Программа
по театрализованной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Разработал: Зухова Светлана Николаевна
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории
МДОУ №22
Красноярск
2016
Содержание
1 | Пояснительная записка | с.3 |
2. | Цели и задачи программы | с.4 |
3. | Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет) | с.6 |
4 | Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (6-7 лет) | с.16 |
5 | Библиография | с.37 |
- Пояснительная записка
Современный детский театр крайне востребован нашим обществом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в -эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у дошкольников
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
- Введение в программу.
- Основы театральной культуры.
- Ритмопластика.
- Театрализованная игра.
Реализация программы рассчитана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Количество детей в группах – 12-15 человек.
Режим проведения занятий:
- в старшей группе (5-6 лет) -2 раза в неделю по 20- 25 мин.
- в подготовительной группе (6-7 лет) 2 раза в неделю по30- 35 мин
2. Цели и задачи программы
Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
- необходимых представлений о театральном искусстве;
- актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
- речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
- интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
- творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
- эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
- духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
Используемые методы
Словесные методы:
- чтение сказок;
- проведение диалогов с детьми о прочитанном.
Наглядные методы:
- просмотр детских спектаклей на экране;
- инсценировка сказок.
Игровые методы:
- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);
- подвижные игры.
Практические методы:
- организация художественной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка;
- проведение занятий по ритмопластике;
- кукловедение.
- Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)
Сентябрь
Тема | Программное содержание | Оборудование | Содержание работы | Методическое обеспечение |
Пока занавес закрыт | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Флажки; шары; шапочки птичек. | 1. Вводная беседа. 2. Игровая программа. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Сказку ты, дружок, послушай и сыграй. | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Шапочки: солнца, ветра, зайчик, ежик, тучка, снежинки. | 1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок». 2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». 3. Сказка «Зайчик и ежик». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Зайчик и Ежик | Развивать умение детей искрение верить в любую воображаемую ситуацию. | Шапочки: зайчик и ежик. | 1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». 2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Красная шапочка | Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка». | Красная шапочка, корзинка с пирожками. | 1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». 2. Беседа о прочитанной сказке. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Октябрь
Красная Шапочка | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Картонные топоры. | 1. Работа над дикцией. 2. Репетиция события «Работа дровосеков». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Красная Шапочка | Совершенствовать памяти, внимание, общение детей. Работать над голосом. | Картонные топоры. | 1. Работа над дыханием, артикуляцией. 2. Работа над голосом. Репетиция I, II, III событий сказки «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Театральные игры. | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, памяти. | Шапочки обезьянки, колпачки поварят. | 1. Игра «Веселые обезьянки». 2. Игра «Поварята». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. | Чашка; крынка; топор. | 1. Беседа. 2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ноябрь
Репетиция сказки «Красная шапочка» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства | Красная шапочка; шапочки: зайчиков; волка. | 1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных. 2. Репетиция I,II,III эпизодов сказки «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция сказки «Красная Шапочка» | Продолжать работу над событием «Красная шапочка в лесу». | Красная шапочка; шапочки: зайчиков; волка. | 1. Упражнение на дыхание, на артикуляцию. 2. Работа над скороговорками. 3. Репетиция события «Красная Шапочка в лесу».
| А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Игра на действие с воображаемыми предметами. | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно. | Коробка конфет; книжка; фломастеры. | 1. Упражнение со штангой. 2. Игра «День рождения». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Разыгрывание этюдов. | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Театральная касса; билеты. | 1. Беседа на тему «Что такое этюд?». 2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Декабрь
Разыгрывание этюдов. | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | Карточки с изображением эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвержение, страх. | 1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, страх, отвращение. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Разыгрывание этюдов. | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга. | Шапочки для спектакля теремок. | 1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция сказки «Красная Шапочка». | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. | Шапочка волк; атрибуты для роли бабушки. | 1. Упражнение на дыхание. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Работа над голосом. 4. Репетиция эпизода «Хитрый Волк». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | Шапочки снеговиков. | 1. Беседа о театре. 2. Игры на развитие двигательных способностей. 3. Игра «Снеговик». 4. Игра «Баба Яга». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Январь
Угадай, что я делаю? | Развивать память, воображение детей. | Произвольная музыка. | 1. Беседа о театрализованной игре. 2. Игра «Угадай, что я делаю?». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
«Красная Шапочка». | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | Костюмы для проведения спектакля. | 1. Работа над техникой речи. 2. Скороговорки. 3. Репетиция спектакля «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция спектакля «Красная шапочка». | Репетировать спектакль «Красная Шапочка» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное использование песни. | Оборудование для проведения спектакля. | 1. Репетиция спектакля «Красная Шапочка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Спектакль «Красная Шапочка». | Творческий отчет по театральной деятельности. | Оборудование для проведения спектакля. | 1. Встреча гостей. 2. Спектакль «Красная Шапочка». 3. Представление исполнителей. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Февраль
Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. |
| 1. Беседа о спектакле «Красная Шапочка». 2. Работа по технике речи. 3. Упражнения на дыхание и дикцию. 4. Игра «Японская машинка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Любитель - рыболов | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. | Удочки; ведра; лопаты. | 1. Этюд «Любитель - рыболов». 2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель – рыболов», муз. Н. Старокадомского, сл. А. Барто. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Театральная игра «Любитель - рыболов» | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. | Удочки; ведра; лопаты. | 1. Работа над этюдом «Любитель – рыболов». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Одно и то же по-разному | Развивать воображение, фантазию детей. | Карандаш; маленький мячик; записная книжка; стул. | 1. Игра «Одно и то же по-разному». 2. Игра «Превращение предмета». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Март
Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | Декорации корабля; избушки; музыка народов мира; костюмы различных народов; маски. | 1. Кругосветное путешествие». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Медленная музыка. | 1. Игра «Конкурс лентяев». 2. Игра «Гипнотизер». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Мяч. | 1. Творческие игры «Сочини сказку»; «Ручной мяч». 2. Игры со скороговорками. 3. Игра «Сочини сказку». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Чтение пьесы «Теремок | Прочитать и обсудить пьесу «Теремок». | Портрет С. Я. Маршака. | 1. Беседа о творчестве С.Я. Маршака. 2. Чтение пьесы «Теремок». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Апрель
Работа над эпизодами пьесы «Теремок». | Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию. | Шапочки: лягушка, мышка, петушок, ежик, волк, лиса, медведь. | 1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных. 2. Работа над скороговорками. 3. Репетиция эпизодов пьесы «Теремок». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Театральная игра | Учить детей свободно перемещать в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Карандаши; тетрадь; часы; спички; монеты; стулья. | 1. Упражнение с предметами. 2. Упражнение со стульями. 3. Игра «Руки – ноги». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Культура и техника речи | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | Картинки обитателей птичьего двора. | 1. Упражнение на опору дыхания «Эхо». 2. Игра «Птичий двор». 3. Упражнение «Гудок». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. |
| 1. упражнение «Ритмический этюд». 2. Игра «Считалка». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Май
Театральная игра «Метелица». | Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами. | Музыка. | 1. Игра «Метелица». | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Шапочки лошадок. | 1. Упражнение на дыхание «Спать хочется». 2. Упражнение на гласные и согласные «Шутка». 3. Работа над пословицами и поговорками. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Спортивная форма для всех детей. | 1. Разминочные упражнения. 2. Упражнение на внимание и координацию. 3. Речедвигательная координация. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
Репетиция пьесы «Теремок» | Развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение. | Атрибуты для разыгрывание пьесы «Теремок». | 1. Беседа по предстоящей репетиции эпизода «Жить мы будем хорошо». 2. Репетиция IV и V эпизодов. | А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». |
4.Тематическое планирование образовательной работы с детьми 1 года обучения (5-6 лет)
Сентябрь
Виды кукольного театра. | Расширять представление детей о различных видах кукольных театров (настольный, верховых кукол, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол). Обогатить словарный запас детей, побудить их участвовать в кукольных спектаклях. Приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол. | Куклы различных кукольных театров. | 1. Педагог вместе с детьми осматривает кукол театральной студии. 2. Дети узнают хорошо знакомых кукол, называют из каких они сказок. 3. Дети вместе с педагогом разыгрывают с настольными куклами русскую народную сказку «Заюшкина избушка». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Знакомство со сказкой «Снежная королева». | Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. Углубить представления о театральных куклах. Обогатить словарный запас детей. Познакомить детей со сказкой «Снежная королева», записанной на аудиокассете. | Картина «История с арбузом»; игрушка – марионетка «Петушок»; аудиокассета. | 1. Стихотворение «Фонарь». 2. Рассказ по картине «История с арбузом». 3. Игрушка – марионетка. 4. Этюд «Патока с имбирем». 5. Дети разучивают скороговорку. 6. Этюд «Курочка» | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Знакомство с перчаточным театром. | Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью. Усовершенствовать умение составлять рассказ по картине, обогатить словарь детей, развивать творческую самостоятельность, познакомить с мультфильмом «Снежная королева». | Картина «Страшный зверь»; Шапочки: зайцев; куклы – бабочки (перчаточный театр). | 1. Рассказ по картинке «Страшный зверь». 2. Этюд «А тари, тари, тари!». 3. Потешка «Сидит, сидит зайка». 4. Игра «Бабочка - коробочка». 5. Просмотр мультфильма «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Сказка «Снежная Королева». | Познакомить детей со сценарием театрализованной игры по сказке «Снежная королева». | Костюмы: Кая и Герды, Снежной Королевы, вороны, принцессы, оленя. | 1. Знакомство детей со сценарием театрализованной игры. 2. Прослушивание фонограммы. 3. Театрализованная игра «Снежная королева». 4. Танец «Хвастовство Кая». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Октябрь
Знакомство с тростевыми куклами. | Поддержать стремление детей заниматься театрально – игровой деятельностью, самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа – жесты, мимика движения. Развивать монологическую речь, научить составлять рассказ по картине, закрепить правильное произношение звуков, отработать дикцию с помощью скороговорок и чистоговорок. Познакомить с тростевыми куклами. | Картина «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу»; тростевые куклы. | 1. Стихотворение «Моя книга». 2. Рассказ по картине «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу». 3. Скороговорка «В лесу лиса под сосенкой». 4. Знакомить детей с тростевыми куклами. 5. Потешка «Ветер дует нам в лицо» 6. Танец «Утренняя песенка». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Снежная королева». | Познакомить детей с различными эмоциями, научить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Закрепить знания детей об отдельных чертах характера человека и литературного персонажа. Обучать управлению тростевыми куклами, развивать творческую самостоятельность, побудить передавать настроение, характер музыки пластикой тела, создавая яркий танцевальный образ персонажа. | Кукла; шапочка кота; ширма; тростевые куклы: бабушка, котик. | 1. Стихотворение С. Городецкого «Котенок». 2. Русская народная прибаутка «Вдоль по реченьке лебедушка плывет». 3. Потешка «А коток, коток, коток». 4. Скороговорка «На воротах сорока». 5. Игра «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Управление тростевыми куклами. | Обучить управлению тростевыми куклами, участвующими в диалоге. Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, используя жесты, движения, выразительную интонацию. Научить понимать эмоции персонажа, выражать их с помощью мимики, жестов, интонации. выработать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой. Создать танцевальную характеристику «Цветочницы с цветами». | Театральная ширма; тростевые куклы; шапочки: свинки и поросенка, цветов. | 1. Прибаутка «Летел сокол». 2. Потешка «Я на камушке сижу». 3. Потешка «Свинка Ненила». 4. Скороговорка «Пришел Прокоп». 5. Танцевальная импровизация «Цветочницы с цветами». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
«Ой, вставала я ране-шенько». | Закрепить знания о правилах манипуляции тростевыми куклами. Побудить детей использовать жесты, движения, выразительную интонацию для создания художественного образа. Научить понимать различные эмоции, выработать четкую дикцию, добиваясь правильного произнесения звука «п» в словах. | Театральная ширма; тростевые куклы: девочка, корова, медведь. | 1. Педагог вносит тростевые куклы: девочка, корова, медведя. 2. Русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Ноябрь
Осенний праздник. | Развивать творческие способности детей в театральной деятельности. Расширить самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные танцевальные импровизации. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях. | Атрибуты к осеннему празднику, атрибуты к показы сказки «Снежная Королева». | 1. Песни. 2. Хороводы. 3. Танцы. 4. Стихотворение. 5. Театрализованная игра «Снежная Королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Гусенок пропал. | Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая их передавать эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики, жестов, песенной и танцевальной импровизации. обучать приемам манипуляции тростевыми куклами. Сформировать умение оценивать черты характерами литературного персонажа, выражать свое отношение к его поступкам с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Побудить участвовать в танцевальной импровизации, передавая движениями характер музыки, создавая яркий танцевальный образ героя. | Тростевые куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона., шапочки жуков. | 1. Стихотворение «Два жука». 2. Музыкальная импровизация на музыку танца «Трепак» из балета «Щелкунчик». 3. Тростевые куклы: гуси, петух, утка, индюк, ворона. 4. Стихотворение «Жадина». 5. Скороговорка «Дед Данила». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театральные этюды. | Побудить передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Усовершенствовать навыки манипуляции тростевыми куклами, формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей, обогатить словарь детей. Добиться четкого произношения звуков «м» и «б» в скороговорке. Познакомить с Картиной 4 театрализованной игры «Снежная королева». Побудить участие в танцевальных импровизациях с театральными куклами. | Шапочка кота; тростевые куклы: свинья, гусь, овца, собака, кот, ворона. | 1. Стихотворение «Мы шагали по ельнику». 2. Стихотворение «Дырки в сыре». 3. Русская народная дразнилка «Витя – Титя – Карапуз». 4. Скороговорка «Маланья – болтунья». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Снежная королева». | Развивать способность анализировать поступки литературных героев, выражать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Сформировать умение оценивать характер персонажа, высказывать свое отношение к нему, изображать его с помощью мимики, жестов, интонации. Усовершенствовать мелкую моторику рук, побуждать пользоваться жестами для создания образа персонажа. Продолжить активизировать словарь детей, закреплять правильное произнесение всех звуков. Познакомить с Картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева», побуждать участвовать в игровых импровизациях. | Костюмы к спектаклю. | 1. Стихотворение «Разгром». 2. Стихотворение «Лора – командир». 3. Шапочки зверей: лисы, медведя, сороки, медведицы, зайчихи, кошки, кулика. 4. Русская народная потешка «Сегодня день целый». 5. Скороговорка «Неделю Емеле». 6. Знакомство с картиной 7 театрализованной игры «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Декабрь
Театрализованная игра «Снежная Королева». | Побудить использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Продолжить формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогатить словарь детей. Познакомить детей с картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева». Поощрить стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания танцевальной характеристики героев с использованием театральных кукол. | Шапочка кота; хворостинка; атрибуты для театрализации «Снежной Королевы». | 1. Русская народная песенка «Уж как шла лиса». 2. Русская народная потешка «Как повадился коток». 3. Потешка «Сеть тяну». 4. Скороговорка «Все за стол сели». 5. Работа над картиной 8 театрализованной игры «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Снежная Королева». | Развивать творческие способности детей, средствами театрального искусства, используя для этой цели песенные, танцевальные, игровые импровизации, театральных кукол различных систем. Объединить в единое целое первые четыре картины театрализованной игры «Снежная королева», распределить роли между детьми. | Атрибуты для проведения спектакля. | 1. Картина 1 «Пролог». 2. Картина 2 «Темная История». 3. Картина 3 «Цветочная поляна». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Снежная Королева». | Развивать творческую самостоятельность детей при создании ими художественного образа. Объединить в единое целое картины 5-8 театрализованной игры «Снежная королева» (первая занятие на этой неделе). Сделать прогон всей театрализованной игры с использованием декораций, костюмов, театральных кукол (второе занятие на этой неделе). | Декорации к спектаклю «Снежная Королева»; костюмы; театральные куклы. | 1. Подготовка с спектаклю. 2. Прогон театральной игры. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Снежная Королева». | Воспитать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, желание использовать театральных кукол различных систем в спектакле «Снежная королева». Поддержать стремление детей проявлять свои творческие способности в песенных, танцевальных и игровых импровизациях. | Декорации к спектаклю «Снежная Королева»; ко-стюмы; театральные куклы. | 1. Новогодний утренник. 2. Игра «Снежная королева». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Январь
Этюдный тренаж. | Оценивать театрально – игровую деятельность детей в первой половине учебного года. | Шапочки; куклы; музыка. | 1. Этюдный тренаж. 2. Игры – драматизации. 3. Этюды с куклами. 4. Кукольные спектакли 5. Игры – спектакли с элементами кукольного театра. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Знакомство с театральными куклами системы «люди – куклы». | Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Научить произносить скороговорку не спеша, четко выговаривая слова, постепенно увеличивая темп. Дать представление о различных эмоциях, научить изображать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации, танцевальной импровизации. Познакомить с театральными куклами системы «люди – куклы», объяснить приемы управления ими. | Кукла свинки. | 1.Русская народная пословица. 2. Скороговорка «Сенька – везенька». 3. Прибаутка «Заинька у елочки попрыгивает». 4. Считалка. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Управление куклами системы «люди – куклы». | Продолжить знакомить детей с разными чертами характера человека и литературного персонажа. Усовершенствовать умение различать и изображать разные эмоции. Обогатить лексику детей названиями предметов, действий, признаков. Побудить детей творчеству в управлении куклами системы «люди – куклы». | Кукла белка. | 1. Потешка «Где ты, брат Иван?». 2. Инсценировка пословицы. 3. Разучивание скороговорки. 4. Считалка «Сидит белка на тележке». 5. Танцевальная импровизация «Белка». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Февраль
Кукольный спектакль «Медвежонок невежа» | Побудить детей использовать жесты для создания образа персонажа. Научить управлять театральными куклами системы «люди – куклы». Развивать дикцию, научить произносить скороговорку в быстром темпе, правильно проговаривая звуки. Показать детям кукольный спектакль «Медвежонок невежа» (А. Барто). | Кукла зайчик; атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Русская народная игра «На блины». 2. Считалка «Заяц белый». 3. Скороговорка «Михейка на скамейке». 4. Спектакль «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакля «Медвежонок – невежа». | Поощрить желание детей самостоятельно различать эмоции и выражать их мимикой, жестами, выразительной интонацией. Поддержать творческую самостоятельность в этюдах на сопоставление различных эмоций. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа, научить передавать их с помощью мимики, жестов, движений. Разучить с детьми картину 1 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа». | Атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Стихотворение И. Токмаковой «Куда в машинах снег везут?». 2. Потешка «Раз, два, три, четыре». 3. Стихотворение «Чудаки». 4. Разучивание с детьми картины 1 спектакля «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Работа над спектаклем «Медвежонок – невежа». | Развивать умение понимать чувство литературных персонажей, изображать их мимикой, жестами, интонациями. Выработать четкую артикуляцию при произношении звуков «к» и «п». Продолжить работу над картиной 2 кукольного спектакля «Медвежонок – невежа». Научить понимать эмоциональное состояние персонажа. | Атрибуты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Потешка «Всех дороже». 2. Стихотворение Б. Заходера «Никто». 3. Скороговорка «На рынке Кирилл». 4. Разучивание с детьми картины 2 спектакля «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Спектакль «Медвежонок – невежа». | Научить детей различать и изображать эмоциональное состояние литературных персонажей с помощью различных выразительных средств. Объединить в единое целое 1,2 картины кукольного спектакля «Медвежонок – невежа», распределить роли в соответствии с желанием детей. | Реквизиты к спектаклю «Медвежонок – невежа». | 1. Стихотворение Ю. Владимирова «Ниночкины покупки». 2. Стихотворение А. Кушнера «Почему я от всего отказался». 3. Спектакль «Медвежонок – невежа». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Март
Маму свою очень люблю | Создать атмосферу праздника на утреннике «Маму свою очень люблю». Поддержать желание детей принимать участие в празднике и развлечениях, используя умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. | Атрибуты к спектаклю «Медвежонок невежа». | 1. Песни. 2. Хороводы. 3. Танцы. 4. Спектакль «Медвежонок – невежа». 5. Стихотворение «Никто». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Слоненок пошел учиться | Познакомить детей с театрализованной игрой с элементами кукольного театра «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлов. | Шапочки для инсценировки сказки: слоненок; слониха; волчица; мышата; сурок. | 1. Игра «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться» (картина 1). | Напомнить приемы управления театральными куклами системы «люди – куклы», участвующие в диалоге. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для сопоставления различных эмоций литературного персонажа. Сформировать представление о различных чертах характер человека и литературного персонажа. Научить изображать их с помощью мимики и движения. Разучить картину 1 театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» Д. Самойлова. | Куклы системы «люди - куклы» - петух, собака. | 1. Потешка «Петушок». 2. Пословица. 3. Русская народная потешка. 4. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться» (картина 2). | Напомнить способы управления куклами с «живой рукой», участвующими в диалоге. усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их с помощью выразительных средств. Закрепить знания о различных чертах характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми вторую картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Куклы с «живой рукой» - лиса; волк; медведь. | 1. Потешка «Идет лисичка по мосту». 2. Русская народная пословица. 3. Русская народная дразнилка. 4. Разучивание 2 картины «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Апрель
Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться» (картина 3). | Напомнить детям приемы управления тростевыми куклами, участвующими в диалоге. усовершенствовать умение детей сопоставлять различные эмоции и изображать их мимикой. Познакомить детей с различными чертами характера человека и литературного персонажа. Разучить с детьми 3 картину театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Тростевые куклы – щенок; котик; кукла слоненка; куклы мышат. | 1. Потешка «Котик». 2. Пословица. 3. Потешка «Взял Егор в углу топор». 4. Разучивание 3 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Развивать творческую самостоятельность детей при создании художественного образа. объединить в единое целое 1 и 2 картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | «Люди – куклы»: слониха, волчица, слоненок; куклы с «живой рукой»: сурок, мышата. | 1. Распределение ролей. 2. Чтение по ролям. | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Объединение трех картин театрализованной игры «Слоненок пошел учиться». | Усовершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Объединить все три картины театрализованной игры «Слоненок пошел учиться» в единое целое. | «Люди – куклы»: слониха, волчица, слоненок; куклы с «живой рукой»: сурок, мы-шата; тростевая кукла – кота. | 1. Распределение ролей. 2. Создание творческой атмосферы. 3. Прогон спектакля. | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Выпуск в школу. | Поддержать желание детей принимать активное участие в празднике и развлечении, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Создать атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей детей в различных видах деятельности. | Декорации к спектаклю «Слоненок пошел учиться». | 1. Праздничные песни. 2. Чтение стихотворения. 3. Танцы, игры. 4. Конкурсы. 5. Театрализованная игра «Слоненок пошел учиться». | Н. Д. Сорокина «Сце-нарии театральных кукольных занятий». |
Май
Инсценировка литературных произведений «У бабушки козел»; «Лгунишки». | Закрепить правильное произнесение звуков, отработать дикцию, интонационную выразительность речи. Поддержать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя для этого тростевых кукол и интонацию. Усовершенствовать умение понимать и изображать основные эмоции, используя различные средства выразительности. | Тростевые куклы: козел, бабушка, заяц, лиса, волк. | 1. Скороговорка. 2. Потешка «У бабушки козел». 3. Стихотворение Г. Сапгира «Про смеянцев». 4. Стихотворение «Лгунишки». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Этюды «Коровушка»; «Кот бездельник»; «Юбочка». | Выработать у детей дикцию, закрепить правильное произношение звука «К». Напомнить приемы вождения большой напольной куклы, управляемой двумя детьми одновременно. закрепить умение определять и изображать отдельные черты характера человека и литературного персонажа. Побудить передавать эмоциональное состояние литературного персонажа, используя различные выразительные средства. | Напольная кукла - коровушка; шапочки: кот, белка, галка, гуси, волк. | 1. Скороговорка. 2. Песня «Коровушка». 3. Стихотворение «Кот – бездельник». 4. Стихотворение «Гуси – лебеди». Стихотворение «Юбочка». | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Оценка театрально – игровой деятельности. | Оценить театрально – игровую деятельность детей во второй половине учебного года. | Все виды кукольного театра; декорации для спектаклей; шапочки. | 1. Оценка дикции, жестов, мимики, движениям детей. 2. Оценка исполнения детьми роли в кукольном спектакле. 3. Оценка управления куклами. | Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». |
Библиография
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
3. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
6. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
7. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
8. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
9. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
10. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
11. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
12. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
13. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
14. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
15. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
16. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
17. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
18. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
19. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
20. У. Шекспир «Собрание сочинений»
21. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
22. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г
23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
24. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.