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Спортивная форма для всех детей. | 1. Разминочные упражнения. 2. Упражнение на внимание и координацию. 3. Речедвигательная координация. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция пьесы «Теремок» | Развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение. | Атрибуты для разыгрывание пьесы «Теремок». | 1. Беседа по предстоящей репетиции эпизода «Жить мы будем хорошо». 2. Репетиция IV и V эпизодов. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
4.Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)
Сентябрь
Виды кукольного театра. | Расширять представление детей о различных видах кукольных театров настольный, « Рукавичка», «Пальчиковый». Обогатить словарный запас детей, побудить их участвовать в кукольных спектаклях. Приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол. | Куклы различных кукольных театров. | 1. Педагог вместе с детьми осматривает кукол театральной. 2. Дети узнают хорошо знакомых кукол, называют из каких они сказок. 3. Дети вместе с педагогом разыгрывают с настольными куклами русскую народную сказку «Заюшкина избушка». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Знакомство со сказкой «Снежная королева». | Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. Углубить представления о театральных куклах. Обогатить словарный запас детей. Познакомить детей со сказкой «Снежная королева», в аудиозаписи. | Игрушка «Петушок»; аудиозапись |
1. Дети разучивают скороговорку. 6. Этюд «Курочка» | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Знакомство с пальчиковым театром. | Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью. Усовершенствовать умение составлять рассказ по картине, обогатить словарь детей, развивать творческую самостоятельность, познакомить с мультфильмом «Снежная королева». | Шапочки: зайцев; (пальчиковый театр). | 1. Рассказ «Страшный зверь». 2. Потешка «Сидит, сидит зайка». 4. Просмотр мультфильма «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Сказка «Снежная Королева». | Познакомить детей со сценарием театрализованной игры по сказке «Снежная королева». | Костюмы: Кая и Герды, Снежной Королевы, вороны, принцессы, оленя. | 1. Знакомство детей со сценарием театрализованной игры. 2. Прослушивание фонограммы. 3. Театрализованная игра «Снежная королева».
| Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Октябрь
Знакомство с театральными куклами. | Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью, самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа – жесты, мимика движения. Развивать монологическую речь, закрепить правильное произношение звуков, отработать дикцию с помощью скороговорок и чистоговорок. Познакомить с театральными куклами. | Театральные куклы. | 1. Стихотворение «Моя книга». 2. Рассказ по картине «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу». 3. Скороговорка «В лесу лиса под сосенкой». 4. Знакомить детей с театральными куклами. 5. Потешка «Ветер дует нам в лицо»
| Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Снежная королева». | Познакомить детей с различными эмоциями, научить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Закрепить знания детей об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа. Обучать управлению театральными куклами, развивать творческую самостоятельность, побудить передавать настроение, характер музыки пластикой тела, создавая яркий танцевальный образ персонажа. | Кукла; шапочка кота; ширма; театральные куклы: бабушка, котик. | 1. Стихотворение С. Городецкого «Котенок». 2. Русская народная прибаутка «Вдоль по реченьке лебедушка плывет». 3. Потешка «А коток, коток, коток». 4. Скороговорка «На воротах сорока». 5. Игра «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Управление куклами. | Обучить управлению куклами, участвующими в диалоге. Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, используя жесты, движения, выразительную интонацию. Научить понимать эмоции персонажа, выражать их с помощью мимики, жестов, интонации. выработать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой. Создать танцевальную характеристику «Цветочницы с цветами». | Театральная ширма; куклы; шапочки: свинки и поросенка, цветов. | 1. Прибаутка «Летел сокол». 2. Потешка «Я на камушке сижу». 3. Потешка «Свинка Ненила». 4. Скороговорка «Пришел Прокоп». 5. Танцевальная импровизация «Цветочницы с цветами». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
«Ой, вставала я ранешенько». | Побудить детей использовать жесты, движения, выразительную интонацию для создания художественного образа. Научить понимать различные эмоции, выработать четкую дикцию, добиваясь правильного произношения звуков в словах. | Театральная ширма; куклы: девочка, корова, медведь. | 1. Педагог вносит куклы: девочка, корова, медведь. 2. Русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Ноябрь
Осенний праздник. | Развивать творческие способности детей в театральной деятельности. Расширить самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные танцевальные импровизации. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях. | Атрибуты к осеннему празднику. | 1. Песни. 2. Хороводы. 3. Танцы. 4. Стихотворение. 5. Театрализованная игра «Снежная Королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Гусенок пропал. | Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая их передавать эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики, жестов, песенной и танцевальной импровизации. Обучать приемам манипуляции куклами. Сформировать умение оценивать черты характерами литературного персонажа, выражать свое отношение к его поступкам с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Побудить участвовать в танцевальной импровизации, передавая движениями характер музыки, создавая яркий танцевальный образ героя. | Тростевые куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона., шапочки жуков. | 1. Стихотворение «Два жука». 2. Музыкальная импровизация на музыку танца «Трепак» из балета «Щелкунчик». 3. Театральные куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона. 4. Стихотворение «Жадина». 5. Скороговорка «Дед Данила». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театральные этюды. | Побудить передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Усовершенствовать навыки манипуляции театральными куклами, формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей, обогатить словарь детей. Добиться четкого произношения звуков «м» и «б» в скороговорке. | Шапочка кота; театральные куклы: свинья, гусь, овца, собака, кот, ворона. | 1. Стихотворение «Мы шагали по ельнику». 2. Стихотворение «Дырки в сыре».
| Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Снежная королева». | Развивать способность анализировать поступки литературных героев, выражать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Сформировать умение оценивать характер персонажа, высказывать свое отношение к нему, изображать его с помощью мимики, жестов, интонации. Усовершенствовать мелкую моторику рук, побуждать пользоваться жестами для создания образа персонажа. Продолжить активизировать словарь детей, закреплять правильное произнесение всех звуков. Познакомить с Картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева», побуждать участвовать в игровых импровизациях. | Костюмы к спектаклю. | 1. Стихотворение «Разгром». 2. Стихотворение «Лора – командир». 3. Шапочки зверей: лисы, медведя, сороки, медведицы, зайчихи, кошки, кулика. 4. Русская народная потешка «Сегодня день целый». 5. Скороговорка «Неделю Емеле». 6. Знакомство с картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Декабрь
Театрализованная игра «Снежная Королева». | Побудить использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Продолжить формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогатить словарь детей. Познакомить детей с картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева». Поощрить стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания танцевальной характеристики героев с использованием театральных кукол. | Шапочка кота; хворостинка; атрибуты для театрализации «Снежной Королевы». | 1. Русская народная песенка «Уж как шла лиса». 2. Русская народная потешка «Как повадился коток». 3. Потешка «Сеть тяну». 4. Скороговорка «Все за стол сели». 5. Работа над картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Снежная Королева». | Развивать творческие способности детей, средствами театрального искусства, используя для этой цели песенные, танцевальные, игровые импровизации, театральных кукол различных систем. Объединить в единое целое первые четыре картины театрализованной игры «Снежная королева», распределить роли между детьми. | Атрибуты для проведения спектакля. | 1. Картина 1 «Пролог». 2. Картина 2 «Темная История». 3. Картина 3 «Цветочная поляна». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Снежная Королева». | Развивать творческую самостоятельность детей при создании ими художественного образа. | Декорации к спектаклю «Снежная Королева»; костюмы; театральные куклы. | 1. Подготовка к спектаклю | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Снежная Королева». | Воспитать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, желание использовать театральных кукол различных систем в спектакле «Снежная королева». Поддержать стремление детей проявлять свои творческие способности в песенных, танцевальных и игровых импровизациях. | Декорации к спектаклю «Снежная Королева»; костюмы; театральные куклы. | 1. Новогодний утренник. 2. Игра «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Январь
Этюдный тренаж. | Оценивать театрально – игровую деятельность детей в первой половине учебного года. | Шапочки; куклы; музыка. | 1. Игры – драматизации. 2. Этюды с куклами. 3. Кукольные спектакли 4. Игры – спектакли с элементами кукольного театра. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Знакомство с театральными куклами. | Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Научить произносить скороговорку не спеша, четко выговаривая слова, постепенно увеличивая темп. Дать представление о различных эмоциях, научить изображать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации, танцевальной импровизации. Познакомить с театральными куклами, объяснить приемы управления ими. | Кукла свинки. | 1.Русская народная пословица. 2.Прибаутка «Заинька у елочки попрыгивает». 3. Считалка. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Управление куклами. | Продолжить знакомить детей с разными чертами характера человека и литературного персонажа. Усовершенствовать умение различать и изображать разные эмоции. Обогатить лексику детей названиями предметов, действий, признаков. Побудить детей к творчеству в управлении куклами. | Кукла белка. | 1. Потешка «Где ты, брат Иван?». 2. Инсценировка пословицы. 3. Разучивание скороговорки. 4. Считалка «Сидит белка на тележке».
| Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Февраль
Кукольный спектакль «Медвежонок невежа» | Побудить детей использовать жесты для создания образа персонажа. Научить управлять театральными куклами. Развивать дикцию, научить произносить скороговорку в быстром темпе, правильно проговаривая звуки. Показать детям кукольный спектакль «Медвежонок невежа» (А. Барто). | Кукла зайчик; атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Русская народная игра «На блины». 2. Считалка «Заяц белый». 3. Скороговорка «Михейка на скамейке». 4. Спектакль «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Медвежонок – невежа». | Поощрить желание детей самостоятельно различать эмоции и выражать их мимикой, жестами, выразительной интонацией. Поддержать творческую самостоятельность в этюдах на сопоставление различных эмоций. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа, научить передавать их с помощью мимики, жестов, движений. Разучить с детьми картину 1 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа». | Атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Стихотворение И. Токмаковой «Куда в машинах снег везут?». 2. Потешка «Раз, два, три, четыре». 3. Стихотворение «Чудаки». 4. Разучивание с детьми картины 1 спектакля «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Работа над спектаклем «Медвежонок – невежа». | Развивать умение понимать чувство литературных персонажей, изображать их мимикой, жестами, интонациями. Выработать четкую артикуляцию при произношении звуков «к» и «п». Продолжить работу над картиной 2 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа». Научить понимать эмоциональное состояние персонажа. | Атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Потешка «Всех дороже». 2. Стихотворение Б. Заходера «Никто». 3. Скороговорка «На рынке Кирилл». 4. Разучивание с детьми картины 2 спектакля «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Медвежонок – невежа». | Научить детей различать и изображать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных выразительных средств. Объединить в единое целое 1,2 картины кукольного спектакля «Медвежонок – невежа», распределить роли в соответствии с желанием детей. | Реквизиты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Стихотворение Ю. Владимирова «Ниночкины покупки». 2. Стихотворение А. Кушнера «Почему я от всего отказался». 3. Спектакль «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Март
Маму свою очень люблю | Создать атмосферу праздника на утреннике «Маму свою очень люблю». Поддержать желание детей принимать участие в празднике и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. | Атрибуты к спектаклю «Медвежонок невежа». | 1. Песни. 2. Хороводы. 3. Танцы. 4. Спектакль «Медвежонок – невежа». 5. Стихотворение «Никто». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Слоненок пошел учиться | Познакомить детей с театрализованной игрой с элементами кукольного театра «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлов. | Шапочки для инсценировки сказки: слоненок; слониха; волчица; мышата; сурок. | 1. Игра «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться» (картина 1). | Напомнить приемы управления театральными куклами «люди – куклы», участвующие в диалоге. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для сопоставления различных эмоций литературного персонажа. Сформировать представление о различных чертах характер человека и литературного персонажа. Научить изображать их с помощью мимики и движения. Разучить картину 1 театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлова. | Куклы системы «люди - куклы» - петух, собака. | 1. Потешка «Петушок». 2. Пословица. 3. Русская народная потешка. 4. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться» (картина 2). | Напомнить способы управления куклами, участвующими в диалоге. усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их с помощью выразительных средств. Закрепить знания о различных чертах характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми вторую картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Куклы - лиса; волк; медведь. | 1. Потешка «Идет лисичка по мосту». 2. Русская народная пословица. 3. Русская народная дразнилка. 4. Разучивание 2 картины «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Апрель
Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться» (картина 3). | Напомнить детям приемы управления куклами, участвующими в диалоге. усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их мимикой. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. | Куклы – щенок; котик; кукла слоненка; куклы мышат. | 1. Потешка «Котик». 2. Пословица. 3. Потешка «Взял Егор в углу топор». 4. Разучивание 3 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Развивать творческую самостоятельность детей при создании художественного образа. | «Люди – куклы»: слониха, волчица, слоненок; куклы с «живой рукой»: сурок, мышата. | 1. Распределение ролей. 2. Чтение по ролям. | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Объединение трех картин театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Усовершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Объединить все три картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» в единое целое. | «Люди – куклы»: слониха, волчица, слоненок. | 1. Распределение ролей. 2. Создание творческой атмосферы.
| Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Выпуск в школу. | Поддержать желание детей принимать активное участие в празднике и развлечении, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Создать атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей детей в различных видах деятельности. | Декорации к спектаклю «Слоненок пошел учиться». | 1. Праздничные песни. 2. Чтение стихотворения. 3. Танцы, игры. 4. Конкурсы. 5. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Май
Инсценировка литературных произведений «У бабушки козел». | Закрепить правильное произнесение звуков, отработать дикцию, интонационную выразительность речи. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя для этого кукол и интонацию. Усовершенствовать умение понимать и изображать основные эмоции, используя различные средства выразительности. | Куклы: козел, бабушка, заяц, лиса, волк. | 1. Скороговорка. 2. Потешка «У бабушки козел».
| Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Этюды «Коровушка»; «Кот бездельник»; «Юбочка». | Выработать у детей дикцию, закрепить правильное произношение звука «К». Напомнить приемы вождения большой напольной куклы, управляемой двумя детьми одновременно. закрепить умение определять и изображать отдельные черты характера человека и литературного персонажа. Побудить передавать эмоциональное состояние литературного персонажа, используя различные выразительные средства. | Напольная кукла - коровушка; шапочки: кот, белка, галка, гуси, волк. | 1. Скороговорка. 2. Песня «Коровушка». 3. Стихотворение «Кот – бездельник». 4. Стихотворение «Гуси – лебеди». Стихотворение «Юбочка». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Оценка театрально – игровой деятельности. | Оценить театрально – игровую деятельность детей во второй половине учебного года. | Все виды кукольного театра; декорации для спектаклей; шапочки. | 1. Оценка дикции, жестов, мимики, движениям детей. 2. Оценка исполнения детьми роли в кукольном спектакле. 3. Оценка управления куклами. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Литература
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
2. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
3. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»
4. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Театр, где играют дети: Учебное – методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманитарное изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..